О выпускной квалификационной (дипломной )работе

Положение

О выпускной квалификационной (дипломной )работе

Барнаул 2017

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о выпускной квалификационной (дипломной) работе (далее ВКР) разработано в соответствии с:

-Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказом министерства образования и науки РФ от 16.08.2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной (итоговой) аттестации по образовательным программам СПО»;

1.2. ВКР является основным обязательным видом аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по программам подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ)

1.3. Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации и закреплению полученных выпускником знаний, умений и овладению общими и профессиональными компетенциями, установленными Федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС) по специальностям и видам.

1.4. Защита ВКР проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников ФГОС СПО.

1.5. ВКР выполняется в форме дипломного проекта или дипломной работы по темам, имеющим профессиональную направленность.

1.6. ВКР должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость.

1.7. ВКР выполняются в срок, регламентированный ФГОС СПО, рабочими учебными планами и календарным учебным графиком.

1.8. ВКР подлежат обязательному рецензированию.

Организация разработки тематики и выполнения

Требования к теоретической части ВКР

3.1.Титульный лист является первой страницей ВКР. Он должен содержать: название образовательного учреждения; специальность; вид; тему дипломной работы (проекта); фамилию, инициалы, научного руководителя; фамилию, инициалы студента; номер группы, в которой он обучается; название города, а также год написания данной работы. (Приложение 1)

3.2.Содержание помещается после титульного листа, в нем приводятся заголовки всех глав, параграфов и более мелких рубрик и указываются страницы. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом, заголовки каждой последующей ступени смещать на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят (Приложение 2),.

3.3.Введение содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена работа, это:

- выбор темы исследования и ее актуальность, обусловленная выявлением противоречия (противоречий) и вытекающей из нее проблемой исследования;

- конкретизация проблемы исследования;

- постановка цели исследования и определение содержания задач соответствующих поставленной цели;

- определение объекта и предмета исследования;

- выдвижение рабочей гипотезы исследования;

- краткий анализ источников;

- степень изученности и разработанности темы;

- теоретическая и практическая значимость полученных результатов;

- методы исследования, с помощью которых решались поставленные задачи.

3.4. Актуальность – одно из основных требований, предъявляемых к ВКР. Обосновывая актуальность выбранной темы, студент должен кратко осветить причины обращения именно к этой теме и именно сейчас, выявить противоречие и определить проблему исследования. Доказательство актуальности темы должно обосновать проблему исследования.

3.5. Проблема исследования – это «вопрос в научно решаемой форме». Научное исследование начинается с решения проблемы, ее формулирования.

3.6. Цель и задачи исследования. Цель должна непременно носить познавательно-преобразовательный характер. Цель исследования это то, что необходимо достигнуть в самом общем виде как результат проведенной работы. В ВКР формулировка цели допускает практический характер. Однако в самом содержании исследования и, прежде всего в теоретической его части необходим проблемный подход, сопровождающийся сопоставлением различных точек зрения, концепций, по отношению к которым автор работы высказывает свою позицию и обосновывает ее.

Следует стремиться к тому, чтобы формулировка задач исследования раскрывала поставленную цель:

-изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования…

- обобщить практический опыт работы…

- организовать опытно-эксперементальную проверку выдвигаемых теоретико-методологических положений.

Однако задачи могут быть сформулированы более конкретно и целенаправленно.

- определить важнейшие признаки, характеризующие…;

- обозначить, под углом зрения изучаемой проблемы, приоритетные психологические характеристики категории «интереса» и возрастные особенности…;

-подтвердить на основе опытно-экспериментальной работы, правомерность разработанной модели развития интереса …

3.5.Объект и предмет исследования. Далее определяются и формулируются объект и предмет исследования. Объект (научного исследования) – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет (научного исследования) – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки (мысленного) обзора, аспекта, «среза», отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание исследователя, именно предмет определяет тему ВКР, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Объект – то, на что направлена познавательная, исследовательская, научная деятельность. Предмет – это процесс или явление, находящиеся в границах объекта и подлежащие изучению, исследованию, рассмотрению.

3.6.Гипотеза исследования – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, процесса и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования. Научная гипотеза – научное предположение. Это вид умозаключения. Смысл и значение гипотезы состоит в том, что она как бы предваряет процесс и выводы исследования.

3.7. Краткий анализ источников должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой и другими источниками по теме, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

3.8.Практическая значимость полученных результатов во многом определяется характером выполняемого студентом исследования.

Методы исследования - это способы познания объективной реальности. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете.

Выполнение исследования предполагает использование следующих методов:

Методы работы с научной информацией: методы поиска информации; методы обработки полученной информации;методы систематизация и хранение научной информации.

Методы научного познания: наблюдение, сравне­ние, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей.

Специальные методы исследования – в зависимости от специальности, например в этнографии это экспедиции, стационарные исследования, метод пережитков и т.п.

Мето­ды творческого решения проблемы исследования: метод струк­турного анализа проблемы исследования; метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм», метод аналогий, «синектика», метод «Если бы...», метод образной картины и др.

3.9.Основная частьработы по объему должна составлять примерно 70% всего текста. Здесь подробно излагаются и формулируются промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к главам основной части работы являются доказательность, последовательность, отсутствие в них лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

В завершении каждой главы автор делает выводы обобщающего характера, в которых заключается позиция служащая теоретической основой последующей практической части ВКР.

3.10.ЗаключениеВКР должно содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть самая небольшая по объему. Именно здесь должны быть представлены итоговые результаты ВКР. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, подтверждение гипотезы, соединить в единое целое извлеченные выводы, оценить теоретические результаты с успешность собственной практической работы.

3.11. Библиографический список обычно приводится вслед за заключением. Это перечень литературных и других источников, использованных студентом в ходе работы над темой ВКР. Каждый включенный в такой перечень литературный источник необходимо отразить в рукописи ВКР. При ссылке на какие-то факты, взятые из работ других авторов, следует обязательно указать по ходу текста, откуда взяты приведенные материалы.

Библиографический список должен содержать не менее 20 источников, соответствующих теме дипломной работы. Расположение литературы в списке должно быть алфавитным.

3.12.Приложенияпомещаются в конце работы и содержат вспомогательные и дополнительные материалы, которые сопровождают текст основной части ВКР.

По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее не опубликованные тексты, переписка и т.п. По форме приложения могут представлять собой текст, рисунок, фото материалы, таблицы, графики, карты, анкеты, тесты и т.п.

Приложения оформляются как продолжение работы на последующих страницах, не нумеруются и в теоретический объем курсовой не входят. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» прописными буквами, оно должно иметь и содержательный заголовок. Нумеруют приложения последовательно арабскими цифрами без знака № (Приложение 1).

3.13.Повествование ведется от третьего лица. Глаголы должны находиться в единой временной форме.

3.14.Текст печатается:

- через 1,5 интервал, кегль – 14, на одной стороне стандартной белой односортной бумаги формата А-4;

- поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;

- красная строка каждого абзаца должна отступать вправо на 5 знаков;

3.15.Все главы и подглавы, кроме введения, заключения, списка литературы, приложения, должны быть пронумерованы и озаглавлены. Все заголовки и подзаголовки должны быть записаны и пронумерованы в той же последовательности и словесной формулировке, в какой они приводятся в работе.

3.16.Страницы нумеруются арабскими цифрами на середине нижнего поля. Титульный лист включается в нумерацию, но номер не печатается. Главы, подглавы нумеруются также арабскими цифрами.

3.17.Заголовки разделов, глав, подглав оформляются по центру страницы. Перенос слов и подчеркивание не допускается, точка в конце не ставится. Расстояние между заголовком и текстом – 3 интервала. Разделы и главы (но не подглавы) следует начинать с новой страницы.

3.18.Произвольные сокращения слов в тексте недопустимы, следует пользоваться общепринятыми сокращениями (напр.: и др., т.е., т.к., экз.)

3.19.Оформление библиографических ссылок. Ссылки на цитируемый текст необходимо оформлять в квадратные скобки, где указывается номер источника по списку литературы и страницы (напр.: «М. Забылин утверждает [5.С.419]») При ссылке на несколько работ в скобках указываются номера источников (напр.: «Как считают многие исследователи [4,7,19,2])».

3.20.Библиографический список должен содержать перечень всех источников, количество которых в выпускной квалификационной работе должно быть не менее 20-ти.

Нумерация списка сплошная - от первого до последнего названия арабскими цифрами с точкой.

Описание каждого источника начинается с нового абзаца.

Фамилии авторов, а также заглавия книг и статей располагаются в алфавитном порядке.

Работы одного автора располагаются в хронологическом порядке изданий. Авторы однофамильцы указываются в алфавитном порядке их инициалов.

3.21. Библиографическое описание источников требует кроме указания автора и основного заглавия сведения о характере издания (напр. Учеб. пособие, энциклопедия, альманах, сборник и т.д.), о месте издания (город, издательство) и количестве страниц.

Примеры полного библиографического описания:

ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Семенов, В. Ф. Философия: итог тысячелетий. Философская психология / В. Ф. Семенов; Рос. акад. наук, Пущин, науч. центр. – Пущино: ПНЦ РАН, 2000. – 64 с.

(Описание на издание с одним автором)

Мараховская, Н. В. Проблемы дистанционного обучения: аспект психолого-познавательных барьеров: монография / Н. В. Мараховская, А. И. Пилипенко. – Брянск: БГТПУ, 2003. – 198 с.

(Описание на издание с двумя, тремя авторами)

МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Гиппиус, З. Н. Сочинения: в 2 т. / Зинаида Гиппиус; [вступ. ст. подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко; Рос. акад. наук]. – М.: Лаком-книга: Габестро, 2001. – Т. 1: Романы. – 367 с. – Библиогр. в примеч.: с. 360-366.- Т. 2: Романы. – 415 с.

СБОРНИКИ

Легенда о счастье. Проза и стихи русских писателей: сборник [вступ. ст. и примеч. В. Б. Муравлева]. – М.: ЭКСМО-пресс, 2002. – 431 с.

Абрамов, К. И. Московскому государственному университету культуры и искусства – 70 лет / К. И. Абрамов // Книга: исследования и материалы. – 2001. – Сб. 78. – С. 335-339.

(Описание на статью из сборника)

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

История России: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Быков; отв. ред. В. Н. Сухов; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Либерия, 2003. – 321 с.

ДИССЕРТАЦИИ

Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XII-XIVвв.: дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02.: утв. 15.07.02 / И. В. Белозеров. – М., 2002. – 215 с. – Библиогр.: с. 202-213.

АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

Серикова, Л. В. Портрет персонажа в прозе В. М. Шукшина: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.01) / Серикова Лидия Валерьевна. – Барнаул, 2004.-23 с.

НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ

Бойко, Р. Г. Петровские звоны [Ноты]: муз. ил. к рус. истории времен Петра Первого: ор. 36 / Р. Г. Бойко. – Партитура. – М.: Композитор, 2001. – 96 с.

ВИДЕОИЗДАНИЯ

От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Р. Родригес; в ролях: К. Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни. – М.: Премьер-видеофильм, 2002. – 1 вк.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]. – М.: АСТ, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD ROM)

(Под заголовком)

Библиография по социальным и гуманитарным наукам, 1993-1995 [Электронный ресурс] / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам (ИНИОН). – Электрон. данные и прогр. (33 файла: 45965539 байт). – М., 1995. 1 электрон. опт. диск (CD ROM)

(Под заглавием)

Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон, 2009 г. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.htm-Заглавие с экрана.

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ

Первенство кафедр вузов искусств и культуры: научно-методические, творческо-исполнительские и организационные аспекты: материалы заочной научно-методической конференции (Барнаул, май 2003 г.) / ред. кол. А. С. Кондыков [и др.]; АГИИК. – Барнаул: АГИИК, 2003. – 150 с.

Опыт и проблемы повышения качества обучения студентов в Алтайском государственном институте искусств и культуры: сб. тезисов докладов и выступлений научно-методической конференции (Барнаул, 18 апреля 2002 г.) / ред. кол. А. С. Кондыков [и др.]; АГИИК. – Барнаул: АГИИК, 2002. – 161 с.

Семья. Ребенок. Общество. Культура: методические материалы круглого стола / ред. кол. Т. И. Головко, Г. В. Оленина, Г. Г. Николаева; АГИИК, каф. библиотековедения. – Барнаул: АГИИК, 2001. – 43 с.

ТЕЗИСЫ

Балашова, Е. В. Библиотерапевтические традиции / Е. В. Балашова // Учетные записки Алтайского государственного института искусств и культуры : материалы междунар. науч.-практ. конф. «Сохранение и воспроизводство культурного наследия народов Сибири» (Барнаул, 14-16 марта 2002 г.) / ред. кол. О. Н. Труевцева [и др.]; АГИИК. – Барнаул, 2002. – Вып. 2. – С. 167-170.

Балашова, Е. В. Методика преподавания курса «Библиотечное общение» как дисциплины специализации / Е. В. Балашова // Опыт и проблемы повышения качества обучения студентов в Алтайском государственном институте искусств и культуры: сб. тез. докл. и выступлений науч.-метод. конф. (Барнаул, 18 апреля 2002 г.). – Барнаул, 2002. – С. 7-9.

РЕЦЕНЗИИ

Зданович, А. А. Свои и чужие – интриги разведки / А. Зданович. – М.: ОЛМА-пресс: МассИнформМедиа, 2002. – 317 с.

Рец. : Мильчин К. На невидимом фронте без перемен / К. Мильчин // Кн. обозрение. – 2003. – 11 марта (№ 10-11). – С. 6.

3.22.Работа на рецензию без соответствия правилам оформления не принимается.

3.23. По структуре дипломная работа состоит из теоретической, практической и содержащей общие выводы и рекомендации частей. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы.

3.24.Практическая часть работы разрабатывается на П(Ц)К по каждому виду и представляется на процедуре защиты, продуктом творческой деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности. Специфика, содержание практической части работы, процедура проведения определяется в Программах государственной (итоговой) аттестации по видам.

3.25.Содержание теоретической и практической части определяется в зависимости от профиля специальности, темы ВКР и отражает уровень профессиональной компетентности выпускника.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
Глава 1………………………………………………………………………  
1.1…………………………………………………………………
1.2…………………………………………………………………
1.3…………………………………………………………………
Глава 2………..……………………………………………………………  
2.1…………………………………………………………………
2.2…………………………………………………………………
2.3…………………………………………………………………  
Заключение…………………………………………………………………  
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………

Приложение 3

Образец оформления рецензии ВКР

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу

по теме_____________________________________________________________________

выпускника____________________________________________________________________

(ФИО, группа)

Выпускная квалификационная работа объемом ___ страниц содержит приложения _____ страниц

Посвящена____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

(актуальность, значимость темы)

Основные результаты ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, а также методы ее выполнения__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая значимость работы_______________________________________________ ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

(возможность внедрения результатов работы в практику, ожидаемый эффект)

Анализ обоснованности выводов и предложений__________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Качество оформления_________________________________________________________

Недостатки работы___________________________________________________________

Изложенное позволяет считать, что рецензируемая работа__________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_____________ Рецензент __________________________ Подпись _______________

Приложение 4

Образец оформления протокола

Протокол №______

На тему

____________________________________________________________________________

Присутствовали:

Председатель Государственной экзаменационной комиссии ____________________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Члены Государственной аттестационной комиссии____________________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Секретарь Государственной экзаменационной комиссии:

____________________________________________________________________________

Ф.И.О., должность

Работа выполнена под руководством ____________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

В государственную экзаменационную комиссию представлены следующие материалы:

-Приказ директора о допуске выпускников к итоговой государственной аттестации.

-Данные учебной части о выполнении выпускником требований основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности).

После сообщения о выполненной работе (в течение______________ минут) выпускнику были заданы следующие вопросы:

  Фамилия задававшего вопросы Содержание вопроса
1.______________ ________________________________________
________________________________________
________________________________________
2.______________ ________________________________________
________________________________________
________________________________________
3.______________ ________________________________________
________________________________________
________________________________________
4.______________ ________________________________________
________________________________________
________________________________________
5.______________ ________________________________________
________________________________________
________________________________________
6.______________ ________________________________________
________________________________________
________________________________________
7.______________ ________________________________________
________________________________________
________________________________________

Общая характеристика ответов выпускника на заданные ему вопросы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Положение

о выпускной квалификационной (дипломной )работе

Барнаул 2017

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о выпускной квалификационной (дипломной) работе (далее ВКР) разработано в соответствии с:

-Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказом министерства образования и науки РФ от 16.08.2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной (итоговой) аттестации по образовательным программам СПО»;

1.2. ВКР является основным обязательным видом аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по программам подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ)

1.3. Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации и закреплению полученных выпускником знаний, умений и овладению общими и профессиональными компетенциями, установленными Федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС) по специальностям и видам.

1.4. Защита ВКР проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников ФГОС СПО.

1.5. ВКР выполняется в форме дипломного проекта или дипломной работы по темам, имеющим профессиональную направленность.

1.6. ВКР должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость.

1.7. ВКР выполняются в срок, регламентированный ФГОС СПО, рабочими учебными планами и календарным учебным графиком.

1.8. ВКР подлежат обязательному рецензированию.

Наши рекомендации