Восточные славяне в 6-8 веках
В этот период происходит великое рас-селение народов, вторжение Гуннов. Но в конце 5 века, Гунны исчезают, после этого начинается цепочка заселения славян, что письменно и археологически зарегистриро-вано. К середине 6 века закрепились во вла-дениях Византии. Славяне заселяют ¾ бал-канского полуострова, расселяются на восток и через пару сотен лет это уже сложное общество. Для 6-13 веков источники в основ-ном Византийские. В 13 веке появляются Арабские. В 9 веке сообщения Византии о походах Русских дружин. ПВЛ дает относи-тельно скудную информацию. Археологи считают, что в 6 веке на территории от Эльбы до Днепра и от Балтийского моря до Дуная существовала единая Пражская культура (до 7 в.) и обнаруживает, преемственность со средневековыми славянами, следовательно, Пролесскя культура является славянской. Внутри Пражской культуры выделяется несколько. Седов выделяет три группировки: 1. от Эльбы до Полесья – потомки Пшевор-ской культуры. Наземные избы и захоронения в кургане. 2. центральная и северная Польша. Наземные дома, но после сожжения трупа прах рассеивали. 3. от Днепра и до Дуная – полуземлянки. Труп сжигали и закапывали в ямки без кургана, есть и трупоположение. Но в 5-8 веке они расселяются. Первая группа мигрировала в верхнее Поднепровье. Вторая на северо-запад Руси, взаимодействуя с Балтами образуются кривичи. А в 8 веке они доходят до Ладожского и Онежского озера и взаимодействуя с финоугорскими племенами образовались славянские племена. Третья, по бассейну Дуная, через Днестр на верховье Дона.
К исходу 8 века складывается единая картина славян. По мнению Рыбакова первое название самоназвания славян было Венеды, как пишут античные авторы, а термин славяне – это составной термин. Когда кто-то уходил, он называл себя «слом» (послом) венедов. К 8 веку картина устоявшаяся и можно выделить несколько групп, которые совпадают с лето-писью. Всего их четыре: 1 лесная зона Днеп-ровского правобережья (поляне, древляне, дреговичи, бужане, волыняне). 2. южная лесостепь – уличи (до конца 9 века), тиверцы, хорваты. 3. юго-восток – северяне (Чернигов), вятичи (Ока) и радимичи (Брянск). 4. север – кривичи и славяне.
Хозяйство и общественный строй: Се-дов (Балты, Псков, Москва), Тимощук (изу-чение правобережного Днепра). Тимощук выделяет два основных этапа: с VI – VII века; VIII – IX. Седов рассматривает единый пери-од VI – IX век. По мнению Тимощука, для первого этапа характерна гнездовая система между поселениями не более двух километ-ров. Каждое гнездо – до 70 квадратных кило-метров. Поселения не укрепленные. Жилища – полуземлянки(от 2Х2, до 5Х6), следова-тельно на такой площади могла проживать только малая семья. Хозяйственные построй-ки по близости отсутствуют, они общие для всего поселка. Погребальный обряд – трупо-сожжение без курганов, инвентарь намного беднее Черняховского, орудия труда связаны с ручным земледелием. По Тимощуку, здесь присутствовала подсечно-огневая система, из-за этого между гнездами было большое расстояние. По Седову, в это время уже переложная система земледелия. Основой сельского хозяйства: просо, ячмень, пшеница твердых сортов. Скот находился на свобод-ном выпасе. До 36% костей – кости диких животных. Ремесло не очень развито, следов внешней торговли нет. Имущественной дифференциации по жилищам и погребениям нет. Проблема перенаселения снимается переселением на неосвоенные территории. Этим объясняется быстрое расселение славян по восточной Европе (из-за подсечно-огневого земледелия). Все функции выпол-нялись общиной, власть старейшины. В VIII – IX веках, по мнению Тимощука, происходит революционный скачок. В археологии славян проявляются предметы, свидетельствующие о паровой системе земледелия (железные наральники), фиксируются помещения для скота, что давало удобрения. Главной культурой становится рож. Такая система повышает среднюю урожайность, не требует перемещения с места на место, следовательно растет население. Растет роль животноводства (количество костей диких животных – 10%). Найдены приспособления для производства молочной продукции, то есть увеличен прибавочный продукт, возникает специа-лизация ремесла. Появляются крупные ре-месленные поселения, продукции которой больше, чем нужно общине, следовательно зачатки товаров производства. Наблюдается распространение кладов из арабских монет, это говорит о внешней торговле. Видимо торговля осуществлялась племенной верхуш-кой. Поселения были распространены равно-мерно, не так близко как раньше. На смену общинной собственности на землю приходит семейная. Внутри самой есть коллективизм. Строятся укрепленные центры, возле которых появляется обособленные языческие святилища. Внутри больших патриархальных семей – процесс выделения малых семей и индивидуальных хозяйств, но патриархальная семья по прежнему хозяйственная единиц на уровне больших патриархальных семей – соседские отношения (соседско-большесемейный период по Тимощуку). В центре концентрируется знать, осуществля-ется переход к курганным захоронениям. Инвентарь в них по-прежнему беден, боль-шой имущественной дифференциации нет (знать принимала участие трудовой деятель-ности). Один из факторов разложения родоп-леменных отношений – появление областных укрепленных центров. Процесс подчинения одних общин другими. В результате проис-ходит процесс активного накопления предпо-сылок для перехода к классовому образова-нию (предклассовая стадия). Седов: с VIII века происходит переход к территориальной общине, состояла из малых семей. Греков: существуют города, возникает частная зе-мельная собственность, следовательно, VII – VIII века- раннефеодальные отношения. И.Я. Фроянов: славянские поселения в VIII – IX веках оставались родовыми. Б.А. Рыбаков занимался активно этим периодом: к VIII веку складывается соседская община, которая носит название «мир» или «вервь». Восточ-нославянское общество организованно по десятичному принципу, так как война зани-мала важное место. Вервь – группа неболь-ших поселений, дающих 100 воинов, 1000 – соответствует племени, в центре которого город (правит которым тысяцкий). Несколько племен – тьма, во главе которой князь. Термин «военная демократия» широко употребляется. По Свердлову, данный период у славян – военная демократия. Основная масса жителей – общинники, глава семей (мужи). Они участвуют в народном собрании и в войске. Главам семей подчиняются младшие члены семьи. Княжеская власть становится наслед-ственной. Вокруг них – дружина. В результате грабительских походов дружинники становятся привилегированным слоем. Выделяется племенная аристократия. Обогащение за счет походов, даней с подчиненных племен, добровольных подно-шений от общины. К этому времени относятся сведения арабских источников. Они говорят о трех группах руссов: куябы; славы; арсания. Восточные славяне занимались не только собирательством, рыболовством и охотой, но и пастбищным скотоводством. Однако, основное занятие восточных славян - это земледелие и ремесло. Переход от присвающего к производящему хозяйству привёл к появлению избыточного продукта, который постепенно стал аккумулироваться у представителей власти (князей). Причём, князья и дружинники обогащались, в основном, в результате грабежа соседних племён. Имущественная дифференциация постепенно расшатывала родовой строй с его уравнительными институтами и привела к появлению частной собственности и расслоению общества на классы. Поэтому процесс образования государства у восточных славян являлся закономерным. Однако интерпретация конкретной истории образования государства на Руси является дискуссионной. В исторической науке нередко на формирование научных взглядов учёных оказывают влияние их политические пристрастия.Восточные славяне постепенно осваивали занятые густыми лесами пространства современного центра России. Древнейшим его населением были финно-угорские (чудь, весь, емь, эсты, мордва, черемисы, пермь, печора, ямь) и литовско-балтийские (пруссы, голяды, судены, корсы, ятвяги, литва, жмудь, латыши и др.) племена. Разрозненные в политическом отношении и в большинстве своем находившиеся на более низкой, чем славяне, стадии социально-экономического развития, эти племена подчинялись культурному влиянию славян, ассимилировались с ними; уступали без значительной борьбы часть своей территории, уходя на север, северо-восток, запад и северо-запад. Из-за взаимной ассимиляции славянского, угро-финского и балтийского населения все эти племена и народы можно, по мнению некоторых антропологов, считать предками современных русских, украинцев и белорусов.
Однако взаимоотношения восточных славян далеко не со всеми соседями были столь же мирными, как с угро-финами и балтами. На восточных и южных окраинах своей территории славяне постоянно испытывали натиск кочевых племен. Так, уже в ходе упоминавшегося «Великого переселения народов» славяне участвовали в готско-гуннской войне V в. н.э.; после поражения гуннов славяне на краткий срок вновь появились на исторической арене, как самостоятельный этнос, но в VI в.н.э. на них обрушилась новая волна кочевников – авары. Они заставляли славян платить дань Аварскому каганату и даже использовали славянских женщин как ездовой скот.
Процесс социально-экономического развития у восточных славян протекал неравномерно. Очень быстро развивались племена, жившие на Среднем Днепре и в Приднестровье, чему способствовали благоприятные для земледелия природно-климатические условия, а также близость к древним центрам цивилизации. Здесь с давних пор развивалось пашенное земледелие, и часть полученного продукта вывозилась на рынки Причерноморья. (О стабильности этих торговых отношений говорят многочисленные клады римских и византийских монет). В то же время на остальной территории Восточной Европы еще долго господствовало подсечное земледелие, требовавшее большого объема работ, а значит, коллективной организации труда и общинной собственности. Таким образом, подсечное земледелие консервировало первобытные отношения в виде патриархальных семейных общин.
К IX веку появление новых земледельческих технологий и орудий труда делают повсеместно доступным ведение самостоятельного хозяйства каждой малой семье в отдельности. На смену патриархальной семейной общине приходит территориальная сельская община, состоящая из малых семей.
Славяне VI-IX вв. н.э. возделывали рожь, пшеницу, просо, гречиху; разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу; в качестве подсобных промыслов занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством.
Важным изменением в жизни славян в VII-IX вв. явилось отделение ремесла от сельского хозяйства. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство; затем появляются другие ремёсла – камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие; владея приемами зерни, скани, эмали, создавали замечательные украшения. Славяне были замечательными умельцами по обработке кости. При осаде городов они использовали сложные осадные машины.
Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и обмена товаров, политико-административные, культурные, религиозные центры, т.е. в города. Нередко города располагались на месте старых племенных святилищ или оборонительных сооружений. Так возникли Радога, Ростов, Киев, Суздаль, Переяславль, Псков, Новгород, Белоозеро, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск. (Недаром позднее иностранцы назовут Русь «Страной городов»).
В города на торг съезжалось окрестное население, приезжали купцы из других городов Руси и даже других стран. Торговали в основном хлебом, мехами, солью, воском, полотнами, мёдом, скотом и рыбами. Главными путями сообщения были реки, по которым и располагались города. В качестве средств обращения на Руси использовались меховые деньги (куны, резаны, векши, ноганы и др.), а также восточные, византийские и западноевропейские серебряные монеты. С конца Х в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету, которая затем уступила место золотым слиткам – гривнам.
Селения славян укреплялись обычно валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.), наземного и полуземляночного типа. Отапливались дома печами, сложенными из камней и глины.
Таким образом, уже в VI – VIII вв. н.э. восточные славяне достигли значительного уровня производительных сил, ни в чём не отставая от других народов Европы.
Общественный строй славян этого периода характеризуется как «военная демократия». У славян уже шло имущественное и социальное расслоение, племенная знать (старейшины, вожди) накапливала материальные ценности (об этом свидетельствует, например, найденный на Полтавщине клад драгоценного оружия, посуды, украшений, содержавший более 20 кг. одного лишь золота). Существовало у славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.
Согласно известной летописи «Повесть временных лет» монаха Нестора (XII век), подтверждённой данными археологии, у восточных славян в VIII–IX вв. наряду с интенсивным распадом родоплеменных отношений шёл процесс создания крупных племенных групп (союзов); причём у каждого из союзов было своё «княжение». Эти союзы, представлявшие собой довольно стабильные политические объединения и сложные этнические общности, размещались следующим образом: в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали многочисленные кривичи, расселявшиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселивших берега реки Полоты, назывались полочанами. У реки Волков и озера Ильмень жили словене; в Полесье, между Припятью и Березиной – дреговичи, между Сожем и Ипутью – радимичи. По рекам Десне, Сейму, Суле тянулись земли северян; в верховьях Оки, расселяясь всё дальше вниз по течению, жили вятичи (в начале VIII в. заселившие окрестности современного Воронежа), по берегам Среднего Днепра обитали поляне. По рекам Уж и Тетерев лежали земли древлян; на Волыни жили дулебы (волыняне), по склонам Карпатских гор – хорваты, а от низовьев Днепра до устья Дуная протянулись земли уличей и тиверцев.