Идеология революционного народничества
Народничество – основное направление российского революционного движения во второй половине XIX в. Его идейным фундаментом стала теория «общинного социализма», разработанная А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским. Идеологическое оформление народничества происходит на рубеже 1860–1870-х гг. Период наибольшего его влияния пришелся на 1870-е – начало 1880-х гг. В.И. Ленин (ярый противник народничества) так охарактеризовал его сущностные черты:
1) признание капитализма в России упадком, регрессом;
2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общиной, артелью и т.п. в частности;
3) игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-политических учреждений страны с материальными интересами определенных классов.
Народники полагали, что самой мощной политической силой является трудовой народ (в первую очередь, крестьянство), который должен совершить социалистическую революцию. Свою миссию они видели в том, чтобы организовать массы и поднять их на борьбу, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Несмотря на то что революционное народничество было единым течением общественно-политической мысли, в нем на рубеже 1860–1870-х гг. сформировалось три основных направления.
Пропагандистское. Его создателем и главным идеологом был профессор математики П.Л. Лавров (1823–1900 гг.). Свои взгляды он изложил в «Исторических письмах». Главная мысль П.Л. Лаврова заключается в том, что «образованное общество» находится в неоплатном долгу перед простым народом, так как последний, прозябая в нищете и невежестве, своим трудом столетиями обеспечивает достойную жизнь привилегированных сословий. «Критически мыслящие личности» обязаны проникнуться чувством ответственности перед народом. Возвратить долг они могут только одним способом, подготовив народ к революции. Однако для этого революционная молодежь сама должна быть готова к борьбе. Ей необходимо получить соответствующие знания и развить свой характер, а уже потом «идти в народ» с целью пропаганды социалистических идей и нового образа жизни, чтобы разбудить, таким образом, «революционное сознание масс».
Бунтарское. Его создателем был основоположник научного анархизма – М.А. Бакунин (1814–1876 гг.) – соратник К. Маркса по I Интернационалу и … убежденный противник марксизма. В работе «Государственность и анархия» М.А. Бакунин развивает мысль, что любое государство (даже социалистическое) основано на насилии. Он категорически отвергал марксистскую идею пролетарской диктатуры и заявлял, что любое управление обществом, идущее «сверху вниз», губительно для народа. М.А. Бакунин предлагал создать вместо государства свободную федерацию («снизу вверх») крестьянских общин, рабочих союзов, профессиональных ассоциаций, областей и народов. В таком обществе недопустима частная собственность и оно базируется на коллективном труде. Перейти к данному социальному устройству можно лишь в результате стихийного народного бунта. Россия – страна традиционно бунтарская и поэтому идеально подходит для начала мировой революции. Гегемоном бунта могут стать только люмпены (нищие, бродяги и т.д.), а не рабочий класс, как считал К. Маркс. Именно изгоям по-настоящему «нечего терять» в общественной жизни, и они всегда готовы к восстанию. Основная задача революционеров заключается в том, чтобы скоординировать действия народа, а после совершения революции не допустить возвращения к старым государственным порядкам.
Заговорщическое (бланкистское – по имени французского революционера О. Бланки). Его идеологию разработал юрист и талантливый публицист П.Н. Ткачев (1844–1885 гг.). В отличие от П.Л. Лаврова, он не хотел заниматься только «подготавливанием» революции, но вырабатывал пути ее осуществления. П.Н. Ткачев выступал также против анархизма М.А. Бакунина, считая, что государство должно сыграть важнейшую роль в обновлении общества. П.Н. Ткачев заявил, что «социальная революция» может быть проведена только небольшой, но хорошо подготовленной и сплоченной партией заговорщиков. Они захватят власть, проведут необходимые народу преобразования, после чего отойдут от дел, передав бразды правления в руки самого общества. По мнению П.Н. Ткачева, революционный заговор вполне осуществим, так как российское государство давно не пользуется поддержкой широких слоев населения. Однако для полной уверенности в успехе власть следует ослабить. Одним из самых эффективных средств «расшатывания» старого режима П.Н. Ткачев считал политический террор.
«Хождение в народ»
Впервые идею максимального сближения революционеров с народом высказал А.И. Герцен. В статье «Исполин просыпается» он обратился к радикально настроенной молодежи: «В народ, к народу – вот ваше место».
С подобными же лозунгами выступали П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. К 1874 г. народники уже накопили достаточные силы для начала решительных действий. Революционная теория должна была соприкоснуться с практикой.
Весной 1874 г. тысячи молодых людей (в основном студентов) в разных районах страны (около 40 губерний), переодевшись в крестьянское и рабочее платье, отправились «пробуждать революционное сознание народа». Они выбрали метод «летучей» пропаганды. Переходя из деревни в деревню, народники выступали на сходках, беседовали с крестьянами, раздавали революционную литературу. Важно заметить, что идейного единства у пропагандистов не было. Одни («бакунисты») призывали к немедленному бунту, другие («лавристы») пытались объяснить крестьянам всю тяжесть их положения, отсталость их быта, описывали общественное устройство демократических стран, на фоне которого самодержавие выглядело средневековым варварством.
Народники предлагали крестьянам отказаться от уплаты налогов и потребовать от властей справедливого передела земли. Конкретных результатов (восстаний) «бакунисты» ждали через 1–2 года, а более основательные и терпеливые «лавристы» – через 2–3 года.
Однако реальность разрушила все их планы. Оказалось, что у крестьян есть своя простая, но удивительно логичная «социальная философия». Например, одному пропагандисту, воспевавшему идеалы Великой французской революции (свободу, равенство и братство), крестьянин ответил: «Взгляни-ка на свою руку: на ней пять пальцев и все неравные».
Разумеется, трюк с переодеванием и попытки изъясняться на народном языке тоже не ввели русских мужиков в заблуждение.
В пропагандистах в лучшем случае видели городских чудаков, а в худшем – конокрадов, беглых каторжников и убийц. Единственное, что действительно пришлось по вкусу крестьянам, это нелегальная литература. Ее с удовольствием пускали на раскурку.
Многих революционеров крестьяне арестовывали и, «от греха подальше», сдавали властям. Метод «летучей пропаганды» явно не работал.
Выходило, что патриархи революционного движения (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.) ошибались, считая крестьян революционным классом. На деле, крестьянство, имеющее собственность и не имеющее образования, оказалось ультраконсервативным классом, твердо знающим свои подлинные интересы.
Опираясь на сочувствие и помощь крестьян, правительство к концу 1874 г. арестовало около 2 тыс. народников. В октябре 1877–1878 гг. проходили сенатские слушанья по делу «О революционной пропаганде» («Процесс 193-х»). Суд приговорил 28 человек к каторге, но 90 человек оправдал за отсутствием состава преступления.
Самоотверженность молодых людей, пошедших «в народ» весной 1874 г., достойна восхищения. Но теперь утешать себя они могли только мыслью, что отрицательный результат – это тоже результат. Революционерам необходимо было искать новые формы и методы работы.