Урок 40. Обучающее сочинение по серии картинок

Цель: продолжить работу над развитием письменной речи.

Планируемые результаты:учащиеся научатся писать сочине­ния по серии картинок, строить сообщения в устной и письмен­ной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

Деревья, коньки, день, хлопья, жилье, ноль, угольки.

— Прочитайте слова. Чем они похожи? (В них есть буква Ь.)

— На какие две группы можно разделить слова? (Мягкий знак в конце слова и в средине слова,)

— Как еще можно разделить? (На слова, где мягкий знак — показатель мягкости, и слова с разделительным мягким знаком.)

— Запишите слова в два столбика: мягкий знак — показатель мягкости и разделительный мягкий знак. Подчеркните мяг­кий знак.

— После каких букв стоит мягкий знак? (После согласных, по­тому что только согласные бывают мягкими и твердыми.)

— Перед какими буквами стоит мягкий знак — показатель мяг­кости? (Перед согласными или в конце слова.)

— Перед какими буквами стоит разделительный мягкий знак? (Перед гласными.)

— Кто помнит, перед какими гласными ставится разделитель­ный мягкий знак? (Е, Ё, Ю, Я, И.)

— Отгадайте загадки.

Хвост крючком, нос пятачком,

Лежит в грязной луже

И совсем не тужит. (Свинья.)

— В какойстолбик запишете слово? Почему?Приглядись: в лесу у пня Суета и беготня. Не умеют здесь лениться, Строит город вся семья. (Муравьи.)

— В какой столбик запишете слово? Почему?У двух матерей По пять сыновей. Одно имя всем. (Пальцы.)

— В какой столбик запишете слово? Почему?

— Для чего служит мягкий знак? (Для обозначения мягкости и разделения гласного и согласного звуков.)

III. Физкультминутка

В понедельник я купался, (Изобразить плавание.)

А во вторник рисовал,

(Изобразить рисование.)

В среду долго умывался,

(Изобразить умывание.)

А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)

В пятницу я бегал, прыгал,

(Прыжки на месте.)

Очень долго танцевал.

(Покружиться.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Сесть на корточки, руки под щеку.)

IV. Работа по теме урока Упр. 114 (с. 74).

— Что изображено на рисунках?

— Какая тема сочинения? (Мальчик вылечил зайца.)

— Как озаглавите сочинение? (Спасение зайчика.) — Каким словом можно заменить слово зайчик? (Зверек, длин­ноухий.)

— Ответьте на первый вопрос, пользуясь словами для справок. (Однажды в лесу мальчик увидел зайца.)

— Прочитайте второй вопрос. Какие слова для справок ис­пользуете для ответа? (Сломана лапка.)

— Составьте предложение. (У зайца была сломана лапка.)

— Запишите ответы на вопросы. Закончите самостоятельно. (Самостоятельная работа. Дети по желанию читают сочине­ния. Учитель и остальные учащиеся дают рекомендации.)

V. Рефлексия

— Вам понравилось писать сочинение?

— Что в работе над сочинением показалось трудным?

VI. Подведение итогов урока

— Чему сегодня вы научились?

— О чем бы вы хотели написать сочинение?

Урок 41. Проверочная работа

Цель: проверить знания по теме «Слово».

Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать свои достижения, работать самостоятельно; оформлять свои мысли письменно; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.) Кота Потап по лапе хлопал, И от Потапа кот утопал.

— Спишите предложение, разделив слова для переноса.

— Какое слово переносить нельзя? (Кот.)

— Почему слово Потап написано с большой буквы? (Это мужское имя.}

— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

— Прочитайте, голосом выделяя ударение.

—Подберите к слову утопал синонимы. (Ушел, убежал, удрал.}

III. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. . . .

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

IV. Работа по теме урока

— Найдите и прочитайте, как называется раздел, который мы изучали? (Слова, слова, слова...)

— Какие темы мы изучили и повторили? (Значение слов, мно­гозначные слова, синонимы и антонимы, слог, ударение.)

— Сегодня у нас проверочная работа, которая покажет, как вы поняли эти темы.

— Откройте учебник на с. 75—76. Просмотрите работу. (Учитель выдает учащимся контрольные листы.) Контрольный лист

(Ф.И.) ________________________________ 1. Подчеркни нужное слово.

НЕВЕЖДА НЕВЕЖА

2. Зачеркни лишнее слово. Благодарю, добрый, спасибо. Почему? __________

3. Подчеркни многозначные слова,

Трамвай, молния, звезда, осина. Объясни свой ответ.

4. Запиши слова.

5. Запиши слова. А)________ Б)________

6. Устно.

7. Запиши слова.

8. Запиши слова.

А)________ Б)________

В)___________________ 9. Запиши слова, поставь ударение . ___________________

10. Запиши полученное слово. ___________________

11. Запиши слова, разделив для переноса. ___________________

V. Рефлексия

— Что в проверочной работе показалось вам очень трудным?

— Какую тему вы не выбрали бы в проверочной работе?

VI. Подведение итогов урока

— Какие темы раздела «Слова, слова, слова...» вам показались особенно интересными?

Урок 42.Контрольный диктант

Цель: проверить умение писать слова с изученными орфо­граммами.

Планируемые результаты:учащиеся научатся видеть в словах орфограммы, правильно их записывать; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Контрольный диктант

Зимой в лесу

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматические задания

1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.

2. Напишите од покоренные слова к слову белка.

3. Напишите антонимы.

Тепло —... Сытно-...

III. Физкультминутка

Отдохнем с тобой, дружок. Ставим дружно руки в бок. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо, влево, вправо. Потянулись мы на славу. Сядем тихо, мой дружок, И продолжим наш урок.

IV. Развитие речи

(На доске запись.)

Бегут струйки по песку, по камешкам.

Прозрачный серебристый ручей выбежал из-под серого камня в лесу,

В них ласково глядятся и солнышко, и небо, и облака.

— Можно назвать эти предложения текстом? (Нет, они не свя­заны по смыслу.)

— Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Поменять пред­ложения местами.)

— Какое предложение будет первым? Почему? («Прозрачный серебристый ручей выбежал из-под серого камня». Это пред­ложение готовит к чтению, говорит, о чем будет текст.)

— Какое предложение будет следующим? («Бегут струйки по песку, по камешкам». Если поставить другое предложение, будет непонятно, где именно «в них».)

— Прочитайте концовку.

— Можем мы сказать, что получился текст? (Да. Он состоит из предложений, которые связаны между собой.)

— Назовите тему текста. (Ручей.)

— Как можно озаглавить текст? («Ручей». «Ручей в лесу».)

— Запишите текст.

V. Рефлексия

— Кого бы вы сегодня на уроке похвалили? За что?

— Оцепите свою работу.

VI. Подведение итогов урока

— Чему сегодня учились?

Наши рекомендации