Повышение квалификации на государственной гражданской службе.

Квалификационный экзамен проводится на основе ст. 49 Закона «О государственной гражданской службе РФ» и Указа Президента РФ «О по­рядке сдачи квалификационного экзамена государственными граждански­ми служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессио­нального уровня)», принятого 1 февраля 2005 г.

Данный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие спе­циалисты», а также должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы.

Гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полно­мочий должности гражданской службы категории «руководители», отно­сящиеся к высшей группе должностей, сдают квалификационный экзамен по решению представителя нанимателя в лице руководителя государствен­ного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих пол­номочия представителя нанимателя от имени РФ или субъекта РФ.

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о приобретении классного чина гражданскому служащему по замещаемой долж­ности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного р. па в год и не реже одного раза в три года.

Ранее этого срока внеочеред­ной квалификационный экзамен может проводиться по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) граж­данского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

По результатам квалификационного экзамена в отношении граждан­ского служащего выносится одно из следующих решений: 1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина; 2) признать, что гражданский служа­щий не сдал квалификационный экзамен. Результаты квалификационного о экзамена направляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после его проведения.

На основании результатов квалификационного экзамена представи­тель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалифика­ционный экзамен, либо направляет представление о присвоении указан­ному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством РФ о государственной гражданской службе.

Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, мо­жет выступить с инициативой о проведении повторного квалификационно­го экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификаци­онного экзамена в соответствии с законодательством РФ.

Служебная проверка.

Служебная проверка проводится по фактам, свидетельствующим о возможности дисциплинарного проступка, и проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

Служебная проверка является производным правовым понятием по отношению к служебной дисциплине на государственной гражданской службе - как обязательному для служащих соблюдению служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных федеральным законодательством, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом.

Причиной возникновения такого понятия как служебная проверка явилась необходимость установления оснований для установления мер дисциплинарной ответственности. Зам. заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы (г.Саратов) С.Е. Чаннов отмечает, что понятие «служебная проверка» не является новым для российского законодательства, однако Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. впервые закрепил необходимость проведения служебной проверки при привлечении гражданского служащего к дисциплинарной ответственности[47].

При проведении служебной проверки, согласно ст.58 и ст.59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79 должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного про­ступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заяв­ления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государ­ственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участи­ем юридического (правового) подразделения и представителя профсоюзной организации государственных служащих данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через 1один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служеб­ной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему слу­жебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может временно отстраняться от замещаемой должности с со­хранением на этот период денежного содержания по замещаемой должно­сти гражданской службы. Временное отстранение гражданского служаще­го от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявле­ния, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских слу­жащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) участвовать лично или через своего представителя в служебной проверке;

4) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным за­ключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, состав­ляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложения о применении к гражданскому служащему дисцип­линарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взы­скания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подпи­сывается руководителем подразделения государственного органа по во­просам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Наши рекомендации