Реформа Киселева 1837 – 1841 гг.

С 1837 – 1841 гг. под руководством Киселева проводилась реформа в государственной деревне.Главная задачареформы – приблизить положение государственных крестьян к состоянию «свободных сельских обывателей, поднять их благосостояние, повысить их налогоспособность . Николай заявил в 1842 г.: «Крепостное право есть зло, для всех очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным». Надо постепенно решать крестьянский вопрос, разрабатывать проекты, искать пути безболезненно решения крестьянского вопроса. Для Николая сохранение крепостного права было злом», но крестьянские бунты и оппозиция дворянства – зло еще большее. Решить крестьянский вопрос так, чтобы и «волки были сыты, и овцы целы», было нельзя.

Указ об обязанных крестьянах 1842 года разрешал помещикам по своему желанию (рекомендательный характер) освобождать крестьян без земли, при этом помещики должны были дать крестьянам землю в наделы за повинности. Этот указ был более консервативным, чем указ о вольных хлебопашцах, т.к. разрешал освобождать крестьян без земли. Однако и этот указ не имел широкого применения, что являлось доказательством заинтересованности дворян в сохранении крепостного права, обеспечивавшего их хозяйства бесплатной рабочей силой.

С 1848 г. вопрос об освобождении крестьян больше не рассматривался. Почему не удалось решить крестьянский вопрос в эпоху Николая I?

- консерватизм высшей бюрократии, не заинтересованной в преобразованиях

- нерешительность императора

- не привлекли общество к решению крестьянского вопроса

- император и правящие круги стремились укрепить самодержавие; они опасались, что отмена крепостного права приведет к ограничению самодержавия

- эпоха Николая I – время политической и социальной стабильности, правящие круги верили в величие России, официальная идеология создала иллюзию силы российского государства; поражение в Крымской войне показало, что Россия – «колосс на глиняных ногах», что страна уступает по уровню экономического развития странам Западной Европы.

Отказ от решения крестьянского вопроса, сохранение крепостного права – одна из причин отставания России.

Тайные общества декабристов: культурно-исторические факторы возникновения

1. Важнейшим культурно-историческим фактором формирования вольнолюбивой интеллигенции было предоставление дворянству свободы по Указу о вольности дворянства 1762 г. и Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Эти документы привели к формированию независимой от власти дворянской интеллигенции. Социальная и духовная независимость обусловили свободу нравственного выбора, самостоятельное формирование своего культурного мира.

2. Образование и воспитание в высококультурных дворянских семьях – важная причина формирования поколения декабристов. В дворянских семьях давали религиозное воспитание. Культурные люди стремились воспитать у своих детей высокие нравственные принципы, многие их которых определялись системой православных ценностей.

3. Значимым культурно-историческим фактором формирования нового поколения интеллигенции, создавшей тайные политические организации, было развитие просвещения. Развитие системы образования привело к формированию слоя культурного дворянства. Декабристы в основной своей массе были хорошо образованными людьми. Лунин так оценил движение декабристов: «Мыслящие восстали на умственный подвиг, толпы восставали на рукопашный бой». В.А. Федоров привел в своей работе сведения об уровне образованности декабристов: «37 из них являлись студентами и «вольнослушателями» Московского университета, 23 – учились в Университетском благородном пансионе, 24 – окончили Московское учебное заведение для колонновожатых (офицеров Генерального штаба), основателем и руководителем которого был прогрессивный общественный деятель и писатель, отец декабристов Александра и Михаила Муравьевых, Н.Н. Муравьев. Будущие декабристы учились в Царскосельском лицее, Петербургском педагогическом институте (с 1819 г. университет), в которых преподавало немало профессоров с передовыми взглядами…». Большинство дворян предпочитали давать своим детям домашнее образование.

4. Чтение произведений западных мыслителей. В начале алесандровского царствования было разрешено ввозить в Россию произведения западных мыслителей.

5. Самообразование. Многие декабристы занимались самообразованием. Круг их чтения – книги по политической экономии, истории, философии. Зная европейские языки, они читали работы западных мыслителей на языке оригинала. Благодаря образованию и самообразованию будущие декабристы получили представления о возможном демократическом устройстве общества, правовом государстве и правопорядке. Круг общения с друзьями способствовал воспитанию у них представлений о дружбе, братстве, чести, достоинстве. Впоследствии оценивая «дней александровых прекрасное начало», декабристы приветствовали меры правительства по распространению просвещения.

6. Декабристы восприняли многие идеи французского и русского Просвещения. Русское дворянство проявляло большой интерес к образу жизни Запада, а образованное меньшинство штудировало работы европейских мыслителей. Основными формами контакта с Западом были поездки за границу, обучение детей у гувернеров, приезжавших в Россию из европейских стран, ввоз западной литературы, переводы на русский язык и издание книг европейских ученых и писателей.

7. Патриотизм. Главной ценностью молодых людей - будущих декабристов было благо родины. Развитое гражданское сознание было главной чертой субкультуры декабристского поколения интеллигенции. Гражданское сознание формировалось у будущих декабристов уже в ранние юношеские годы. Стремление посвятить свою жизнь служению отчизне стало главным побудительным мотивом политической деятельности декабристов. А.М. Муравьев, посвящая свои записки жене и детям писал им, что он «пострадал за прекрасное и благородное дела и с мужеством носил оковы за свободу своей родины». Он мотивировал вступление в тайное общество молодых людей горячим желанием блага отечеству. Он отмечал, что патриотически мыслящие молодые люди сознательно обрекали себя на жертву ради России, они не стремились к приобретению личных благ.

Будущие декабристы ощущали себя гражданами своей отчизны, а не подданными.

8. Исключительно большую роль в формировании у декабристов гражданского мировоззрения сыграла война 1812 года.По мысли Ю.М. Лотмана, война 1812 года отразилась на жизни всех сословий русского общества. Она началась в обстановке общественного подъема. Тильзитский мир 1807 года и союз с Наполеоном русское общество восприняло как ущемление национального достоинства. Большинство русского общества было охвачено резкими антинаполеоновскими настроениями. Бонапартизм русских свободолюбивых людей сменился патриотизмом. 1812 год изменил взаимоотношения между офицерами и солдатами. Офицерская молодежь оказалась гораздо ближе к солдатам. Офицеры, как пишет Лотман, увидели в солдатах соучастников в историческом событии. Они вместе переносили трудности войны. Молодые мыслящие офицеры осознали роль народа в войне. Они понимали, что усилий государства было бы недостаточно, если бы народ не поднялся на борьбу с агрессором. Они заговорили о бедственном положении народа. Именно в период войны 1812 года многие будущие декабристы осознали необходимость отмены крепостного права. Они осуждали крепостное право с нравственных позиций как «дикое состояние». Лунин считал, что победу в войне одержал народ. В дни войны для Лунина было характерно жертвенное настроение, он хотел ценой своей жизни ускорить победу России.

По мнению И.Д. Якушкина, война 1812 года пробудила русский народ к сознанию своей силы. Война способствовала формированию у молодых офицеров психологии героев, спасителей отечества. Они понимали, что участвуют в великих событиях, решающих судьбы народов. В годы войны молодые офицеры почувствовали всю силу их любви к России. В.Е. Якушкин в своих воспоминаниях о декабристах писал: «Сильное возбуждение патриотизма естественно вызвало и вообще усиление общественных интересов и общественных стремлений. Люди были … оторваны от своих мелких личных интересов, …сразу поставлены в середину широкого и важного общественного, государственного, народного дела…».

Война 1812 года ускорила развитие политического сознания мыслящей молодежи, осознанию насущных проблем России, заставила молодых офицеров задуматься над вопросом о судьбе отечества и русского народа. Декабрист А.А. Муравьев-Апостол писал о влиянии войны на умственное развитие будущих декабристов: «Мы были дети двенадцатого года». В войне приняли участие 115 будущих членов тайных обществ.

Чувство национальной гордости, вызванное войной 1812 года, усилило интерес русского общества к истории своей страны, языку русского народа, его культуре. Образованное дворянство в послевоенный период стало изучать народную культуру. Начался сбор фольклора.

Поколение декабристов появилось на сцене русской общественной жизни после войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. Познакомившись с жизнью общества на Западе, молодые офицеры смогли понять преимущества европейской цивилизации. Во время заграничных походов офицеры поняли, что Россия отстала от Запада.

9. Все декабристы, участвовавшие в заграничных походах отмечали, что, сравнив Россию с Западом, они стали понимать, что в России многое неблагополучно, необходимы преобразования.

10. Война 1812 г. и заграничные походы подняли авторитет Александра I. Но Александр не провел реформы, что привело к созданию тайных обществ. В армии после окончания военных действий он пользовался всеобщей любовью. Мыслящее дворянство ждало от императора реформ и надеялось оказать содействие государству в проведении преобразований. Ему был известен либеральный образ мыслей Александра I и его намерения дать России конституцию и отменить крепостное право. С.П. Трубецкой утверждает, что тайные политические общества стали создаваться, когда мыслящие люди разочаровались в политике императора. Декабристы относились к Александру I как к человеку, на чьи слова нельзя положиться. Первое противоречие, выделенное автором записок, - дарование конституции Польше, а России – военные поселения. «Польша получила конституцию, а Россия в награду за свои героические усилия в 1812 году получила – военные поселения!» Второе противоречие – освобождение крестьян прибалтийских «провинций» и утверждение, что «свободные начала могут быть основой счастья народов», с одной стороны, с другой – равнодушное невнимание к положению русских крестьян. «А когда русские крепостные прибегли к защите от притеснений помещиков – военная экзекуция была ответом, который они получали». Третье противоречие в политике государя, отмеченное декабристом, - разговоры о религии по всякому поводу, а на деле – лишение собственности и свободы своих подданных, безучастие к зверствам, совершаемым мусульманскими фанатиками над православными. А.М. Муравьев осуждал политику репрессий, к которой обратилась власть вскоре после войны 1812 года. «Забыв свой долг перед Россией, Александр в конце своего царствования предоставил все отрасли управления страной известному Аракчееву, который сам был поглощен недостойной страстью. Этот наперстник, враждебный всякому прогрессу, подбирает подчиненных, достойных его. Цензура, с своей стороны, стала бессмысленной, ввозу книг из-за границы препятствовали всякими способами. Профессора наших университетов были преданы под инквизиторскую власть. Совершались неслыханные несправедливости». А.М. Муравьева возмущало беззаконие в деятельности чиновников: «Бессилие законов, которые не были собраны и которых никто не мог знать, лихоимство, продажность чиновников – вот печальное зрелище, представляемое Россией». Из записок Муравьева следует, что мыслящие люди обвиняли Александра I в нелюбви к России и преклонении перед иностранным. Муравьев обратил внимание на те факты, которые свидетельствовали о попрании Александром I прав русского народа. «Чтобы понравиться властелину, нужно быть иностранцем или носить иностранную фамилию. Наши генералы, оказавшие стране услуги в 1812 году, Раевский, Ермолов и прочие, были в пренебрежении или держались под подозрением». И.Д. Якушкин в своих записках писал о слухах, которые распространились в Петербурге об императоре; говорили о том, что монарх ненавидит Россию: «…он ненавидит Россию, и это было вероятно после всех его действий в России с 15-го года». По убеждению И.Д. Якушкина, император Александр – «в Европе покровитель и почти корифей либералов, в России был не только жестоким, но что хуже всего – бессмысленным деспотом».

Критически относясь к российской действительности, молодые офицеры не хотели мириться с самодержавным произволом, лихоимством чиновников, бесправием народа, с существованием военных поселений, тяжелыми условиями службы солдат, с некомпетентностью и произволом судей.

Таким образом, обращение Александра I к политике реакции было для мыслящего дворянства неожиданным, стало одним из важнейших факторов возникновения политического либерализма в России. Молодые офицеры решили взять на себя ответственность за проведение преобразований в стране.

Основными ценностями декабристов были достоинство и свобода личности, благо народа, любовь к отечеству. Своей целью декабристы считали деятельность на благо России. Декабристы не ограничивались рассуждениями о благе народа. Они были людьми действия. Они проявили готовность посвятить свою жизнь служению народу. Движение декабристов носило жертвенный характер. Добровольно и сознательно они принесли в жертву свои жизни служению отчизне. Таковы были политические и этические истоки возникновения декабризма.

Декабристские организации

Социальный состав– офицеры русской армии.

Союз спасения. 1816 – 1817 гг.

Создан в Петербурге. Инициатор создания – Александр Муравьев (23 года, полковник Гвардейского штаба). Входили молодые офицеры: Никита Муравьев, братья М.И. и С.И. Муравьев-Апостоы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель. Был принят статут – устав общества. С этого времени оно получило название «Общество истинных и верных сынов отечества». В общество входили 30 офицеров.

Цели: введение конституции и отмена крепостного права. Не было четких представлений о программе преобразований, не было ясности, какими средствами можно достичь цели. Члены общества еще надеялись, что Александр I даст конституцию, тем более, что он обещал в 1818 г. в Варшаве во время открытия польского сейма дать России конституцию. Члены общества хотели поддержать императора, если он введет конституцию. Но офицеры были разочарованы реальной политикой императора. Реформ не последовало. В 1817 г. стало известно о восстании крестьян в Новгородской губернии, не желавших их перевода в военные поселяне. Якушкин предложил убить царя: он проберется в царские покои, из одного револьвера убьет императора, а из другого себя, это убийство будет иметь характер дворянской дуэли. Разгорелись споры декабристов по вопросу об убийстве императора. Члены общества приняли решение отказаться от убийства царя, так как их организация малочисленна и они все равно не смогут прийти к власти и провести реформы, даже если удастся совершить цареубийство. Члены общества решили ликвидировать «Союз спасения» и создать новую организацию.

Наши рекомендации