Деятельности государственного собрания республики башкортостан
Э.Г.Муснн,
Председатель Комитета Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан'.
Важнейший атрибут демократического правового государства - пар-". ламент. Парламентаризм означает такую систему правления, которая характеризуется четким распределением законодательной и исполнительной . функций государства. ]
Принципиальное значение для становления реального парламентаризма в нашей многонациональной республике имело провозглашение 11 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Башкортостана, положившей в основу государственного строительства республики принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года, стала мощным стимулом реформирования всех институтов государственной власти. Она не только закрепила принцип разделения властей, но и последовательно сформулировала статус всех трех ветвей власти.
На качественно ином уровне в Конституции Республики Башкортостан решены проблемы, связанные с организацией высшей государственной власти. Радикальному реформированию был подвергнут институт высшей представительной власти в республике. Конституционно закреплен институт Президента, статус Кабинета Министров, судов, определены основы местного самоуправления.
Впервые в Республике Башкортостан учреждался Парламентнового типа - Государственное Собрание, состоящее из двух Палат (Палаты представителей и Законодательной палаты), одна из которых действует на профессиональной основе.На уровне Конституции были определены предметы ведения ГосударственногоСобрания.
Необходимость реализации конституционных положений, содержащихся в статьях 79-89 Основного Закона республики, требовала прежде всего детального законодательного разграничения полномочий между государственными органами и представления высшему представительному
органу - Государственному Собранию Республики Башкортостан, его Палатам возможности действовать самостоятельно при осуществлении своих функций. При этом важно было обеспечить органическое взаимодействие Парламента с другими высшими органами государственной власти республики.
Начало этому процессу, как известно, было положено принятием 2марта 1994 годаЗакона Республики Башкортостан «О Государственном Собрании Республики Башкортостан», в котором достаточно полно, с учетом особенностейтого времени был определен статус двухпалатноговысшего представительного изаконодательного органа РеспубликиБашкортостан.
Закон конкретизировал демократические принципы парламентаризма; закрепил действенные правовые гарантии осуществления представительной законодательной власти, регламентацию законодательной процедуры в Палатах и в основном определил их компетенцию, формы и методы парламентской деятельности; установил правовые формы взаимоотношений Государственного Собрания с высшим должностным лицом - Президентом Республики Башкортостан, Кабинетом Министров, органами судебной власти и иными государственными органами, Все это явилось не только условием формирования Государственного Собрания и предопределило его дальнейшую плодотворную законодательную деятельность, но и означало важный шаг в развитии парламентаризма по республике в целом.
Сегоднясо всей определенностьюможно заявить, что профессиональный республиканский парламент состоялся. Представляется, что нет необходимости в данном случае отмечать известные положительные результаты его работыза истекший период.
В то же время четырехлетняя практика деятельности Государственного Собрания, его Палат и их комитетов показала, что Закон Республики Башкортостан «О Государственно.м Собрании Республики Башкортостан» нуждается в уточнении и совершенствовании, что и было сделано принятым и введенным в действие с 1 декабря 1998 года Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О Государственном Собрании Республики Башкортостан».
В Закон внесены следующие изменения и дополнения. В новой редакции Закона появились преамбула, предусматривающая следующие: в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Закон определяет вопросы ведения, порядок организации и деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан, его Палат и их коми-
тетов, а также должностных лиц Государственного Собрания Республики | Башкортостан,его Палати их комитетов. ;
Закон четко определяет принципы, которыми руководствуется Го- [ сударственное Собрание при осуществлении своей деятельности. Такими s принципами являются: приоритетность и гарантированность прав и свобод :
человека и гражданина; законность; гласность и учет общественного мне- ' ния; коллективное, свободное, деловое и конструктивное обсуждение во- :
просов; забота об обеспечении гражданского мира и общественного согла- ';
сия в Республике Башкортостан, единства и целостности территории Pec- | публики Башкортостан; ответственностьза принимаемые решения; со- | блюдение требований депутатской этики. |
Закон развивает положениястатьи 88 Конституции Республики 1 Башкортостан, устанавливая предметы ведения не только ГосударственногоСобрания в целом,но и его Палат. В статье14 Закона четко регламентируется кругвопросов, подлежащих рассмотрению на совместных засе- | даниях Палат Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Достаточно подробно в Законе определяется компетенция каждой из Палат Государственного Собрания (статьи 16, 17). Впервые законодательно устанавливается правовой статус комитетов, депутатских фракций и депутатских групп Палат Государственного Собрания. |
Ряд норм Закона существенно конкретизирует конституционные по- | ложения. В частности, в статье 22 Закона в развитие статьи 87 Конституции Республики Башкортостан устанавливается порядок избрания Предсе- ^ дателя Государственного Собрания из числа Председателей Палат. На за-f конодательном уровне очерчен круг полномочий Председателя Государст- '• венного Собрания, уточняется компетенция Председателей Палат и иных.1 должностных лиц Палат и их комитетов, .^в
Закон с учетом опытаПарламента предусматривает серьезные уточ- s нения в законодательной процедуре и конкретизирует официальный статусактов ГосударственногоСобрания.
В целом внесенные в Закон «О Государственном Собрании Республики Башкортостан» изменения и дополнения направлены на более точное отражение конституционных положений, обеспечение последовательной реализации всех норм этого Закона. Новый Закон делает шаг вперед в развитии парламентаризма в Республике Башкортостан.