Политическое учение Аристотеля.

1)Гос-во – есть существующая на определенной территории самоуправляющаяся общность людей, которая удовлетворяет все потребности своих членов.

2)Политика- наука, призванная предлагать совокупность средств для достижения цели гос-ва. Политика по существу выступает в качестве науке о здоровье гос-ва.

3)Цель гос-ва достигается, если гос.органы посредством правового регулирования проводят в жизнь распределяющую и уравнивающую справедливость.

Проблема распределяющей справедливости возникает, когда совместный труд ряда людей создал благо, которое следует распределить. Вопрос об уравнивающей справедливости встает при специализации деятельности людей, когда обменивают продукты труда специалисты разных профессий. Обе справедливости следует применять всегда вместе, это делает гос-во правильным.

4)Совершенствованию гос. строю способствует реализация в политике ряда теоретических положений:

· счастливая жизнь гражданина гос-ва складывается из 3-х видов благосостояния: внешнего, физического и нравственного.

· деятельность гражданина складывается из труда и досуга, где труд существует для досуга.

· жизнь гос-ва есть жизнь не для других гос-в, а для себя самого. И жизнь составляющих гос-во лиц, также есть жизнь для себя самих.

· все связи граждан в гос-ве базируются на взаимности. Ты гос-ву – гос-во тебе.

· гос-во есть такая форма общежития, в которой люди «сошлись вместе, чтобы жить хорошо».

· всю власть отдать достойным, а массе простых граждан предоставить право избирать правительственных лиц и контролировать их.

· в гос-ве в случае разногласий решение должно быть принято и в основу его положено мнение большинства.

· законы должны быть приспособлены к образу жизни людей, а не гос. устройство к законам.

· лучше будет устроено то гос-во в к. средний класс будет сильнее остальных двух, или ,по крайней мере, одного из них.

Милль о формах правления.

Д.С.Милль –английский обществовед, классик полит. науки. Теоретические положения:

1)Форма правления должна определяться правящими здесь соц.силами при учете обстоятельств: а)«если народ возмущается казнью, но не негодует на убийство, - то этому народу необходимо правит-во с более широкими полномочиями; б)«различные материальные трудности служат непреодолимой преградой к установлению известных форм правления»; в)В гос-ве «большинство часто подчинено меньшинству», несмотря на то, что на стороне первого «может быть перевес и богатство, и интеллекта»; г)«отличительна черта людей, рожденных рабами, - выполнение только того, что им приказывают, и только тогда, когда приказывают», поэтому для обеспечения быстрого соц.прогресса «народа рабов нужен патриархальный деспотизм или аристократия, вроде сен-симоновского социализма».

2)При представительной форме – допускается гласность и свобода слова всему народу сразу, «полная свобода критики всякого чиновника, всякого действия» чиновника и всякой правительственной меры.

При деспотической форме – некоторые классы лишены возможностей влиять на принятие политических решений, «их интересы лишены обеспечения, данного интересам других.

3)Высшее достоинство» формы правления «заключается в развитии» её учреждениями народа в умственном, нравственном, волевом и практическом отношениях.

4)О представительной форме правления как наилучшей. Если нет безусловной необходимости введения либо представительного, либо деспотического правления, то в гос-ве следует установить именно представительное правление. Т.к человеч.интересы обеспечиваются лучше тогда, когда человек сам заботится о них; представит.правление процветает, если недовольные им люди стремятся его изменить. « прогресс- результат деят-сти недовольных». Предст. правление укрепляет нравственность граждан. Предст. форма правления является средством произвести с помощью умственного развития и честности, нравственных качеств лучших и умнейших людей, непосредственное давление на правительство.

5)Основополагающий принцип предст.правления – то, что «единственная цель, оправдывающая вмешательство отдельных лиц или общ-ва в свободу действий любого человека, есть самозащита», принуждение «может быть справедливо применено» по отношению к человеку только ради «предотвращения вреда для других людей».

6)Обязанность представительного собрания заключается в наблюдении за тем, чтобы люди, решающие указанные вопросы, были наиболее для этого пригодными. В зак.деят-сти, собрание должно выбрать, кому именно предоставить роль подготовки законопроекта. Когда же он будет выработан, собранию следует либо санкционировать его, либо отвергнуть. Обязанность представительного собрания составляют «разговоры и прения».

7)(недостаток интеллектуальных качеств у народных представителей и невежество), - Бороться с указанной опасностью нужно путем развития интеллектуальных и моральных способностей народных масс.

БИЛЕТ № 7

Наши рекомендации