Греческая колонизация Причерноморья

Греческая колонизация Причерноморья - student2.ru

Рис. 5. Северное Причерноморье в V- II вв. до н.э.

1. На карте (рис. 5.) подчеркни наиболее известные греческие города, двойной чертой выдели город, вокруг которого возникло Боспорское царство.

2.Допиши предложения.

Постоянные поселения греков называют…………………………….......................................

Полисы это...........................................................................................................

3. Распредели в столбцы название товаров, которые ввозили или вывозили из греческих колоний: оливковое масло, вино, ткани, глиняная посуда, зерно, рабы, золото, лес, посуда, украшения. Сделай вывод.

Колонии ввозили: Колонии вывозили: ………………………........ ......................................

..................................... .................................

..................................... .................................

..................................... .................................

..................................... .................................

Вывод: .......................................................................................................................................

...............................................................................................................................

Народы Северного Причерноморья в античную эпоху.

1. На карте (рис. 5.) найди территории, заселенные скифами.

2. Запиши занятия скифов..............................................................................................................

3. В V веке до н.э. скифы создали свое государство, которое называлось...............................

...........................................................................................................................................................

4. На карте (рис.5.) найди территорию скифского государства.

5. Во II веке до н.э. скифов вытеснили из причерноморских степей сарматы. На карте (рис. 5.) найди территорию расселения сарматов.

6. Вскоре всё Северное Причерноморье вошло в состав Понтийского царства. Позднее эти территории оказались под властью Римской империи, а в IV веке их завоевали кочевники – гунны, пришедшие из степей Приуралья. Подумай, почему гунны оказались сильнее Римской империи. Свой ответ запиши.......................................................................................

.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

7. Обсудите в парах вопрос: какое влияние оказали на историю юга европейской части нашей страны греческие города-государства и кочевые племена Северного Причерноморья. Вывод запиши....................................................................................................

.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

I.МИНИ – ТЕСТ

А. 1. Оцени утверждение.

Греки назвали Черное море Понт Эвксинский, то есть «Гостеприимное море»:

а) верно б) неверно

2. Выбери правильный ответ.

Азовское море греки назвали:

а) Танаисом б) Меотидой в) Истрой

3.Выбери понятие, которому соответствует данное определение.

Постоянные поселения – это:

а) община б) полисы в) колонии

4. Найди лишнее.

Из Греции в колонии везли:

а) оливковое масло б) зерно в) глиняную посуду

В. Продолжи перечень.

Из колоний в Грецию везли:

а) зерно

б) .................

в) ..................

г)………….

II.Какую роль сыграли греческие города-государства, кочевые племена в древней истории нашей родины?................................................................................................................

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

.........................................................................................................................................................................................................................................................................

Число, месяц, год:_________________________________

КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ В IV – V ВЕКАХ

Ты узнаешь о Великом переселении народов и «государствах, возникших на обломках степных держав».

1. Великое переселение народов.

2. Волжская Булгария.

3. Хазарский каганат.

Великое переселение народов.

Источник 1. Учебник.

1. Продолжи предложение:

В III – VI веках в Северное Причерноморье устремились............................................

...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Волжская Булгария.

Хазарский каганат.

1. Заполни таблицу «Государства, возникшие на обломках степных держав».

Название государства и его столицы Когда и кем создано государство Какую территорию занимало Основные занятия населения Когда государство прекратило свое существование.
         
         

2. Используя таблицу «Государства, возникшие на обломках степных держав»,

составь устный рассказ о Волжской Булгарии и Хазарском каганате.

3. Дополни предложения.

Государственной религией Волжской Булгарии был..................................................................

Государственной религией Хазарского государства был..........................................................

Хазарское государство называется каганатом, потому, что главой страны считался каган - ...............................................................................................................................................

4. Реальная власть в Хазарском каганате находилась в руках царя. Докажи это примерами из текста учебника с. 17.

5. Обсудите в парах вопрос: могли бы хазары обращаться с царем так же как с каганом? Своё мнение запиши.......................................................................................................

Источник 1. В конце IV века на земли готов напали гунны. Их кочевые орды пришли с востока. Нашествие гуннов было подобно смерчу. Коренастые, дикого вида воины, вооружён­ные мечами, тяжёлыми луками и аркана­ми, они неслись верхом на быстроногих ло­шадях, всё сметая на своём пути. Огромные пахотные земли Северного При­черноморья превратились в дикие пастбища. Множество поселений и городов, в том числе цветущие античные города, гунны разграбили и сожгли.    
...........................................................................................................................................................

Документы. ИЗ «ИСТОРИИ» РИМСКОГО АВТОРА АММИАНА МАРЦЕЛЛИНА (IV век): Они (гунны) так дики, что не употребляют ни огня, ни приготовленной пищи, а питаются кореньями трав и полу­сырым мясом всякого скота. У них никто не занимается хлебопашеством и не касается сохи. Все они, не имея ни определённого места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Они никогда не прикрываются никакими строениями и питают к ним отвращение, как к гробницам. Все, кто по возрасту и полу непригодны для войны, держатся около кибиток и занимаются мирными делами, а молодёжь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком.  

1. В тексте источника 1 и документа подчеркни одной чертой предложения, характеризующие образ жизни гуннов. Одним словом охарактеризуй гуннов - ...................

2. В тексте документа найди объяснение, почему гунны питают отвращение к строениям. Подчеркни этот фрагмент документа двумя чертами.

Как данный факт отражен в тексте источника 1. Подчеркни двумя чертами данный фрагмент текста. Попробуй объяснить, почему гунны не только жгли, но и грабили города................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

3. В тексте документа найди признаки, по которым гунны делятся на мирных и воинственных. Запиши эти признаки..........................................................................................

4. Опираясь на документ, текст источника 1. составь свой рассказ о гуннах.

......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Число, месяц, год:_________________________________

§ 4 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI – VIII ВЕКАХ

Ты узнаешь о расселении восточных славян и их хозяйстве, о том, как у славян начало складываться государство, какую роль в их жизни играло язычество.

1. Расселение восточных славян.

2. Хозяйство восточных славян.

3. Переход от родового строя к государственному.

4. Язычество восточных славян.

Наши рекомендации