Народнические организации второй половины
Начала 1870-х гг.
После самороспуска «Земли и воли» революционная деятельность не прекратилась.
Уже осенью 1863 г., в Москве, разночинец Н.А. Ишутин, вдохновленный идеями и образами романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», создал тайное общество, лидерами которого (кроме самого Ишутина) стали Д.В. Каракозов, П.Д. Ермолов, И.А. Худяков и др. К 1865 г. кружок Ишутина превратился в довольно многочисленную организацию с несколькими филиалами. Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. «Ишутинцы» пытались создавать мастерские (шейные, переплетные и др.) на артельных началах, чтобы на деле показать людям преимущества социалистического образа жизни, однако, у них ничего не вышло.
В 1865 г. внутри ишутинской «Организации» сформировалась боевая группа «Ад», которая решила путем террора (цареубийства) подтолкнуть народ к началу «социальной революции». 4 апреля 1866 г., в Петербурге, Д. Каракозов стрелял в императора Александра II, но, к счастью, промахнулся. На вопрос государя: «Зачем ты стрелял в меня?» – арестованный террорист ответил: «Потому что ты обманул народ: обещал ему землю и не дал!». Это стало первым из шести покушений революционеров на Царя-Освободителя. Кружок «ишутинцев» был разгромлен.
В 1868–1869 гг. в Петербурге произошли крупные студенческие беспорядки. В это время на историческую арену вышел, пожалуй, самый одиозный деятель российского революционного движения – С.Г. Нечаев. В 1869 г. он создал глубоко законспирированную революционную организацию под названием «Народная расправа». Нечаев хотел покрыть Россию сетью ячеек с железной дисциплиной, для членов которых дозволено и морально все, что служит делу «повсюдного разрушения» старого общества и осуществления революционной цели. С. Нечаев был аморальным человеком: он охотно шел на подлость, шантаж и провокацию, если это нужно было для «великого дела». Чтобы поднять свой авторитет в глазах подчиненных, Нечаев соврал им, что ему удалось бежать из Петропавловской крепости. Будучи за границей, он обманным путем сблизился с М.А. Бакуниным и втерся в доверие к Н.П. Огареву. От Бакунина Нечаев получил официальную поддержку I Интернационала, а от Огарева – 20 тыс. франков на «революционные надобности». В ноябре 1869 г. С. Нечаев организовал убийство одного из членов своей организации – студента И.И. Иванова. Полиция напала на след преступников, но Нечаеву удалось бежать. Разумеется, «Народная расправа» была разгромлена, а самого «вождя» в 1872 г. швейцарские власти выдали в руки российского правосудия.
Одновременно с «Народной расправой» в Петербурге возникло общество чайковцев (по имени одного из его членов – Н.В. Чайковского). Принципы деятельности данной организации являли собой антипод нечаевщины. Это была группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н.Г. Чернышевского, П.Л. Лаврова, К. Маркса среди студенчества. Члены организации сумели создать всероссийскую сеть своих групп (Москва, Одесса, Киев), в которых началась революционная деятельность многих видных представителей народничества: С.Л. Перовской, С.М. Кравчинского, А.И. Желябова, П.А. Кропоткина, Н.А. Морозова, М.А. Натансона и др. У чайковцев были связи с лидерами русской политической эмиграции (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев). Организация существовала в соответствии с принципами демократического централизма.
Проект программы чайковцев подготовил П.А. Кропоткин. Это был замечательный человек. Представитель древнего княжеского рода, он имел прекрасное образование (Пажеский корпус) и при этом добровольно выбрал службу в амурском казачьем войске, где участвовал в нескольких научных экспедициях, изучавших природу Сибири и Дальнего Востока. Наряду с М.А. Бакуниным, П.А. Кропоткин справедливо считается одним из главных основоположников научного анархизма.
Программа чайковцев объявляла главной целью организации крестьянскую революцию. Однако сами крестьяне не поднимутся, их должны «распропагандировать» и подготовить к восстанию профессиональные революционеры, которым для этого необходимо максимально сблизиться с массами – совершить «хождение в народ».
Параллельно с «чайковцами» существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873 г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института, А.В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников М.А. Бакунина. В одной из подмосковных деревень долгушинцы сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Не соблюдая никаких мер предосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре легкомысленные молодые люди были арестованы.