Урок 40. Обучающее сочинение по серии картинок
Цель: продолжить работу над развитием письменной речи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся писать сочинения по серии картинок, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Деревья, коньки, день, хлопья, жилье, ноль, угольки.
— Прочитайте слова. Чем они похожи? (В них есть буква Ь.)
— На какие две группы можно разделить слова? (Мягкий знак в конце слова и в средине слова,)
— Как еще можно разделить? (На слова, где мягкий знак — показатель мягкости, и слова с разделительным мягким знаком.)
— Запишите слова в два столбика: мягкий знак — показатель мягкости и разделительный мягкий знак. Подчеркните мягкий знак.
— После каких букв стоит мягкий знак? (После согласных, потому что только согласные бывают мягкими и твердыми.)
— Перед какими буквами стоит мягкий знак — показатель мягкости? (Перед согласными или в конце слова.)
— Перед какими буквами стоит разделительный мягкий знак? (Перед гласными.)
— Кто помнит, перед какими гласными ставится разделительный мягкий знак? (Е, Ё, Ю, Я, И.)
— Отгадайте загадки.
Хвост крючком, нос пятачком,
Лежит в грязной луже
И совсем не тужит. (Свинья.)
— В какойстолбик запишете слово? Почему?Приглядись: в лесу у пня Суета и беготня. Не умеют здесь лениться, Строит город вся семья. (Муравьи.)
— В какой столбик запишете слово? Почему?У двух матерей По пять сыновей. Одно имя всем. (Пальцы.)
— В какой столбик запишете слово? Почему?
— Для чего служит мягкий знак? (Для обозначения мягкости и разделения гласного и согласного звуков.)
III. Физкультминутка
В понедельник я купался, (Изобразить плавание.)
А во вторник рисовал,
(Изобразить рисование.)
В среду долго умывался,
(Изобразить умывание.)
А в четверг в футбол играл.
(Бег на месте.)
В пятницу я бегал, прыгал,
(Прыжки на месте.)
Очень долго танцевал.
(Покружиться.)
А в субботу, воскресенье
(Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
(Сесть на корточки, руки под щеку.)
IV. Работа по теме урока Упр. 114 (с. 74).
— Что изображено на рисунках?
— Какая тема сочинения? (Мальчик вылечил зайца.)
— Как озаглавите сочинение? (Спасение зайчика.) — Каким словом можно заменить слово зайчик? (Зверек, длинноухий.)
— Ответьте на первый вопрос, пользуясь словами для справок. (Однажды в лесу мальчик увидел зайца.)
— Прочитайте второй вопрос. Какие слова для справок используете для ответа? (Сломана лапка.)
— Составьте предложение. (У зайца была сломана лапка.)
— Запишите ответы на вопросы. Закончите самостоятельно. (Самостоятельная работа. Дети по желанию читают сочинения. Учитель и остальные учащиеся дают рекомендации.)
V. Рефлексия
— Вам понравилось писать сочинение?
— Что в работе над сочинением показалось трудным?
VI. Подведение итогов урока
— Чему сегодня вы научились?
— О чем бы вы хотели написать сочинение?
Урок 41. Проверочная работа
Цель: проверить знания по теме «Слово».
Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать свои достижения, работать самостоятельно; оформлять свои мысли письменно; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(На доске запись.) Кота Потап по лапе хлопал, И от Потапа кот утопал.
— Спишите предложение, разделив слова для переноса.
— Какое слово переносить нельзя? (Кот.)
— Почему слово Потап написано с большой буквы? (Это мужское имя.}
— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.
— Прочитайте, голосом выделяя ударение.
—Подберите к слову утопал синонимы. (Ушел, убежал, удрал.}
III. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. . . .
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
IV. Работа по теме урока
— Найдите и прочитайте, как называется раздел, который мы изучали? (Слова, слова, слова...)
— Какие темы мы изучили и повторили? (Значение слов, многозначные слова, синонимы и антонимы, слог, ударение.)
— Сегодня у нас проверочная работа, которая покажет, как вы поняли эти темы.
— Откройте учебник на с. 75—76. Просмотрите работу. (Учитель выдает учащимся контрольные листы.) Контрольный лист
(Ф.И.) ________________________________ 1. Подчеркни нужное слово.
НЕВЕЖДА НЕВЕЖА
2. Зачеркни лишнее слово. Благодарю, добрый, спасибо. Почему? __________
3. Подчеркни многозначные слова,
Трамвай, молния, звезда, осина. Объясни свой ответ.
4. Запиши слова.
5. Запиши слова. А)________ Б)________
6. Устно.
7. Запиши слова.
8. Запиши слова.
А)________ Б)________
В)___________________ 9. Запиши слова, поставь ударение . ___________________
10. Запиши полученное слово. ___________________
11. Запиши слова, разделив для переноса. ___________________
V. Рефлексия
— Что в проверочной работе показалось вам очень трудным?
— Какую тему вы не выбрали бы в проверочной работе?
VI. Подведение итогов урока
— Какие темы раздела «Слова, слова, слова...» вам показались особенно интересными?
Урок 42.Контрольный диктант
Цель: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.
Планируемые результаты:учащиеся научатся видеть в словах орфограммы, правильно их записывать; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Контрольный диктант
Зимой в лесу
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.
Грамматические задания
1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.
2. Напишите од покоренные слова к слову белка.
3. Напишите антонимы.
Тепло —... Сытно-...
III. Физкультминутка
Отдохнем с тобой, дружок. Ставим дружно руки в бок. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо, влево, вправо. Потянулись мы на славу. Сядем тихо, мой дружок, И продолжим наш урок.
IV. Развитие речи
(На доске запись.)
Бегут струйки по песку, по камешкам.
Прозрачный серебристый ручей выбежал из-под серого камня в лесу,
В них ласково глядятся и солнышко, и небо, и облака.
— Можно назвать эти предложения текстом? (Нет, они не связаны по смыслу.)
— Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Поменять предложения местами.)
— Какое предложение будет первым? Почему? («Прозрачный серебристый ручей выбежал из-под серого камня». Это предложение готовит к чтению, говорит, о чем будет текст.)
— Какое предложение будет следующим? («Бегут струйки по песку, по камешкам». Если поставить другое предложение, будет непонятно, где именно «в них».)
— Прочитайте концовку.
— Можем мы сказать, что получился текст? (Да. Он состоит из предложений, которые связаны между собой.)
— Назовите тему текста. (Ручей.)
— Как можно озаглавить текст? («Ручей». «Ручей в лесу».)
— Запишите текст.
V. Рефлексия
— Кого бы вы сегодня на уроке похвалили? За что?
— Оцепите свою работу.
VI. Подведение итогов урока
— Чему сегодня учились?