Семинар по теме 39: «Государство и право социалистических стран Европы во второй половине ХХ века»
Цель и задачи: анализ государства и права социалистических стран Европы второй половины ХХ века.
Вопросы к обсуждению:
1. Особенности создания государственного аппарата социалистического типа.
2. Место и роль коммунистических партий в политической системе общества. Исчезновение или формализация многопартийной системы.
3. Конституционное право в странах народной демократии.
4. Конфликты и кризисы в мировой системе социализма. Доктрина «ограниченного суверенитета» социалистических стран.
5. Причины распада мировой системы социализма во второй половине 80 – начале 90-х гг. ХХ в.
6. Основные тенденции развития права в странах социализма.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Основные черты законодательного процесса в странах социализма».
Задания для СР:908-910.
Занятия семинарского типа для студентов заочной формы обучения
Практическое занятие по теме 5 «Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока»
Цель и задачи:выделить особенности и произвести сравнения государственно - правового устройства стран Древнего Востока.
Вопросы к обсуждению:
1. Первобытное общество и условия перехода к государственности.
2. Особенность азиатского пути образования Древних государств.
3. Восточная деспотия как форма правления в первых государствах – общее и особенное.
4. Соотношение социальных групп в первичных государствах.
5. Сочетание обычного права и первых кодификаций в Древневосточных странах.
6. Правовое регулирование по Законам Хаммурапи.
7. Законы Many. Основные отрасли древнеиндийского права.
8. Преступления и наказания по Законам Ману. Суд и судебный процесс в Законах Ману.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Анализ специфических черт древневосточных государств».
Задания для СР:5,9,10,11,21,41,74,76,328,329,251-260.
Семинар с ИАМ по темам 8: «Государство и право Римской республики»
Цель и задачи: изучить основные этапы римской государственности и эволюцию государственного аппарата.
Мозговой штурм. Цель – формирование у студента специфических умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание этапов римской государственности.Работа в малых группах.
Цель - возможность участвовать в работе, практиковать навыки изучения механизма правового регулирования в республиканский период и период империи; умение выделять основные признаки римского права, а также возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Вопросы к обсуждению:
1. Основные этапы римской государственности. Царский период. Патриции и плебеи. Реформа Сервия Туллия. Установление республиканского строя.
2. Государственный строй Римской Республики
3. Переход к империи в Древнем Риме. Установление принципата и его развитие.
4. Римский доминат. Падение Западной Римской империи.
5. Роль Законов XII таблиц в становлении римского права. Доступность и публичность источников права.
6. Системность и всеобъемлющий характер римского права.
7. Деление права на публичное и частное, приоритет частного права.
8. Основные институты римского частного права в классический период.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Реформы императоров Диоклетиана и Константина».
Задания для СР:15, 16,17,37, 38,39,50,54,78,79,180,366-381, 383-392, 407,408, 409-410, 414.
Семинар по теме 15: «Государство и право средневековой Германии»
Цель и задачи: изучить древнейшие источники феодального права Германии.
Вопросы к обсуждению:
1. Источники феодального права.
2. Феодальное право собственности на землю.
3. «Двойная собственность». Аллод, бенефиций, феод.
4. Развитие уголовного права и уголовного процесса по «Каролине» 1532 г.
5. Саксонское зерцало. Швабское зерцало.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Характеристика инквизиционного процесса по Каролине».
Задания для СР:95-100,186-191,571-580.
Практическое занятие по теме 23: «Американская революция. Образование США»
Цель и задачи: изучить конституционное законодательство США периода образования государства.
Вопросы к обсуждению:
1. Декларация независимости 4 июля 1776 г. (история появления, общая характеристика документа, анализ конституционных положений Декларации независимости).
2. Статьи конфедерации 1781 г. (причины издания, общая характеристика, анализ статей, посвященных основам государственной жизни Конфедерации штатов).
3. Разработка, принципы и система Конституции США 1787 г.
4. Государственный строй США по Конституции 1787 г.:
а) избирательное право
б) президентская власть
в) Конгресс США
г) Верховный суд и судебная система
д) государственное устройство
е) местное самоуправление
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Билль о правах».
Задания для СР:667-674.