Право в системе социальных норм

1. Нормы права являются не единственным регулятором общест­венных отношений. Наряду с нормами права общественное по­ведение регулируют и другие нормы, принятые в обществе и имею­щие не меньшее значение, чем нормы права. Данные нормы получили наименование социальных норм. К социальным нормам относятся:

• нормы морали;

• религиозные нормы;

• обычаи;

• нормы общественных организаций;

• нормы профессиональных групп;

• нормы этикета;

• неформальные нормы отдельных социальных групп;

• иные нормы.

2. Нормы морали — устойчивые представления в обществе о добре и зле, о допустимом и недопустимом поведении, например ува­жение к старшим, вежливость и др. Нормы морали имеют сле­дующие особенности:

• не подкреплены принудительной силой государства;

• но влекут сильное общественное осуждение в случае их нару­шения;

• тем самым являются мощным регулятором общественных от­ношений.

Сильной чертой норм морали является их всеобъемлющий ха­рактер (правом нельзя урегулировать абсолютно все отноше­ния, в то время как под критерий моральности и аморальности можно подвести почти любой вид отношений).

Религиозные нормы — нормы поведения, установленные опре­деленной религией. По своей сути очень близки к нормам мо­рали (фактически их разновидность, закрепленная в религиозных канонах). Примерами религиозных норм являются 10 запове­дей Христа ("Не убий", "Не укради" и др.). В современных му­сульманских странах получает распространение "жизнь по ис­ламу" — ежедневное следование нормам ислама в повседневной жизни. Также особенностью норм ислама является их совпаде­ние в ряде стран с официальными правовыми нормами. Обычаи (и близкие к ним традиции) — это правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и во­шедшие в привычку, закрепившиеся в сознании людей. Они передаются из поколения в поколение, в основном в устной форме. Несоблюдение обычаев влечет общественное воздейст­вие, осуждение. В ряде обществ обычаи имеют более сильное " регулирующее влияние, чем официальный закон. Например, обычай кровной мести у ряда горских народов — представители данных народов воздерживаются от убийства не столько в ре­зультате страха перед уголовным наказанием, сколько в резуль­тате страха перед кровной местью со стороны родственников убитого всему роду убийцы. Другой пример обычая — выкуп за невесту; он выплачивается в ряде азиатских обществ, несмотря на то, что официальный закон этого не требует.

Нормы общественных организаций — этоправила поведения, ус­тановленные в общественной организации и регулирующие отно­шения между ее членами. Данные норму:

• определяют:

• права, обязанности членов (обязанность платить членские взносы);

• структуру объединения, порядок формирования, компетен­цию высших органов;

• распространяются только на членов данной организации;

обеспечиваются мерами общественного воздействия, такими как:

• предупреждение;

• выговор;

• исключение из организации и др.

В качестве примера жесткого регулирующего действия подобных норм можно привести нормы КПСС для членов партии (выго­вор по партийной линии, исключение из партии за какой-либо проступок были не меньшим наказанием, чем другие наказа­ния, установленные законом).

Нормы профессиональных групп регулируют поведение представи­телей отдельных профессий. Например, ими могут быть:

• нормы адвокатов:

• писаные — Кодекс адвокатской этики (адвокатская тайна, запрет вести дела в интересах стороны — в прошлом про­тивника клиента по этому же делу);

. неписаные (не "перебивать" клиентов, не устанавливать цены за услуги, явно отличающиеся от общепринятых, и др.;

• нормы врачей:

• писаные (например клятва Гиппократа, иные);

• неписаные, распространенные среди врачей;

• в прошлом — неписаные нормы поведения функционеров КПСС (спокойствие, невыражение своей позиции, бесконфликт­ность, стремление не принимать единоличных решений и др.);

• нормы представителей иных профессиональных групп.

Указанные нормы, как правило, носят (носили) неформальный характер, но их нарушители рискуют (рисковали) быть отторг­нутыми другими представителями данной группы. Нормы этикета — нормы ежедневного поведения, внешнего вида, общения. Например, законы не требуют опрятно одеваться, но данное требование самостоятельно выполняется людьми, при­знающими основополагающие правила этикета.

Неформальные нормы отдельных социальных групп включают в себя, в частности:

• нормы преступников, соблюдаемые в преступном мире (напри­мер "воровской закон", влияние которого в преступной среде постепенно ослабевает);

• "дворовые", молодежные нормы (являются более сильным регу­лятором для молодежи, чем законы);

• негласные армейские нормы и т. д.

Таким образом, поведение человека в обществе регулируется не только правом, но и многочисленными, часто незримыми социальными нормами.

3. В правовой науке наблюдается два явления:

• правовой идеализм — ошибочное убеждение, что все отношения в обществе можно урегулировать правом. Например, невозможно урегулировать только правом:

• режим в исправительных учреждениях; . отношения между военнослужащими;

• отношения родителей и детей и т. д.) — в реальной жизни всегда есть и будут сферы, недосягаемые для права;

• правовой нигилизм — ошибочное убеждение, что правом почти ничего нельзя урегулировать (даже в тех сферах, где возможности регулирования правом ограничены, право в любом случае вы­полняет регуляторную функцию (например трудно на практике запретить законом недобросовестное выполнение родительских обязанностей или телесные наказания детей, но в случае явного злоупотребления ими со стороны родителей это будет так или иначе замечено обществом и государством, и существует воз­можность ограничения произвола родителей правовыми мера­ми; то же касается и других не регулируемых правом сфер).

Наши рекомендации