Выборы папы происходят в Ватикане в знаменитой Сикстинской

капелле Апостолического дворца, своды которого расписаны великим

Микеланджело. По традиции процесс выборов папы происходит в

изолированном помещении, все входы которого опечатываются (раньше

кардиналов просто замуровывали на период заседания конклава).

Кардиналы, их личные секретари и обслуживающий персонал

оказываются в изоляции от внешнего мира до тех пор, пока не завершат

выборы нового папы.

В истории папства бывали случаи, когда из-за соперничества группировок в церковном руководстве избрание папы оттягивалось на

месяцы и даже годы. О результатах голосования римляне, собирающиеся

на площади перед дворцом, могли судить по дыму из трубы Сикстинской

капеллы. Черный цвет дыма означает, что очередной тур голосований

никому из кандидатов не дал перевеса, белый дым– новый папа избран.

Об этом извещает с балкона базилики святого Петра старейший из

коллегии кардиналов, который перед собравшейся толпой произносит:

«Хабемус папам». Эта средневековая традиция сохранилась до наших

дней.

С начала нынешнего столетия все страны, в которых исповедают римо-католицизм, распадаются на более или менее обширные области – диоцезы, управляемые апостольскими викариями, т.е. представителями папы с титулами архиепископов, «легатов от ребра апостольского», нунциев апостольских. Глав важнейших из них называют примасами известной области, некоторые кроме того имеют сан кардинала. Им подчинены все областные епископы в делах, касающихся местного церковного управления.

Дабы теснее привязать к себе высших представителей католического

клира в разных странах, папы в последнее время усиленно раздают титулы

кардиналов, значительно увеличив их число. Отношение высшего духовенства к государственной власти в поместных зарубежных церквах

римского католицизма определяется конкордатами. Ими же определяется

порядок избрания и утверждения высших духовных лиц, сношения их с

римской кафедрой, их материальное обеспечение и отношение правитель-ства ко всем римско-католическим учреждениям: школам, благотворительным обществам, монашеским орденам, братствам,

церковным имуществам.

Как суверенное государство Ватикан обменивается дипломатическими представителями с другими государствами. Официальные представители Ватикана (нунции, пронунции, апостольские легаты) находятся в ста государствах мира. Около шестидесяти государств имеет своих дипломатических представителей в Ватикане. В официальные обязанности нунциев входит, в частности, правдиво и по совести информировать апостольский престол о положении церквей в стране их пребывания, а также обо всем, что касается церковной жизни и благополучия верующих.

К началу XXI столетия в Римско-Католической Церкви насчитывалось 1 миллиард 42 миллиона верующих.

Наиболее крупными объединениями монахов являются, как прежде,

монашеские ордена: иезуитов, францисканцев, христианских братьев,

капуцинов, бенедиктинцев, доминиканцев и другие.

Римско-католические миссии имеют в своем распоряжении в разных

странах мира около тысячи высших школ и десятки тысяч средних и

низших школ.

В самом Риме более десятка католических колледжей и среди них имеется «Руссикум», находящийся в ведении восточной конгрегации (бывшая конгрегация пропаганды веры).

Самым известным из всех университетов является Григорианский

понтификальный университет, основанный в XVI веке с участием

Игнатия Лойолы, и поныне руководимый иезуитами. Этот университет

состоит из двух институтов: Библейского и Восточного. Библейский

институт ставит своей целью научное изучение Священного Писания и

Восточных древностей, ведёт исследовательские работы по реконструкции

текстов Священного Писания. Восточный институт ставит своей задачей

изучение канонического права Православных и Древних Восточных Церквей.

Римско-Католическая Церковь издает около двух тысяч восьмисот

названий различных газет. Официальный орган Ватикана– журнал«Акта

апостолика седис», центральная газета– «Оссерваторе Романо», журнал

«Чивильта католика».

Опираясь на совершенный, сильно сплоченный и дисциплинированный клир, располагая громадными материальными средствами, огромной армией миссионеров, Римско-Католическая Церковь играет значительную роль в мировой политической жизни нашего времени.

Римская Церковь не является членом Всемирного Совета Церквей.

Отношения Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью

Римско-Католическая Церковь в силу своих апостольских основ и

живого опыта первого тысячелетия неразделенного христианства имеет

много общего с Православной Церковью в вере, богословии и христианской жизни. Однако существуют и серьёзные разногласия,

которые на протяжении веков определяли отношения между православием

и католичеством.

Православные всегда ощущали церковное разномыслие как явление

болезненное, аномальное.

Поиски реальных путей к обретению единства начались со времени

понтификата папы Иоанна XXIII (1958-1963 гг.), отличавшегося широтой взглядов на контакты с некатолическими исповеданиями.

На I Всеправославном Совещании на о. Родосе (1961) было решено

развивать отношения с Римско-Католической Церковью «в духе любви

Христовой». Третье Всеправославное Совещание (1964 г.)подтвердило

право каждой Поместной Церкви самостоятельно развивать связи с римо-католиками.

Начало богословским собеседованиям между представителями

Русской Православной и Римско-Католической Церквей положил

митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) (♣1978 г.),

выступивший на Всемирной Конференции ВСЦ «Церковь и Общество» в

Женеве в1966 году с докладом: «Диалог с римо-католиками в современной христианской социальной мысли».

Во второй половине XX столетия состоялись собеседования представителей обеих Церквей в г. Ленинграде (1967), г. Бари, Италия

(1970), в Загорске (1973), в Тренто, Италия (1973) и в Одессе (1980).

Русская Церковь активно участвовала в работе Межправославной

технической комиссии по подготовке к диалогу.

Для изучения западной церковной традиции Русская Церковь

направляла богословов из выпускников духовных академий в высшие

учебные заведения Римско-Католической Церкви.

Осуществлялись и взаимные паломнические поездки. Основа, на

которой строилось сотрудничество, независящее от вероисповедных различий, - миротворчество. Его задачи обсуждались на собеседованиях

представителей нашей Церкви с католической миротворческой организацией «Пакс Кристи интернационалис», начатых в1974 году.

На встрече в 1978 году плодотворно дискутировались итоги Совещания по безопасности в Хельсинки.

Однако не просто сложились отношения с Римско-Католической

Церковью в конце 80-х и начала 90-х годов прошлого столетия.

Богословский диалог был практически приостановлен в 1990 году, когда

вышла из подполья Греко-Католическая (Униатская) Церковь.

Восстанавливая свои структуры на Западной Украине, она стала делать это

неприемлемым для христианского сознания агрессивными методами,

практикуя насильственный захват православных храмов и другие жестокие

действия.

В связи с этим чрезвычайным обстоятельством была образована

четырехсторонняя комиссия в составе Русской Православной Церкви,

Украинской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви и Греко-Католической Церкви, выработавшая рекомендации, согласно которым

началось справедливое распределение храмов на Западной Украине и в

Закарпатье. Но спустя несколько месяцев греко-католики вышли из

состава этой межцерковной примирительной комиссии, сорвав процесс

урегулирования проблемы.

Русская Православная Церковь заняла принципиальную позицию, заявив о невозможности продолжать богословский диалог, а сосредоточить его на проблемах унии и прозелитизма, которые усложняют межцерковные отношения. Тем не менее, в поисках решения проблемы в1992 и в1994 годах в Женеве состоялись двухсторонние переговоры, которые, однако, к желаемому результату не привели.

В это время все же продолжалось сотрудничество РПЦ с РКЦ в рамках Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей

с Римско-Католическим Советом Епископских конференций Европы

(СЕКЕ).

В 1993 году на конференции «Вера и церковное устройство» принимали активное участие православные и католические богословы, которые были едины в призыве возвратиться к богословским традициям Древней неразделенной Церкви. В том же году представителями Католической и Православной Церквей был принят совместный документ, в котором говорится, что уния «не может быть больше принята ни как метод, ни как модель единства, к которому стремятся наши Церкви».

В1996 году в Риме состоялось совещание смешанной межцерковной комиссии представителей Русской и других Православных Церквей по

православно-католическому диалогу и, в частности, рассмотрению вопросов присутствия Католической Церкви на канонической территории Московского Патриархата.

Стороны констатировали, что хотя в документах и заявлениях Римско-Католической Церкви и в документах, принятыми обеими Церквями, говорится об исключении любых прозелитских действий, однако практика далеко не всегда отражает эти установки, порождая таким образом напряжен-ность в отношениях между РПЦ и РКЦ. В частности и без того неблагополуч-ная ситуация была усугублена трагическими событиями в Западной Украине, где по словам Святейшего Патриарха Алексия II произошел в буквальном смысле слова разгром православных епархий во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске». Униатами и католиками было захвачено более 1000 православных храмов.

Подобная межконфессиональная напряженность сохраняется между общинами Украинской Православной Церкви и греко-католиками,

удерживающими силой ранее захваченные у православных храмы, а священники и даже епископы Московского Патриархата подвергаются

угрозам. Имелись случаи избиения православных священников униатами,

что лишний раз доказывает, насколько сильны среди греко-католиков

шовинистические и националистические настроения. Эта волна дискриминации православных со стороны греко-католических общин

продолжалась на Западной Украине до конца прошлого столетия.

Поэтому отношения Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью за истекший период времени характеризовались

отсутствием реального богословского диалога, который был прекращен на

рубеже 80-х– 90-х годов XX века в связи с упомянутыми событиями на Западной Украине, а также с прозелитской деятельностью католических организаций на территории нашей Церкви. Подтверждением сказанного является одно-стороннее решение об учреждении на канонической территории Московского Патриархата четырех Римско-Католических епархий без предварительного обсуждения и согласования со Священноначалием Русской Православной Церкви.

Напряженность в отношениях РПЦ с Ватиканом достигла апогея в начале 2002 года, когда папа Иоанн-Павел II решил преобразовать апостольские администратуры в России (форма представительства) в епархии. Это решение об учреждении на канонической территории Московского Патриархата четырех католических епархий не было предварительно обсуждено и согласовано со священноначалием РПЦ. В официальном заявлении Священного Синода Русской Церкви этот шаг был охарактеризован как «вызов, брошенный Православию».

В связи с той сложившейся ситуацией Святейший Патриарх Московский и всея Руси АлексийII заявил: «Русскую Православную Церковь поставили перед фактом уже принятых решений, в то время как подобные вопросы, особенно в условиях напряженности, нуждаются в предварительном обсуждении. Мы убеждены, что для окормления католиков, не столь много-численных в России и в других странах СНГ, не было необходимости повышать статус уже существующих католических церковных структур».

Одновременно следует отметить ряд положительных моментов в отношениях между РПЦ и РКЦ. Позитивно развивается сотрудничество с

различными католическими благотворительными организациями;

взаимное участие представителей обеих Церквей во всех наиболее значимых событиях церковной жизни, как, например, сотрудничество в научно-богословской сфере, чему служат ежегодные симпозиумы по русской духовности, организуемые итальянским монастырем Бозе.

Положительные примеры говорят о том, что улучшение всего комплекса отношений с Римско-Католической Церковью может оказать доброе влияние на различные стороны жизни обеих Церквей, содействовать укреплению мира и взаимопониманию народов Европы.

БИЛЕТ № 20

Лионская уния

После взятия Константинополя в 1261 году Византийский император

Михаил Палеолог укреплял дипломатические отношения с папой Урбаном IV, а затем с Климентом IV. К ним он посылал несколько посольств с богатыми подарками и предложениями относительно соединения Церквей.

Однако переговоры с Римом не привели к положительным результатам

главным образом потому, что папы не доверяли Палеологу. Только с 1271 года, когда на папский престол вступил ГригорийX, особенно сильно желавший объединения Церквей под главенством Рима, в переговорах наметился существенный сдвиг. Григорий в ответ на предложение Палеолога прислал ему письмо, в котором поддержал его намерение подчиниться апостольскому престолу и приглашал на назначенный им в 1274 году Лионский собор для окончательного решения вопроса об объединении Церквей. При этом папа в числе условий объединения выставлял признание главенства папы греками и принятие ими латинского чтения символа с прибавлением filioque.

Палеолог решился на соединение Церквей на предложенных условиях. Посольство страны привезло императору письмо об унии, которое внимательно изучалось. Греческое духовенство во главе с патриархом Иосифом, прежде покорным императору, было против предложенной унии. Палеолог уговаривал патриарха и епископов соединиться с Римской Церковью, считая, что условия, предложенные папой, исполнимы: поминать папу в богослужении не унизительно для

Восточной Церкви, как и признавать его братом и первым лицом во

Вселенской Церкви. Что же касается права апелляции к папе, то оно

практически существовать не будет, т.к. в«сомнительных случаях едва ли

кому захочется плыть для этого за море». О чтении символа с

прибавлением filioque император промолчал. Вообще, он старался

представить греческому духовенству дело унии, как дело, имеющее

характер политический. Да так оно и было!

Патриарх и епископы, несмотря на эти убеждения, всё-таки не

соглашались на унию. Патриарший хартофилакс, учёный Иоанн Векк,

сказал императору, что латиняне, не названные ещё Церковью еретиками,

на самом деле– тайные еретики. Такое противодействие раздражало

императора, он заключил Векка в тюрьму. Впрочем, находя, что Векк, как

образованный человек, может много помочь делу унии, Палеолог счёл

нужным привлечь его на свою сторону, что ему удалось– Векк

превратился в горячего приверженца унии. Между тем, нужно было

отпускать папское посольство и давать ответ папе.

Палеолог, решившийся уже на унию, написал папе, что он пришлет

на Лионский собор уполномоченных от Восточной Церкви. Одно только

затрудняло императора: противодействие главы Греческой Церкви

патриарха Иосифа, который успел разослать к восточным епископам

окружное послание против соединения с латинянами. Хитрый Палеолог

предложил Иосифу удалиться на время в монастырь на следующих

условиях: если дело унии не состоится, он опять займет свою кафедру,

если же состоится, - он совсем откажется от патриаршества. Иосиф не мог

не согласиться. Этого требовала политика.

Палеолог, заготовив с единомышленными ему епископами грамоту

от греческого духовенства к папе, направил посольство на Лионский

собор. В числе послов были бывший патриарх Герман и великий логофет

Георгий Акрополит. Папа доброжелательно принял послов.

Четвертое заседание собора было посвящено вопросу о соединении

Церквей. Вопрос ставился так, что рассуждений о разногласиях между

Церквами не допускалось. Прежде всего папа заявил собору, что греки

добровольно переходят в юрисдикцию Римской Церкви. Затем прочитаны

были письма к папе Михаила Палеолога, его сына Андроника и грамота от

греческого духовенства. Как в письмах, так и в грамоте выражалась полная

покорность папе, только в своем письме император просил папу оставить

грекам символ без чтения filioque. Великий логофет Георгий Акрополит

дал от имени Михаила Палеолога присягу в том, что он обещает нерушимо

сохранять исповедание Римской Церкви и признавать её первенство.

Такую же присягу дали от лица греческого народа представители

духовенства, бывшие в числе послов. В заключение всего пропели«Тебе

Бога хвалим» и символ веры с прибавлением filioque.

Таким образом уния между Церквами Восточной и Западной

формально состоялась. Греческие послы получили богатые подарки и

возвратились в Константинополь. Вместе с ними прибыло посольство и от

папы. Палеолог был весьма доволен исходом дела на Лионском соборе, так

как после утверждения унии папа распорядился, чтобы между ним и

Карлом Анжуйским, войска которого угрожали Византии, заключен был

мир. Оставалось только ввести унию в Греческой Церкви. Еще в ожидании

послов с Лионского собора Палеолог употреблял все средства, не

исключая насилия, чтобы склонить греческое духовенство на унию. Когда

послы привезли унию, он объявил разделение между Церквами

несуществующим и потребовал, чтобы все признали это делом

совершившимся. Патриарх Иосиф объявлен был низложенным, а на его

месте возведен был приверженец унии Иоанн Векк. В богослужении

приказано было поминать Григория Х как«верховного архиерея

апостольской Церкви и Вселенского папу». Но уния была слишком

непрочной. Только император и его партия приняли её. Греки,

духовенство, монашество и миряне, не желавшие и не искавшие унии, не

хотели иметь никакого общения с Римской Церковью. Стали раздаваться

проклятия на униатов, с ними не хотели иметь никаких отношений,

считали за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними.

Вследствие неудачных попыток Палеолога увеличить количество униатов

мирными средствами в стране прокатилась волна репрессий: начались

ссылки, заключения в тюрьмы, ослепления, отсечения рук, рвание ноздрей

непокорным и т.п. Преследованиям подвергалось прежде всего

духовенство. Император не щадил даже своих родственников. В то же

время Векк старался привлечь народ к унии своими посланиями и

сочинениями. Но ни карательные меры императора, ни сочинения Векка не

приносили пользы– греки не принимали унии.

Между тем в Риме узнали, что в Греческой Церкви практически унии

не существует. Папа Григорий и его сторонники не тревожили Палеолога.

Но НиколайIII желал реального осуществления унии. Он направил в

Константинополь легатов, которым поручил настоять на полном введении

унии с принятием латинского символа веры и с подчинением папе.

Положение Палеолога было критическое. Но гибкий политик вышел из

затруднительного положения. Послов великолепно приняли, оказывая им

почести, император уверял их в своей преданности папе и унии. Палеолог

приказал составить от греческого духовенства грамоту(подписи епископов

были подделаны), в которой излагалось учение Римской Церкви. Грамоту

вручили легатам. Им показывали тюрьмы, в которых заключены были

противники унии, и, наконец, двух противников унии отослали к папе на

суд, но папа возвратил их без наказания. Так Палеолог успокоил Николая

III, а последний заключил с ним тайный союз против Карла Анжуйского.

В1281 году на папский престол вступил МартинIV. Этот папа не

дал обмануть себя Палеологу. Зная, что в Греческой Церкви унии

практически нет, он с презрением отослал послов Палеолога, а самого его

отлучил от Церкви. Палеолог, раздраженный таким поступком папы,

запретил поминать его при богослужении, но унию все-таки сохранил.

Карл Анжуйский, не связанный более запрещением папы, начал войну с

Палеологом, в которой последний одержал верх. За поражение Карла папа

ещё раз в1282 году отлучил Палеолога. В том же году Палеолог умер. С

его смертью окончилась и Лионская уния. Его сын и преемник Андроник

II(1283-1328 гг.) был сторонником православия.

В1283 году в Константинополе состоялся собор, на котором об-суждался главный вопрос– учение об исхождении Святого Духа и от

Сына. На нем судили и униатов, и прежде всего Векка, который был

низложен и сослан в Бруссу. Церкви, в которых совершалось униатское

богослужение, были освящены вновь как оскверненные. Через несколько

десятилетий никаких и следов от Лионской унии на Востоке не осталось.

Джон Виклеф

   
Английский богослов Джон Виклеф (1324-84) выступил со своими реформаторскими идеями во второй половине 14-го в. Обстоятельства ему благоприятствовали. При короле Эдуарде III правительство Англии постепенно начало высвобождаться из-под опеки папства и потому смотрело благосклонно на его противников. Виклеф начал с того, что в 1356 г. издал сочинение “о последних временах церкви”, затем во время борьбы (1360 г.) Оксфордского университета с нищенствующими монахами, стал устно и письменно доказывать несостоятельность монашества. В 1366 г., когда правительство отказалось платить ленную подать папе, Виклеф выступил в защиту правительства. За это он был сделан профессорам и доктором богословия в Оксфорде. В 1374 г. Виклеф, по поручению правительства, ездил с другими в Авиньон для переговоров с папой. Там он лично познакомился с испорченностью папства и, по возвращении, стал проповедовать, что папа есть “антихрист”. В своих нападках Виклеф стал отвергать священство, доказывая, что не посвящение, а личное благочестие отдельных лиц является основанием их прав на управление и священнодействие в церкви. Это дало повод нищенствующим монахам обвинить его в ереси. Папой Григорием XI в 1378 г. был назначен суд над Виклефом. Благодаря защите английского правительства, он избежал осуждения, удовлетворив суд своими разъяснениями. Это совпало с папским расколом. Виклеф возобновил свои нападки и стал совсем отвергать епископскую власть. Он предлагал восстановить “апостольское пресвитерианское устройство”. Он полностью отвергал св. Предание, учение о чистилище и индульгенциях. Единственной нормой вероучения он признавал только св. Писание. Елеосвящение не признавал необходимым, устную исповедь считал насилием над совестью и предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом. В таинстве Евхаристии он признавал только духовное присутствие Христа и не признавал Его действительного присутствия. Доказывал необходимость полной простоты в богослужении, предлагал разрешить священникам брачную жизнь, а монашеское сословие уничтожить, или, по крайней мере, считать монахов наравне с мирянами. Вообще Виклеф стремился ограничить всякое посредство между Богом и человеком, и спасение ставил в зависимость от личного отношения человека к Искупителю. Он основал общество благочестивых мужей, для распространения в народе религиозного знания и проповеди Евангелия. Он начал переводить св. Писание на английский язык. Против Виклефа снова начались преследования. В 1382 г. на соборе в Лондоне его учение в 24 положениях было осуждено как еретическое. Король Ричард II смог только защитить самого Виклефа, который удалился из Оксфорда в приход Люттерворт, где и умер. Незадолго до смерти он написал сочинение, в котором изложил свои реформаторские мысли. Впоследствии Виклеф был осужден на соборах Римском (1412 г.) и Констанском (1415 г.). У него остались последователи не только из народа, но и из высших классов общества. Их называли еретиками лоллардами. Под давлением пап, английское правительство отказывало им в сочувствии, даже помогало церкви их преследовать. Вскоре они потеряли значение. Но идеи Виклефа пустили глубокие корни, как в Англии, так и в других странах.    

БИЛЕТ № 21

Наши рекомендации