Укрепление материальной базы и рост школьной сети
Реформы образовательной политики 20 века
Реферат
Выполнила: Шурухнова Елена,
Студентка очного отделения,
103 группа.
Проверил: Мазурчук Н. И.
Екатеринбург 2012
Введение
§1.Исторический экскурс
§2. укрепление материальной базы
§3. введение общеобязательного обучения
§4. введение общеполитического восприятия
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема образования всегда являлась и является актуальной темой. В период 20 века происходило достаточно много различных преобразований в сфере образования, искались новые пути и условия воспитания, совершалось множество ошибок. В реферате представлены основные преобразования в образовательной политике того времени. Объектом является образование в период 20 века, предметом - идеи, методы, условия, результаты преобразований. Целью реферата является рассмотрение развития и становления народного образования, ликвидации неграмотности и малограмотности.
Исторический экскурс.
Корни модернизации России конца XIX - начала XX веков лежат в реформе образования.
В 20-е годы ХХ века уже советская школа сохраняла ориентацию на подготовку учащихся к практической деятельности. В старших классах осуществлялось профилирование обучения на гуманитарное, естественно-математическое и техническое направление. Именно выпускники школы тех лет проводили НЭП и индустриализацию.
Проблемы советской школы начались в 30-х годах. В течение четырех лет ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР «штамповали» постановления, превратившие школу в ту систему, остатки которой мы видим сейчас.
Главным стало воспитание лояльного к власти поколения, а образование отошло на второй план. Именно тогда вышли жесткие учебные программы по каждому предмету, была закреплена классно-урочная система обучения, в школе появилась пионерская организация, изменились ориентиры учебно-воспитательного процесса. В 1934 году вышло постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», которое ввело систему единой школы с единым учебным планом и едиными учебными программами.
Школа технологически стала «массовым производством», давая унифицированную «конвейерную» продукцию. Это имело смысл в условиях милитаризации страны и подготовке к войне. Под «чутким руководством товарища Сталина» такая система могла работать и давать результат, но при ослаблении «руководящей и направляющей силы» она стала буксовать, а в условиях мира и технического прогресса – тормозить развитие страны.
С 1958 года школа вновь реформируется. Больше внимания уделяется трудовому обучению и профессиональной подготовке, открываются специализированные школы с углубленным изучением иностранного языка, математики, физики, химии и т.д.
Но в 1964-1966 гг. реформы свернули, производственное обучение отошло на второй план, дифференциация образования свелась к факультативным занятиям и отдельным специализированным классам и школам. Эта система просуществовала до конца 80-х годов.
Укрепление материальной базы и рост школьной сети
Тяжелое экономическое положение страны в 1921--1922 годах крайне отрицательно отразилось на состоянии школы. Размах школьного дела, порожденный энтузиазмом трудящихся масс в первые послеоктябрьские годы, превосходил возможности молодой республики. В связи с общим оскудением ресурсов страны Советское правительство вынуждено было пойти на сокращение расходов на нужды народного образования. Для восстановления промышленности и сельского хозяйства требовались большие средства.
Вынужденное сокращение ассигнований на народное образование из центрального бюджета и перевод содержания школ на местные средства привели к сокращению сети школ, но не числа учащихся.
Но уже в марте 1922 года XI съезд Коммунистической партии, подведя первые итоги новой экономической политики и отметив серьезные успехи на хозяйственном фронте страны, предложил принять немедленные меры для подъема культуры и школы.
Х Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в декабре 1922 года, указав на недопустимость дальнейшего сокращения школ, призвал все органы Советской власти, все партийные и профессиональные организации оказать школе всемерную помощь:
«...дальнейшее отступление по фронту просвещения (сокращение элементарных школ и учреждений по борьбе с детской беспризорностью) должно быть приостановлено...»
Огромное значение для подъема народного образования в это время имела статья В. И. Ленина «Странички из дневника», в которой он писал: «Конечно, в первую голову должны быть сокращены расходы не Наркомпроса, а расходы других ведомств, с тем, чтобы освобожденные суммы были обращены на нужды Наркомпроса».
С 1923 года укрепляется бюджет народного образования и улучшается материальное положение учителей, в первую очередь сельских. Начался медленный, а затем все более быстрый рост сети общеобразовательных школ.
К концу 20-х годов сеть школ и число учащихся было значительно выше, чем в 1914 году. Еще важнее было то, что росла сеть не только начальных школ, но и семилетних и средних. С 1922 по 1926 год число учащихся в семилетних школах выросло более чем в 3 раза -- с 180 тыс. до 635 тыс. человек.
Большие изменения произошли в социальном составе учащихся. Основным контингентом советской школы стали дети трудящихся, резко увеличилось число учащихся из среды рабочих и крестьян во всех учебных заведениях.
Значительно улучшается материально-техническая база школы. Возрастают ассигнования на учебники, учебные и наглядные пособия, на ремонт и строительство школьных зданий. Советское государство выделяет бесплатно письменные принадлежности, учебные и наглядные пособия в количестве, достаточном для обеспечения нуждающихся в первую очередь сельских школьников.
Совет Народных Комиссаров РСФСР в 1925 году выдвинул в качестве практической задачи введение всеобщего начального обучения и предложил Наркомпросу и Госплану представить календарный план осуществления всеобщего обучения с тем расчетом, чтобы к 1933--1934 годам оно было завершено. Началась интенсивная работа по составлению планов введения всеобщего начального обучения в стране.
Введение всеобщего обязательного начального обучения
XVI съезд Коммунистической партии, проходивший в 1930 году, признал боевой задачей проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидацию неграмотности. К этому времени грамотность населения сильно возросла (с 33% в 1916 году до 62,6% в 1930 году), но более 1/3 населения Советского Союза все еще оставалось неграмотной, а в сельских местностях этот процент был намного выше.
Скорейшее осуществление всеобщего обучения детей и подростков и ликвидация неграмотности среди взрослых превратились в неотложную задачу государственного значения.
14 августа 1930 года Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Союза ССР было принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Первые три статьи этого закона гласили:
«I. Ввести с 1930--1931 г. повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 года в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе.
Установить в 1930--1931 г. обязательное прохождение всего курса школ I ступени (первых четырех групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста.
2. Ввести с 1930--1931 г. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы. Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки).
3. Ввести с 1930--1931 г. всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек) в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929--1930 г.».
Таким образом, все дети, достигшие школьного возраста, а также переростки, которые по тем или иным причинам ранее не были охвачены школой, должны были обязательно учиться. Закон обязывал родителей и заменяющих их лиц посылать детей в школы; за неисполнение этой обязанности они подлежали ответственности по законам союзных республик.