Тема 4. Становление и развитие абсолютистской формы правления

Основные положения теории абсолютизма. Абсолютизм и теория Просвещения. Сравнительный анализ французского, английского и российского абсолютизма. Теория «структурной эксплуатации периферии» П.Андерсона.

Реформирование системы государственного управления в период правления Петра I. Реформирование центральных и местных органов государственного управления. Военная, налоговая реформы. «Табель о рангах». Переход от принципа родовитости к принципу заслуг в занятии государственных должностей. Появление абсолютного монарха.

Изменение взаимоотношений церкви и государства в первой половине XVIII века.

Период дворцовых переворотов. Попытка адаптировать петровскую систему государственного управления к российским реалиям.

Правление Екатерины II. Феномен «просвещенного абсолютизма». Попытка внести гражданские свободы на российскую почву.

Интерактивная форма проведения лекции – лекция-беседа и лекция-визуализация. В ходе данной лекции совместно с аудиторией составляются на доске схемы и таблицы.

Тема 5. Эволюция государственного управления России в XIX веке

Реформы первой половины XIX века. Министерская реформа. Попытка решения крестьянского вопроса без отмены крепостного права.

Буржуазные реформы второй половины XIX века. Отмена крепостного права и реформирование всех сфер жизни общества и государства. Становление и развитие земств и городского самоуправления. Контрреформы конца XIX века.

Интерактивная форма проведения лекции – лекция-беседа и лекция-визуализация. В ходе данной лекции совместно с аудиторией составляются на доске схемы и таблицы.

Тема 6. Развитие российской государственности в начале ХХ века

Оформление конституционной монархии. Развитие парламентаризма в России.

Влияние первой мировой войны на государственное управление. Кризис и падение монархии в России.

Неудача демократического этапа развития государственности в 1917 году.

Интерактивная форма проведения лекции – лекция-беседа. В ходе данной лекции-беседы совместно с аудиторией составляются на доске схемы и таблицы.

Тема 7. Становление Советского государства

Октябрьский переворот 1917 года. Создание новой системы управления. Влияние гражданской войны и интервенции на систему государственного управления. Вытеснение эсеров из государственного управления, переход к однопартийной политической системе. «Военный коммунизм» и его последствия.

Государственное управление в период НЭПа (1921-1929).

Становление системы рекрутирования советских управленческих кадров.

Интерактивная форма проведения лекции – лекция-беседа. В ходе данной лекции-беседы совместно с аудиторией составляются на доске схемы и таблицы.

Тема 8. Тоталитарная система управления

Становление тоталитарной формы правления. Сравнительно исторический анализ тоталитарной системы управления СССР и нацистской Германии.

Переход к плановой системе управления народным хозяйством. Индустриализация. Сращивание партийного и государственного аппарата управления. Роль вождя в системе государственного управления. Создание особой системы судопроизводства. Конституция 1936 года.

Развитие системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны.

Основная литература

Тема 9. Эволюция системы государственного управления 1950 – н.1990-х гг.

Развитие государственности стран Западной Европы, создание интеграционных проектов.

Трансформации государственного управления в СССР. Попытка реформировать систему государственного управления после смерти Сталина. Критика «культа личности» Сталина. Роль СССР в становлении системы социалистического лагеря.

Попытки реформирования государственного управления в 1950-60-е годы. «Косыгинские реформы», причины их неудачи.

Экономический кризис сер.1980-х гг. Перестройка. «Ново-огаревский процесс» как попытка реформирования СССР. Путч августа 1991 г. Крушение СССР.

Предпосылки создания современной российской государственности. Конституция 1993 г.

Интерактивная форма проведения лекции – лекция-беседа и лекция-визуализация. В ходе данной лекции совместно с аудиторией составляются на доске схемы и таблицы.

Содержание практических занятий

Наши рекомендации