Внутренняя политика Александра I в 1801-1825 гг.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1825 гг.

Александр I, старший сын Павла I, род. в 1777 г. Мировоззрение молодого Александра были либеральными. Молодой Александр надеялся ввести конституцию, отменить крепостное право, когда взойдет на престол.

ВзглядыАлександрав юностиносили довольнорадикальный характер: он симпатизировал французской революции, республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, когда от воли одного человека зависит судьба страны, осуждал крепостное право, фаворитизм, взяточничество. Он мечтал ввести конституцию и отменить крепостное право. Все, кто писал о свойствах натуры Александра, отмечают его хорошие человеческие задатки: мягкость, скромность, любознательность, восприимчивость, изящество мысли, достаточный ум, большое личное обаяние, способность привлекать сердца людей, терпение, набожность. Биографы отмечают свойственные Александру робость, пассивность, праздность, леность мысли, нелюбовь к систематическим занятиям, недеятельную мечтательность, способность быстро загорать и быстро остывать, он не проявлял упорство в отстаивании своих интересов. Отмечались его честолюбие, тщеславие, двуличие, недоверчивость, скрытность, мечтательность, упрямство.. Сперанский отзывался об Александре: «Он слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым».

Александр вступил на престол после дворцового переворота, совершенного в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., в ходе переворота Павел I был убит. В дальнейшем Александра преследовал страх быть убитым заговорщиками. Скорее всего, Александр, давая согласие на переворот, наивно надеялся, что Павел будет вынужден отречься от престола, и ему сохранят жизнь. Его мучило угрызение совести в связи с убийством отца. Свое восшествие на престол он стремился оправдать либеральными преобразованиями, он заявил, что желает «принести счастье людям».

Первые государственные шаги Александра дали основание Пушкину определить начало XIX в. как «дней александровых прекрасное начало». Было проведено широкое помилование заключенных цензура смягчена; разрешен свободный выезд за границу, сняты все павловские ограничения по части одежды, сняты все ограничения на экспорт и импорт. Были восстановлены в полном объеме Жалованные грамоты дворянству и городам. Дворянству вернули все привилегии. В армии были возвращена русская форма. Разрешен ввоз иностранных книг, создание частных типографий. Были запрещены пытки во время следствия. Первые шаги Александра I были реакцией против павловского деспотизма. Смысл первых шагов современники выразили в словах: отменить, простить, возвратить.

Крестьянский вопрос

Александр I и его либеральное окружение были намерены постепенно решать крестьянский вопрос. В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах. Он разрешал помещикам по их усмотрению отпускать своих крестьян на волю с землей за выкуп. Александр I надеялся, что помещики добровольно освободят крестьян. Однако этот указ не имел широкого применения. С 1803 г. по 1858 г. по этому указу получили свободу только 1,5 % душ мужского пола (д.м.п.).

Образование. Реформы 1804 г.

1. начальное звено – церковно-приходские училища 2. уездные училища создавались в уездных и губернских городах. 3. гимназии должны были открываться в губернских городах.. 4. университеты. В России существовал Московский университет и были открыты еще 5 университетов.По уставу 1804 г. они получили автономию. Образование было бессословным и бесплатным. В 1811 г. был создан Царскосельский лицей: закрытое учебное заведение для детей дворян, дававшее среднее образование, готовившее к государственной деятельности.

Самодержец

Государственный совет

(законосовещательный орган)

Государственная дума

(выборный законодательный орган)

Эта система власти несколько ограничивала законодательную власть императора. Сперанский стремился создать правовое государство и гражданское общество в самодержавной стране. Историки полагают, что Сперанский переоценил готовность Александра реформировать систему власти. Чарторыйский писал, что Александр «охотно даровал бы свободу всему миру при том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле».

Проект Сперанского не получил воплощения в жизнь.Александр решился только на создание в 1810 г. Государственного совета. Это не ограничивало самодержавия.

В 1812 г. Александр отправил Сперанского в ссылку. Причины отставки Сперанского в 1812 г.:

- давление консервативного дворянства

- давление консервативной бюрократии

- Александр опасался за свою власть, полагал, что Сперанский затмил его, имеет больший авторитет, подчинил его волю

- Александр реально не собирался ограничивать свою самодержавную власть.

Внешние события 1812-1815 гг. оттеснили на второй план внутренние проблемы.

В 1816 г. Александр вновь вернулся к решению крестьянского вопроса. В 1816 г.- 1819 гг. было отменено крепостное право в Прибалтике. Крестьяне получили свободу без земли.

В 1809 г. после поражения Швеции в войне 1808-1809 гг. с Россией в состав России вошла Финляндия. Финляндия входила в состав России со своей конституцией, представительным органом - сеймом, отсутствием крепостной зависимости населения. В 1815 г. в состав России по решению Венского конгресса вошла Польша. В том же 1815 г. Александр даровал Польше конституцию. Александр не ввел конституцию в России. Почему? Его пугал страх перед консервативной бюрократией и дворянством, которые не хотели реформ.

За три недели до смерти Александр сказал: «А все-таки, что бы ни говорили обо мне, я жил и умру республиканцем». .В последние годы своей жизни Александр охладел к государственным делам. Он разочаровался в людях.

Аракчеевщина

Аракчеев входил в ближайшее окружение Александрв в 1815-1825 гг. , был докладчик императора по всем государственным делам. Оценка историками черт личности Аракчеева: ограниченный, трусливый, но работоспособный, не берущий взяток, преданно служил Александру. Аракчееву льстили, перед ним заискивали, за глаза презирали и ненавидели.

Пушкин написал на Аракчеева убийственную эпиграмму:

На Аракчеева

«Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель

И царю он – друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума, без чувств, без чести…».

Аракчеевщина – жесткий политический режим. Аракчеев создал военные поселения по приказу Александра.

Военные поселения

Военные поселения – это совмещение военной службы с хозяйственной деятельностью. Цели создания ВП – сокращение расходов на содержание армии, переведение армии на самоокупаемость, создание резерва обученных войск. ВП создавались насильственными методами. Смысл ВП: часть государственных крестьян превратили в «военных поселян», т.е. людей, соединяющих земледельческий труд и военную службу. В ВП царила жесткая дисциплина. По приказу офицеров, по барабанному бою крестьяне и солдаты вставали, ели, занимались с/х работами под присмотром капралов (ничего не понимавших в с/х), а вечером занимались военной подготовкой. Даже растапливать печи полагалось одновременно. Ложились спать в одно время. Военные поселяне занимались и земледелием, и несли военную службу. Вся жизнь военных поселян была жестко регламентирована. За малейшую провинность военных поселян жестоко наказывали. ВП вводились с 1816 года. Невыносимые условия жизни вызывали восстания. Ликвидированы ВП в 1857 г.

Внутренняя политика Николая I. 1825 – 1855 гг.

Николай I родился 25 июня (6 июля) 1796 г., умер 18 февраля 1856 года. Он был третьим сыном Павла Петровича и Марии Федоровны.

Идеи Николая:

- сильная самодержавная власть

- сильная Россия (образ сольной России: неограниченная самодержавная власть, безмолвное общество, порядок, верноподданные любят монарха, сильная армия, развитая экономика)

- подданные служат государю, преданы ему

- идея политической и социальной стабильности

- особый путь развития России, основу которого определяют самодержавие, православие, народность

- идея патернализма (царь – отец своих подданных)

- идея государственного контроля над обществом

- идея протекционизма – государство защищает внутренний рынок высокими таможенными тарифами.

Внутренняя политика

Шла централизация гос. управления и повышения личной роли императора в разработке и принятии решений. Николаевская эпоха – время апогея самодержавия. Он считал своей обязанностью лично решать все гос. дела. Он не сомневался в своей компетенции. На свою жизнь он смотрел на службу государству, России, монархии. С целью концентрации власти в своих руках Н. реорганизовал СЕИВК – Собственной Его Императорского Величества канцелярии в 1826 г. Она стала органом личной власти императора, что позволяло ему решать важнейшие гос. дела без участия высших гос. учреждений.

III отделение СЕИВК

III отделениезанималось политическим сыском, то есть выявлением политически неблагонадежных лиц. III отделение ежегодно составляло отчеты об умонастроениях русского общества: дворянства, купечества, крестьянства. Таким образом,Была создана политическая полиция. III отделение создало сеть тайных агентов. Секретными агентами служили лица самого разного социального происхождения – от лакеев и извозчиков до лиц, близко стоявших к трону.

Таким образом, в николаевскую эпоху была создана централизованная система полицейского надзораи активного собирания сведений обо всех происшествиях. Эта система преследовала полицейско-политическую цель – выявление всех свободомыслящих, критиковавших режим, защитить самодержавие, подавить в зародыше восстания,

В России существовала бюрократическая система контроля за работой гос. учреждений: вышестоящие учреждения Историки оценивают николаевскую систему власти как «николаевскую политическую систему». Ее черты:

- всевластие императора

- предельная централизация управления государством

- бесправие общества

- страх людей, жизнь и благополучие которых зависели от чиновников.

Декабристские организации

Социальный состав– офицеры русской армии.

Союз спасения. 1816 – 1817 гг.

Создан в Петербурге. Инициатор создания – Александр Муравьев (23 года, полковник Гвардейского штаба). Входили молодые офицеры: Никита Муравьев, братья М.И. и С.И. Муравьев-Апостоы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель. Был принят статут – устав общества. С этого времени оно получило название «Общество истинных и верных сынов отечества». В общество входили 30 офицеров.

Цели: введение конституции и отмена крепостного права. Не было четких представлений о программе преобразований, не было ясности, какими средствами можно достичь цели. Члены общества еще надеялись, что Александр I даст конституцию, тем более, что он обещал в 1818 г. в Варшаве во время открытия польского сейма дать России конституцию. Члены общества хотели поддержать императора, если он введет конституцию. Но офицеры были разочарованы реальной политикой императора. Реформ не последовало. В 1817 г. стало известно о восстании крестьян в Новгородской губернии, не желавших их перевода в военные поселяне. Якушкин предложил убить царя: он проберется в царские покои, из одного револьвера убьет императора, а из другого себя, это убийство будет иметь характер дворянской дуэли. Разгорелись споры декабристов по вопросу об убийстве императора. Члены общества приняли решение отказаться от убийства царя, так как их организация малочисленна и они все равно не смогут прийти к власти и провести реформы, даже если удастся совершить цареубийство. Члены общества решили ликвидировать «Союз спасения» и создать новую организацию.

Южное общество 1821 – 1825 гг.

Идеи декабристов

Программные положения Северное общество Южное общество
Форма правления Конституционная монархия Республика
  Разделение властей как гарантии против возникновения в стране диктаторской власти Разделение властей
Избирательное право Избиратели: ценз возраста (с 21 года), пола (муж.), имущества (не менее 500 руб сер.), образования. Депутаты: быть избранными могли лица, обладающие недвижимостью в 30 тыс. руб. или 60 тыс. руб. движимого имущества. В парламент могли пройти представители имущих слоев населения. Это позволяло привлечь к управлению страной состоявшихся образованных людей. Ценз пола и возраста
Законодательная власть Народное вече: двухпалатный парламент Народное вече: однопалатный парламент
Исполнительная власть Главой исполнительной власти является император Правительство формируется парламентом
Сословия Отменяются Создание «гражданского» сословия Отменяются Создание «гражданского» сословия
Крепостное право отменяется отменяется
Земельный вопрос Наделение крестьян землей – 2 десятины на двор. Сохранение частной собственности, в том числе дворянской собственности на землю. Наделение землей крестьян – 12 дес. Сохранение частной собственности, в том числе дворянской собственности на землю.
Форма гос. устройства Федерация из 14 держав. Федерализм – противовес сильной центральной власти. Федеративное устройство лучше обеспечит сохранение свобод граждан Унитарное государство
Права граждан Демократические права: свобода слова, вероисповедания, неприкосновенность личности, собраний, равенство всех граждан перед законом. Право создавать общественные организации (этого положения не было у Пестеля) Гражданские и политические права получали мужчины с 20 летнего возраста. Демократические права: свобода слова, собраний, передвижений, вероисповедания, неприкосновенность личности, равенство всех граждан перед законом и т.д.
Судебная система Создание нового демократического суда: равенство всех граждан перед судом, ликвидация сословных судов, гласность, открытость судопроизводства, состязательность судебного процесса, т.е. участие в нем прокурора и адвоката, суд присяжных заседателей Создание нового демократического суда: равенство всех граждан перед судом, ликвидация сословных судов, гласность, открытость судопроизводства, состязательность судебного процесса, т.е. участие в нем прокурора и адвоката, суд присяжных заседателей  
Армия Отмена рекрутчины и ликвидация военных поселений   Отмена рекрутчины и ликвидация военных поселений Введение всеобщей воинской повинности с 15 лет.

Проект Муравьева был более умеренным, он больше соответствовал российской действительности. Сознание русского народа было монархическим.

Проект Пестеля был радикальным.

Программы преобразований были основаны на идеях Просвещения. Декабристы предприняли попытку адаптировать идеи Просвещения к российским условиям.

Проблема «Россия и Европа».

Европа выработали общечеловеческие идеи и ценности, которые могут быть восприняты русским обществом. Это идеи свободы, достоинства человека, правопорядка, гражданского общества. Человеческое – то общее, что объединяет народы в человечество. Национальное – самобытное выражение духовных сил народа.

Западники не были европоцентристами. Они полагали, что у России есть и должна сохраниться в будущем своя национальная жизнь. Русские должны оставаться русскими, принимая в себя элементы не только европейской, но и мировой жизни. Они признавали многообразие путей общественного развития. Они утверждали значимость для России всего мирового наследия. Общечеловеческие идеи приемлемы для всех народов.

Важнейшей причиной проведения реформ в России в начале XVIII в. западники считали отставание страны от цивилизованных европейских стран.

Славянофилы

Идейные споры западников и славянофилов продолжались примерно с середины 1830-х до конца 1840-х годов. Западников и славянофилов объединяло критическое отношение к настоящему. Они были убежденными сторонниками отмены крепостного права. Но они по-разному оценивали прошлое России. Они отстаивали различные пути развития России. Славянофилы происходили их обеспеченных дворянских семей, нигде не служили. Они не имели кафедр в Московском университете. В 1840-е гг., как и западникам, им не удалось добиться разрешения на издание своего журнала. Славянофилы могли развивать свои идеи только в литературных салонах. Их выступления в печати в 40-е годы были очень редкими. Не имея возможности публиковать свои работы, они и писали мало. Поэтому славянофильское учение не было широко известно в обществе.

В кружок славянофилов входили Алексей Степанович Хомяков, Иван и Петр Киреевские, Константин и Иван Аксаковы, Юрий Федорович Самарин, Александр Иванович Кошелев и другие. Славянофилы были людьми очень высокой культуры.

Главным идеологом истинного славянофильства был Хомяков. Он родился в 1804 г. в Москве в богатой дворянской семье. Хомяков был младшим современником декабристов, знал многих из них, но никогда не увлекался их политическими идеями. Хомяков был многосторонне развитым человеком. Он стал замечательным богословом, философом, филологом, историком, публицистом, поэтом. Он обладал сильным характером, личным мужеством, огромным самообладанием, был очень гордым, свободолюбивым человеком. У него было развито чувство собственного достоинства. Он никогда не обнаруживал своих слабостей. Воля и разум в нем преобладали над чувствами. Любимыми его словами были гордость и свобода. В 1836 году он сочетался браком с Екатериной Языковой, сестрой поэта Языкова. Их брак был редко счастливым, безупречным.

Хомяков обладал глубоким умом, феноменальной, фотографической памятью (он дословно знал все прочитанное и через много лет мог процитировать любые строки из бегло пролистанной книги; за ночь мог прочитать несколько толстых книг, взятых из библиотеки вечером до утра).

Хомякову была присуща любовь к свободе, и его учение можно назвать учением о свободе.Он верил, что начало свободы заложено в православии, духе русского народа, в русском деревенском быте, русском складе души. Запад не знает истинной свободы, так как образ жизни европейцев строго рационален.

Цели реформ Александра II

1. Россия должна быть великой державой, иметь статус ведущей европейской державы.

2. Россия – европейская, просвещенная страна.

3. Развитая экономика

4. Боеспособная армия

5. Развитие системы образования, науки, культуры

6. Современная судебная система.

19 февраля 1861 г. Александр IIподписал два законодательных акта:
  1. Манифест об освобождении крестьян
  2. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости(в этом законе были прописаны условия освобождения крестьян).
5 марта 1861 г. Манифест и Положения были опубликованы и вступили в силу

Судебная реформа 1864 года

Цели реформы:

- обеспечить независимость судебной системы от административной

- обеспечить равенство граждан перед законами и судом.

- защита прав граждан, превращения суда из карательного органа в орган, защищающий права человека.

- развитие правосознания граждан

- повысить доверие граждан к судам

- вызвать уважение граждан к закону, формирование у граждан потребности жить на основе законов.

- формирование правового пространства в стране.

Принципы судопроизводства:

- отделение суда от администрации

- бессословность суда

- равенство граждан перед законом

- несменяемость судей и судебных следователей с целью обеспечить их независимость от администрации

- гласность судопроизводства

- открытость заседаний суда для всех желающих присутствовать на них

- состязательность судебного процесса – участие в нем прокурора и адвоката

- создание независимой адвокатуры

- прокуратура превращена в орган судебного надзора (ранее общего надзора)

- создание суда присяжных заседателей для рассмотрения уголовных дел

- судьи могли назначаться только из числа лиц, имевших высшее юридическое образование

- достаточное материальное обеспечение судей

- создание института судебных следователей.

Присяжные заседателимогли избираться от различных сословий.

Судебные функции самодержца были ограничены. Он имел право на помилование.

Последствия реформы:судебная реформа оценивается историками как самая демократическая, последовательная, радикальная.

- правосудие было отделено от администрации

- упрощена судебная система

- повысился престиж суда, более уважительное отношение к закону

- укрепление законности

- новый суд обеспечивал защиту прав граждан

- развитие правосознания общества

- сформировалась плеяда талантливых юристов, адвокатов, прокуроров, в частности юрист Кони.

- реформа способствовала формированию правового государства и гражданского общества.

Однако «-» не был осуществлен принцип верховенства закона (означающий, что закон выше власти, власть осуществляет свою деятельность на основе законов).

Реформа не обеспечивали разделение властей.

Земская реформа 1864 года

Государство было заинтересовано в том, чтобы переложить проблемы культурно-хозяйственного развития городов, провинции на местное население, которое должно было платить налоги в местные органы самоуправления.

Городская реформа 1870 года

Проведение реформы было вызвано бедностью большинства городов. Большая часть средств городов шла на содержание полиции, воинских частей, оплату жалованья чиновникам, содержание административных зданий. На благоустройство городов затрачивались ничтожные суммы. Города мало походили на культурные центры. Органы городского управления работали неудовлетворительно, они не имели денег на решение вопросов благоустройства городов. Проект городской реформы, как и проекты других реформ, был предложен на обсуждение общества. В 1870 г. проведена городская реформа.

Цель реформы: - создание новой системы городского самоуправления;

- привлечь к решению хозяйственных проблем городов предпринимателей;

- благоустройство городов.

Принципыпроведения реформы – всесословность и выборность (как и земской).

По городской реформе были созданы всесословные выборные органы городского самоуправления.

В городских думах и управах преобладали купцы 1 и 2 гильдий.

Городские думы и управы занимались хозяйственной деятельностью. Они решали проблемы благоустройства городов: содержали улицы (мостили, освещали, озеленяли, чистили), сады, прокладывали водопроводы, сточные трубы, строили мосты, здания бирж, вокзалов, театров, школ, больниц, музеев, благотворительных заведений, содержали местное управление, полицию, пожарную часть, тюрьмы, дома предварительного заключения.

Средства: думы обладали правом облагать налогом торговлю, промышленность, трактиры, постоялые дворы, аукционы, доходные дома.

Участие купечества в городском самоуправлении способствовало развитию благотворительности. На пожертвования купцов строились больницы, школы, богадельни, приюты.

Политика контрреформ.

Причиныобращения к политике контрреформ:

- консерватизм взглядов императора

- консерватизм высшей бюрократии

- развитие революционного движения, переход революционеров к террору, стремление власти подавить революционное движение

- расширение свободы общества, развитие его самодеятельности: независимая журналистика, адвокатура, научная и общественная деятельность профессоров, популярность земств, на базе которого возникло либеральное движение, создавались десятки общественных организаций, научных общества, литературных, художественных объединений. Реформы 1860-1870-х гг. были поддержаны обществом. Свобода общества рассматривалась правительством как результат реформ 1860-1870-х гг. Консерваторы собирались внести изменения в реформы 1860-1870-х гг. с тем, чтобы вернуть общество под контроль государства, ограничить свободу общества. Идеал – николаевская политическая система: все под контролем государства.

- контрреформы – это реакция самодержавия на процесс модернизации в России, выходивший из-под контроля государства.

- стремление самодержавия на допустить демократизации политического режима, либералы заговорили о введении конституции и политических свобод

- возобладание интересов самодержавия в политике правящей элиты в эпоху Александра III

- общество раскололось на сторонников реформ Александра II и противников.

Цель политики контрреформ – ограничить свободу общества, усилить контроль государства над обществом, задержать создание правового государства и гражданского общества. Самодержавие не могло отменить законы Александра II, ликвидировать демократические суды, земство, городские думы, потому что опасалось роста недовольства общества, взрыва общественного возмущения. Этот страх перед обществом заставил правительство проводить контрреформы медленно, осторожно. Конкретные цели: ограничить свободу печати и усилить цензуру, ликвидировать автономию университетов, ограничить доступ недворян в высшие учебные заведения, ограничить деятельность земств, городских дум и управ, внести ограничения в работу судов.

Направления политики контрреформ:

3.1. Ограничения в области образования (просвещения), печати.

Мероприятия:

А). в 1884 г. – новый университетский устав: ликвидировал автономию университетов, введена форма для студентов, запрещены студенческие организации, повышена плата за обучение в 5 раз, закрыли большинство высших женских курсов, кроме Бестужевских.

Б). Усиление цензуры.

В). 1887 г. – циркуляр о «кухаркиных детях» (так его назвали в обществе), изданный министром народного просвещения Деляновым: рекомендовал не принимать в гимназии детей низших сословий и групп (кухарок, прачек, извозчиков, лавочников и др.).

Г). увеличена плата за обучение в гимназиях; цель –ограничить доступ в гимназии лицам из недворян.

Д). реальные гимназии преобразованы в реальные училища еще в 1872 г.

Е). увеличено ассигнование ЦПШ.

3.2. 1887 год – судебная контрреформа. Ограничение публичности и гласности судопроизводства. Вводились закрытые судебные процессы,

Земская контрреформа 1890 г. Были внесены изменения в избирательную систему, чтобы увеличить число дворян в земствах, усилить их роль в земствах.

Аграрные реформы Бунге.

Реформы Бунге. Бунге – министр финансов в 1881-1886 гг (при Александре III). Бунге понимал, что низкий уровень жизни крестьян означает низкую платежеспособность и налогоспособность крестьян. Его вывод: нужно поднять уровень жизни крестьян. С этой целью:в 1881 г. указ об обязательном переводе временнообязанных крестьян на выкуп (к этому времени 15% крестьян оставались временнообязанными).

4.1. в1881 г.указ о понижении выкупных платежей

4.2. в 1882 г. учрежден Крестьянский поземельный банк. Банк выдавал ссуды на покупку земли как отдельным крестьянам, так и сельским обществам. Цель создания этого банка – смягчить остроту земельного вопроса, решить проблему малоземелья крестьян. Через его посредство продавались помещичьи земли.

4.3. в 1882 – 1886гг. – постепенная отмена подушной подати, введенной еще Петром I в 1724 г. Она отменялась с 1 января 1887 г. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45 % податей с государственных крестьян. Со всего населения были увеличены прямые налоги на 1/3 и косвенных налогов в 2 раза.

Экономические и социальные реформы Бунге – лучшие, прогрессивные преобразования эпохи Александра III.

Эпоха Александра III – время политической и социальной стабильности, время реакции.

Брестский мир.

3 марта 1918 г.подписан Брестский мирный договор:

- Россия признавала независимость Финляндии и Украины;

- от России отторгались Прибалтика, часть Белоруссии, на Кавказе Карс, Ардаган и Батум отходили к Турции;

- Россия обязывалась демобилизовать армию и флот;

- Россия должны была выплатить Германии контрибуцию;

- большевики обязывались прекратить революционную пропаганду в центрально-европейских странах.

Последствия Брестского мира:

- Брестский мир позволил большевикам сохранить свою власть.

- Брестский мир стал одной из причин гражданской войны, поскольку все антибольшевистские силы осудили подписание Брестского мира, считая его предательством интересов России.

- Россия потеряла огромные территории с плодородными землями, развитой промышленностью. Это усугубило экономические трудности

«Военный коммунизм» - внутренняя политика Советской России в 1918-1920 гг.

Политика «военного коммунизма» была связана с представлениями руководства РКП (б) о возможности перехода к коммунизму уже в те годы. С другой стороны она была вынужденной политикой, вызванной разрухой в стране, а также необходимостью мобилизовать все ресурсы в ходе Гражданской войны.

Цели политики «военного коммунизма»:

- сохранение советской власти в годы гражданской войны;

- концентрация всех материальных и трудовых ресурсов в руках советского государства.

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий:

- национализация всех предприятий

- ликвидация частной собственности

- централизованное управление экономикой

- запрет частной торговли

- уничтожение товарно-денежных отношений

- продразверстка на хлеб с 11 января 1919 г., а к 1920 г. – и на другие продукты питания. Государство заставляло крестьян поставлять продукты без учета возможностей крестьянских хозяйств. За продукты крестьянам оставляли квитанции, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Государство, отбирая хлеб у крестьян, исходило из своих потребностей, так как надо было кормить армию и города. Определяли нормы (разверстание) сдачи хлеба с каждой губернии и уезда

- вводилась трудовая повинность с 16 лет до 50 лет: труд стал обязательным и принудительным без выходных и праздников

- ввели трудовые книжки для избежания текучки кадров

- создавались трудовые армии, которые направлялись на строительные работы – милитаризация труда

- уравнительная оплата труда рабочих; вместо денег выдавались продукты по карточкам – натурализация оплаты труда

- бесплатное предоставление населению жилья, топлива, коммунальных услуг, бесплатный проезд на городском транспорте.

В политической сфере существовала диктатура партии большевиков.

Запрещалась деятельность других партий: кадетов, эсеров, меньшевиков. Запрещались стачки под предлогом, что рабочие не должны выступать против своего государства.

Свобода слова и печати не соблюдалась: почти все небольшевистские газеты были закрыты, Введена цензура. Восстановлена смертная казнь.

Большевики развернуликрасный террор: аресты, создание концентрационных лагерей, трудовых лагерей, в которых содержалось насильно около 60 тыс. человек.

Политика «военного коммунизма» была причиной и следствием Гражданской войны. Этой политикой были недовольны все слои населения, прежде всего крестьяне. Эта политика не только не вывела страну из экономического кризиса, но и наоборот углубила его: развал финансовой системы, сокращение объема производства в промышленности и с/х. Население в деревнях и городах голодало. Однако централизация управления страной позволила большевикам мобилизовать все ресурсы и удержать власть в ходе Гражданской войны.

Причины неудач белых.

- не смогли консолидировать все антибольшевистские силы

- организовать пополнение войск, наладить снабжение войск. Первоначально крестьяне, городское население встречали белых как освободителей от диктатуры и террора красных.

- белые занимали позицию «непредрешенчества»: выбор формы правления, социально-экономического порядка будет осуществлен после победы над Советами.

- белые на своей территории устанавливали военную диктатуру: проводили мобилизации в армии и т.д.

- откладывали решение аграрного вопроса на потом, жестоко пресекали захваты земли крестьянами; возвращали земли прежним владельцам

- конфискованные большевиками предприятия снова возвращали прежним владельцам

- позиция «единой и неделимой России» оттолкнули отт белых национальные движения

- не желали идти навстречу казачеству и признавать его права на автономию и самоуправление

- белый террор: карательные экспедиции расправлялись с крестьянами, недовольными их политикой, расстреливали, жестоко убивали

- грабежи местного населения – «самоснабжение», поскольку деньги на содержание армии разворовывались

- негативно на отношение населения к белым повлияли их связи с Западом

- белые армии и правительства не были объединены, неодновременность их наступательных военных операций

Белый террор был столь же беспощаден, как и красный. Их различало лишь то, что крачный террор был организованным и направлялся против врагов большевиков, а белый террор - стихийным

Будучи честными офицерами, искренними патриотами, белогвардейские генералы оказались плохими политиками.

Причины победы красных:

- на защиту Советской власти встали миллионы бесправных угнетенных масс, поверившие в равенство, справедливость. Прпытка белых реставрировать старее отношения, помещичье землевладение оттолкнула крестьян от белого движения

- большевики контролировали центр России. Это позволяло им использовать промышленный потенциал ЦПР

- быстро маневрировали силами, оперативно перебрасывали на опасные участки

- большевики создали жестко централизованное государство, которое смогло эффективно подавлять оппозицию, концентрировать ресурсы, проводить массовые мобилизации

- большевики смогли сконцентрировать, использовать людские и материальные ресурсы: политика продразверстки, всеобщая воинская повинность, всеобщая трудовая повинность

- большевики имели общепризнанных лидеров – Ленина, Троцкого, сплоченная большевистская элита, обеспечивавшее военно-политическое руководство

- создали регулярную 5миллионную армию

- национальные движения поддержали большевиков, провозгласивших право наций на самоопределение

- большую роль сыграла система военного комм

Наши рекомендации