Политические кризисы 1917 г.

Февраль открыл перед страной несколько возможных путей развития, включая либерально-реформистский и пролетарско-революционный. Выбор пути в условиях политической свободы зависел от предпочтений большинства российского населения и в конечном итоге определялся реальным уровнем его политической культуры, менталитетом народа.

Петросовет и Временное правительство. Созданный 27 февраля Петроградский Совет с первого часа своего существования начал действовать как орган революционной власти. Во все районы города были направлены комиссары Совета для организации на местах новых органов власти. Устанавливался контроль над распределением продуктов, финансовых средств, железными дорогами, типографиями. Совет с помощью войск Петроградского гарнизона принял меры по предотвращению грабежей и поджогов.

Важнейшие вопросы революции ждали своего решения – Совету нужно было определить отношение к вопросу о власти, и прежде всего взять под контроль революционную стихию, грозившую обернуться полной анархией. Опираясь на поддержку революционных сил, Совет мог провозгласить себя общероссийской властью. Однако вожди Исполнительного комитета Совета на полноту власти не претендовали. Считая свершившуюся в стране революцию буржуазной, они были готовы поддержать любое буржуазное правительство, сформированное Думой, если оно не будет нарушать прав и интересов трудящихся.

Давление на Временное правительство социалисты намеривались осуществлять через Советы, которые рассматривались как временные общественные организации (до принятия Конституции). Однако фактически и Петроградский Совет, и местные Советы брали на себя важные государственные функции. Петросовет руководил рабочей милицией, контролировал экономическую жизнь, издавал ежедневный официальный орган – газету «Известия». В подчинении Советов находились создававшиеся на фабриках и заводах вооруженные отряды рабочей милиции (Красная гвардия).

Важнейшим актом Петроградского Совета, имевшим далеко идущие последствия для революции, стал «Приказ №1»по петроградскому гарнизону о демократизации армии. В соответствии с приказом в воинских частях разрешалась политическая деятельность, солдаты получали политические права, командирам запрещалось обращаться к солдату на «ты». Приказ дал Петроградскому Совету реальную военную власть. Большевики с успехом использовали его для разложения армии.

Первое официальное сообщение о создании Временного правительства появилось в утреннем выпуске газет 3 марта 1917 г. Главой правительства стал известный земский деятель князь Г. Е. Львов. Новый премьер-министр одновременно был назначен и министром внутренних дел. Среди одиннадцати членов Временного правительства были миллионеры, крупные помещики, что с самого начала дало пищу для его критики социалистической прессой.

Временное правительство приняло на себя обязательство не предрешать форм государственного устройства до созыва Учредительного собрания.

Новая российская власть рождалась в противоречивой, накаленной атмосфере всеобщего хаоса, вызванного тремя годами тяжелейшей войны и революцией. Разрушительные инстинкты грозили стране жесточайшей гражданской войной и окончательным распадом. На фронте началась стихийная демобилизация, в городах – самосуды, грабежи, в деревнях крестьяне пытались самочинно разрешить земельный вопрос.

Недостаточная легитимность первого состава нового правительства требовала от него быстрых и эффективных действий, способных укрепить его авторитет, объединить российское общество. В первые недели после свержения царизма это отчасти удалось. Символом примирения стала всеобщая политическая амнистия: она вернула в страну всех политических эмигрантов. Одним из своих первых декретов правительство отменило в России смертную казнь.

В Декларации Временного правительства, обнародованной 3 марта, содержалась целая программа из восьми пунктов «прочного устройства исполнительной власти», включающая установление свободы слова, печати, союзов, собраний и стачек; отмену всех сословных, вероисповедальных и национальных ограничений; немедленную подготовку к созыву на началах всеобщего, равного, прямого тайного голосования Учредительного собрания; замену полиции народной милицией и выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления; выборы в органы местного самоуправления.

По соглашению с Петросоветом была проведена радикальная демократизация армии. На Балтике фактически неограниченными правами обладал Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт) во главе с матросом П. Е. Дыбенко.

Новая власть ликвидировала Особое присутствие Правительствующего Сената, корпус жандармов, министерство императорского двора и канцелярию императора. В соответствии с Декларацией, опубликованной 6 марта, правительство отменило старую систему сословных и национальных ограничений, восстановило автономию Финляндии.

Первые шаги Временного правительства, отразившие интересы большинства населения страны, были поддержаны повсеместно. Фактически ни одна политическая сила, включая большевиков, не выступила против него.

Революция шагает по стране. Превращение России в самую свободную из воюющих стран, ожидание коренных перемен на время укрепили патриотические настроения в народе. В деревнях, уездных городах создавались всевозможные комитеты, советы, которые пытались разнообразными способами восстановить разрушенный порядок. Отмена цензуры в стране привела к массовому выпуску газет, брошюр, листовок, отражавших самые различные оттенки политической мысли. В адрес правительственных органов потоком шли различные резолюции, петиции, обращения и послания, отражавшие революционный порыв масс.

Временное правительство, понимая несовместимость войны и революции, надеялось прежде довести до победного конца войну, и лишь затем взяться за глубокие реформы. По этой причине могли быть претворены в жизнь лишь те преобразования, которые не снижали обороноспособности страны и укрепляли авторитет власти, в силу чего творцы послефевральских преобразований не планировали коренных изменений в организации власти на местах.

Пока центральная власть выжидала, в провинции смещались губернаторы, градоначальники, распускались карательные органы (полиция, жандармерия). Повсеместно создавались комитеты общественного спасения (или комитеты общественных организаций). Расширялись полномочия земств, городского самоуправления.

Общественные исполнительные комитеты (в разных губерниях они назывались по-разному: Чрезвычайные, Общественной безопасности, Народной власти) брали на себя функцию координации действий органов самоуправления, партий, союзов и объединений по изменению политического строя. Создание таких комитетов было обусловлено отсутствием в губерниях до революции представительных органов государственной власти. Более того, легкость, с которой пала монархия, свидетельствовала о глубоком кризисе не только самодержавного строя, но и российской государственности вообще.

В российской провинции фактически не сложилось характерного для Петрограда двоевластия. Единовластие в большинстве губернских городов достигалось по-разному, в зависимости от конкретной расстановки социально-политических сил. В ряде мест либеральные силы были слабы и безвольны. Они ждали указаний сверху и отважились создать общественные структуры для формирования новой власти только после указаний из центра.

Центральная власть с самого начала утратила контроль за развитием революционного процесса в стране. Когда к 5 марта Временное правительство приняло первое постановление по местному управлению, общественные комитеты в ряде губернских городов уже успели назначить своих комиссаров. С функцией государственного и муниципального управления не могли справиться ни Советы, ни общественные комитеты, созданные в ходе революции.

Временное правительство также вынуждено было смириться с существованием независимых сельских исполнительных комитетов. Интересы крестьян изначально не совпали с политикой новой власти по аграрному вопросу. (В марте 1917 г. ввиду тяжелого продовольственного положения в стране была введена хлебная монополия. Весь хлеб у крестьян брался на учет продовольственными органами. Но крестьяне скрывали свои запасы, ожидая роста цен.)

С момента своего образования сельские и волостные комитеты в условиях финансовой независимости от власти реально претендовали на свободу действий.

Причины неустойчивости новой власти. Весной 1917 г. западный буржуазно-демократический путь, как и марксистский социализм, не могли быть осознанным выбором масс «снизу».

В сознании большей части населения страны господствовали общинные ценности, поэтому партию кадетов и других сторонников западного пути развития для России поддерживало не более 20% населения. Предложенная «сверху» Временным правительством прогрессивная по сути программа обновления России на принципах демократии, частной собственности, целостности страны могла быть реализована лишь при условии сохранения и укрепления гражданского согласия, сильной государственной власти.

Сложившееся двоевластие вынуждало Временное правительство постоянно оглядываться на Советы. Временное правительство выступало за эволюционный способ разрешения накопившихся противоречий, через проводимые сверху реформы, Советы – за революционный, через кардинальное обновление власти. Такая политическая система не могла быть устойчивой: с момента своего рождения она несла в себе возможность кризиса, перерастания власти в анархическое безвластие. Сделав ставку на легитимное оформление новой власти через Учредительное собрание, либеральное, а затем умеренно-социалистическое большинство Временного правительства отказалось от решения таких жизненно важных вопросов, как земельный, вывод страны из военного тупика и самоопределение народов, населявших страну. В свою очередь, выборы в Учредительное собрание сознательно затягивались. Правительство, не имея воли заявить, что созыв Учредительного собрания возможен лишь по окончании войны, избрало тактику проволочек.

Продолжающаяся война и развал экономики способствовали радикализации широких слоев населения. Рабочие, фактически ничего не получив от новой власти, кроме свободы на бумаге, вновь приняли активное участие в забастовочном движении. С каждым месяцем нарастало стихийное крестьянское движение. Число крестьянских выступлений с марта по апрель возросло с 257 до 3321 в июле и августе (в 12,9 раза). С осени 1917 г. крестьянские выступления стали все чаще принимать вооруженный характер. На местах поднималась волна национализма и шовинизма.

Партии после Февраля. Весной 1917 г. в условиях углубляющегося кризиса происходит быстрая поляризация общества. Открывшаяся впервые в российской истории возможность для политических партий и их лидеров легального прихода к власти обострила политическое соперничество между ними. В первые месяцы после падения монархии более 50 политических партий развернули активную работу по привлечению масс на свою сторону. В это время необходимость общественного согласия для спасения страны осознавалась очень немногими политиками, в числе которых был и А. Ф. Керенский. Интеллектуальная элита раскололась по политическим предпочтениям.

После ухода с политической арены черносотенцев и других экстремистских организаций лишь четыре политические партии (кадеты, большевики, эсеры и меньшевики) могли реально участвовать во власти, влиять на выбор того или иного варианта общественного развития.

После Февраля партия народной свободы (кадеты), сыгравшая ключевую роль в формировании первого состава Временного правительства, превратилась из оппозиционной в правящую партию. Её лидеры вошли в состав правительства, а ЦК партии оказывал серьезное воздействие на политику правительства. С весны численность партии кадетов начала стремительно расти и достигла 70 тысяч членов. Однако позиции партии народной свободы оставались чрезвычайно слабыми среди крестьян, в армии.

Центральное место в кадетской программе занимали идеи европеизации России путем создания сильной государственной власти. Политический курс предусматривал установление единовластия Временного правительства, продолжение войны до победного конца. В связи с продолжающейся войной кадеты сняли требования о восьмичасовом рабочем дне, установлении рабочего контроля. Все это не позволило кадетам обрести массовую социальную поддержку. В условиях острого социального противостояния курс кадетов на достижение общественного согласия рассматривался радикалами как предательство интересов революции и не был востребован.

С начала весны 1917 г. происходит быстрый рост популярности социалистических сил. За считанные недели после выхода из подполья левые партии превращаются в крупные общественные объединения. Важным фактором, способствовавшим росту их популярности, стало широкое распространение в общественном сознании послефевральской России социалистических идей.

После февральских событий наибольшую поддержку в массах имели эсеры, исповедовавшие крестьянский социализм. Выйдя из подполья, лидеры партии для вербовки новых членов умело использовали популярные среди крестьянства идеи уравнительного землепользования («социализации земли»). Весной эсеровская партия насчитывала от 400 до 700 тысяч человек. К лету 1917 г. её состав вырос до 800 тысяч человек. Кроме крестьянства, в ряды эсеровской партии влились тысячи интеллигентов, мелких служащих, офицеров. Представители эсеров оказались в большинстве во многих провинциальных Советах, солдатских комитетах. В отличие от других социалистических партий социалисты-революционеры были против захвата власти революционной демократией. В России, по мнению эсеровских лидеров, ещё не созрели условия для социалистической революции. Оценивая февральские события как буржуазную революцию, эсеровские вожди видели спасение России в сотрудничестве с несоциалистическими элементами, в поддержке Временного правительства, «поскольку оно будет выполнять объявленную им политическую программу», и подготовку Учредительного собрания.

Меньшевики накануне падения самодержавной власти фактически не имели единой партийной организации, но благодаря популярности её активистов, работавших в больничных кассах, кооперативах, «рабочих группах» военно-промышленных комитетов, сумели занять лидирующее положение в большинстве центральных и местных Советов.

С конца февраля и до начала сентября председателем Петроградского Совета являлся меньшевик Н. С. Чхеидзе, а из семи членов Президиума четверо также представляли меньшевистскую партию, что определенным образом сказалось на политической линии Петросовета. В мае 1917 г. партия меньшевиков – РСДРП (объединенная) насчитывала около 45 тысяч человек, в конце лета уже 200 тысяч.

Меньшевики рассматривали Февральскую революцию как общенациональную, общеклассовую. Поэтому главной их политической линией после Февраля становится создание власти, опирающейся на коалицию сил, не заинтересованных в реставрации монархии.

В отличие от большевиков, выдвигавших на первый план фактор классовой борьбы, меньшевики выступали за гражданский мир в обществе, занимали оборонческую позицию в вопросе об отношении к войне.

Рост влияния большевиков. Партия большевиков – РСДРП(б), выйдя из подполья, насчитывала в своих рядах около 24 тысяч членов. В этот период их позиция по большинству основных вопросов, касающихся перспектив революции, не отличалась от позиции меньшевиков и эсеров. Не случайно Русское бюро ЦК РКЛ(б) было готово к объединению с меньшевиками.

Объединительным тенденциям был положен конец с возвращением в Петроград из эмиграции лидера партии большевиков В. И. Ленина. Для большинства руководства партии его приезд в ночь с 3 на 4 апреля был неожиданностью. Революционная цель делала для Ленина приемлемыми все без исключения средства. Для достижения своих целей Ленин воспользовался помощью германского правительства, как и германские власти воспользовались им для своих целей.

В первых же выступлениях признав, что «Россия сейчас самая свободная страна в мире из всех воюющих стран» и что её новый социальный строй характеризуется «отсутствием насилия над массами», Ленин тем не менее высказался за установление в России диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. В тезисах доклада «О задачах пролетариата в данной революции» («Апрельских тезисах») он выдвинул принципиально новую для большевиков программу. Исходя из возможности победы социалистической революции в одной, отдельно взятой стране, он первым заявил о завершении этапа буржуазно-демократической революции и переходе к этапу социалистической революции. Предлагая вместо единства социалистических сил в революции проведение особой линии, ориентированной лишь на беднейшие слои города и деревни, Ленин делал упор на форсированное вызревание революционной ситуации через активизацию пропагандистской деятельности партии. Ставка на Советы была вместе с тем и удобной формой легитимации власти большевистской партии.

Привлекательность ленинской программы заключалась в её простоте, ориентации на ожидания и устремления народных масс. В тезисах содержались требования перехода власти к Советам, национализации земли, введения выборности чиновников, немедленного заключения мира. Большевистский вождь в полной мере учел своеобразие политической обстановки, заключавшееся не столько в двоевластии, сколько в неготовности партий, поддерживавших Временное правительство, немедленно покончить с войной.

В конечном счете Ленину удалось убедить большевиков взять курс на подготовку социалистической революции, однако его идея о республике Советов была отклонена.

Уже в июне 1917 г. на I Всероссийском съезде Советов, после того как все социалистические партии решительно отклонили предложение о возможности взятия ими власти в свои руки, большевики публично заявили о своей претензии на государственную власть. К этому времени в рядах большевистской партии насчитывалось 240 тысяч членов. Большевики обретали массовую поддержку особенно среди неимущих слоев населения и стремительно набирали политический вес.

Кризисы Временного правительства. Все восемь месяцев существования Временного правительства власть в России находилась в «расплавленном» состоянии. За это время в стране сменилось четыре правительства – и лишь первые два были у власти по два месяца. Доверие народа было единственной силой, на которой после падения самодержавия могло держаться любое революционное правительство.

Временное правительство первого состава просуществовало до мая 1917 г. Непосредственным поводом смены правительства послужило нарастание кризиса в стране. Общественный подъем прошел, и ситуация в стране резко изменилась. В марте 1917 г., чтобы улучшить продовольственное снабжение городов и армии, вводится хлебная монополия.

Остановка многих фабрик и заводов, рост безработицы, сбои на транспорте, рост спекуляции являлись свидетельством того, что в стране разрастается экономический кризис. Временное правительство не решилось сразу удовлетворить самое серьезное требование рабочих – установить 8-часовой рабочий день.

Уже с апреля вопрос о доверии правительству концентрируется вокруг одного-единственного вопроса – о мире. Лозунг «Долой войну!» все время был самым популярным, самым массовым. Уставшая от трехлетней войны русская армия слышать не хотела ни о каких завоеваниях, ни о каких Константинополях. Однако члены первого Кабинета министров были едины в идее доведения войны «до победного конца», они расходились лишь в вопросе о её целях. 18 апреля министр иностранных дел П. Н. Милюков направил союзникам ноту, в которой вновь подтвердил ранее признанные цели войны и верность союзническим обязательствам. Публикация ноты в прессе вызвала бурю протеста. Народ вышел на улицы с лозунгами отставки Временного правительства, передачи власти Советам. 21 апреля в ряде мест произошли вооруженные столкновения. Глубокий внутренний раскол революционных сил по вопросу войны был налицо. Лишь после постановления Петроградского Совета о запрещении на два дня уличных шествий кризис был направлен в переговорное русло. Итогом переговоров стало формирование 6 мая коалиционного правительства. Министры П. Н. Милюков и А. И. Гучков ушли в отставку. В новом правительстве были представлены все политические течения, кроме крайне правых и большевиков.

Коалиционное правительство объявило о своем стремлении добиваться скорейшего заключении мира без аннексий и контрибуций, установления контроля над производством, укрепления органов власти, ускорения созыва Учредительного собрания. На короткое время дезертирство на фронте было остановлено, прекратилась анархия на заводах. Однако социалисты, объединившись в правительстве с кадетами, не спешили выполнять обещания. В силу непрочности коалиции все их обещания остались на бумаге. Правительство фактически не располагало никакой свободой действий. Признавая себя носителем народной воли, оно могло рассчитывать лишь на добровольное повиновение свободных граждан.

Кризис власти усилил леворадикальные настроения в массах. Все большее влияние в фабзавкомах (фабрично-заводских комитетах), профсоюзах, Советах стали приобретать большевики. Они развернули активную работу среди солдат, беднейшего крестьянства, студенчества. Сеть большевистских организаций охватывала все новые и новые районы. Другим важнейшим следствием кризиса власти стал рост авторитета В. И. Ленина. В среде самих большевиков все большую поддержку получает его идея превратить «классовую борьбу пролетариата против буржуазии» в «гражданскую войну между враждебными классами», в массовом сознании в лице буржуазии формируется образ врага.

К началу лета 1917 г. большевики развивают идею вооруженных методов борьбы за власть. Ленин призывает большевиков готовиться к боевым столкновениям с буржуазией, завоевывать на свою сторону солдат, вооружаться, обучать рабочих владению оружием.

Коалиционное правительство, уверенное в правильности своей линии на консолидацию общества, не предпринимало никаких реальных действий для противостояния леворадикальным силам. Слова Ленина, сказанные на начавшемся 3 июня I Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, о том, что большевики в любую минуту готовы взять власть, не были приняты всерьез. Полумиллионная демонстрация и митинг на Марсовом поле в Петрограде, состоявшиеся 18 июня, прошли в основном под лозунгами большевиков с требованием перехода власти к Советам. Растущий разрыв между правительством и массами подтвердили демонстрации и в других городах (Москве, Киеве, Риге, Иваново-Вознесенске и др.). Вхождение социалистов в правительство при сохранении прежнего курса обернулось потерей авторитета самих умеренных социалистов и Советов в целом. На проходившей 16–23 июня в Петрограде Всероссийской конференции военных организаций большевиков некоторые её участники уже требовали немедленной подготовки вооруженного восстания.

19 июня 1917 г. верное союзническим обязательствам правительство предприняло наступление на Юго-Западном фронте, первое после свержения самодержавия. Вскоре оно было поддержано отдельными частями Северного, Западного и Румынского фронтов. Принимая решение о наступлении, Временное правительство преследовало несколько целей и прежде всего рассчитывало ослабить революционное движение и укрепить свои позиции. Во главе Ставки был поставлен генерал А. А. Брусилов. Однако наступление вскоре захлебнулось. Сказались нехватка артиллерии и снарядов, растущее нежелание солдат воевать. За десять дней наступления русская армия только на Юго-Западном фронте потеряла около 60 тысяч убитыми и ранеными. 8-я армия под командованием генерала Л. Г. Корнилова смогла продвинуться на 30 км в глубь обороны противника, заняв Калуш и Галич. В ответ на наступление русских войск германские войска совместно с союзниками 6 июля перешли в контрнаступление в Галиции. В результате русские войска отступили почти до старой русско-австрийской границы, оставив на юге Галицию, на севере – Ригу.

Провал летнего наступления имел для России далеко идущие последствия. Потерпела поражение военная доктрина Временного правительства. Российская армия теряла боеспособность. Судьба Первой мировой войны определялась фактически без участия России. Поражение на германском фронте нанесло удар и по патриотическим чувствам россиян. Леворадикальная часть общества во главе с большевиками воспользовалась военным поражением для подрыва доверия Временному правительству, для захвата власти.

Июльские события. Новый политический кризис начался с отставки 2 июля со своих министерских постов кадетов, несогласных с намерением министров-социалистов признать до Учредительного собрания автономию Украины. Драматизм ситуации придало стихийное выступление солдат 1-го пулеметного полка, которых незадолго до своего закрытия 24 июня съезд Советов призвал к отправке на фронт. Уже вечером 2 июля в Петрограде начались многотысячные митинги. Восставшие пулеметчики послали своих делегатов в другие части с предложением выступить против Временного правительства. Прибытие в Петроград вооруженных кронштадтских моряков, вызванных большевиками, обострило и накалило и без того сложную и запутанную ситуацию в столице.

Стихийные выступления вооруженных солдат и матросов застали руководство большевиков врасплох. Тем не менее большевики поддержали выступление, желая придать ему «мирный организованный характер».

Российское общество оказалось на грани гражданской войны. Под воздействием пропаганды большевиков и анархистов ворвавшиеся в зал заседаний Таврического дворца демонстранты требовали от ВЦИК немедленно взять власть. 4 июля состоявшаяся в Петрограде 400-тысячная манифестация прошла под лозунгами большевиков «Вся власть Советам!». В ходе демонстрации возникли вооруженные столкновения, в результате которых были убитые и раненые. Во время демонстрации город фактически находился в руках рабочих и солдат, и существовала реальная возможность перехода власти к Советам. Тем не менее, ЦК большевиков и Ленин отклонили предложение демонстрантов, считая взятие власти в свои руки несвоевременным. Поздно вечером руководство большевиков приняло решение о прекращении демонстрации: энергия бунта себя исчерпала. 5 июля в столицу вступили вызванные с фронта войска.

После июльских событий положение в стране резко изменилось. Временное правительство официально объявило июльские события результатом «заговора большевиков с целью вооруженного захвата власти». 7 июля был издан указ об аресте В. И. Ленина и других большевистских вождей. Большевики перешли на нелегальное положение. Ленин не рискнул отдать себя в руки правосудия и скрылся сначала в Разливе под Петроградом, потом в Финляндии. Петроград был объявлен на военном положении, воинские части, участвовавшие в демонстрации, расформированы, закрыты некоторые большевистские газеты. Запрещались уличные собрания и шествия. 13 июля 1917 г. газеты опубликовали сообщение о восстановлении на фронте смертной казни и военно-революционных судов. Однако репрессивные меры не носили последовательного характера, для этого власть не располагала необходимым механизмом их реализации.

А. Ф. Керенский и Л. Г. Корнилов. Лишь 24 июля удалось сформировать второе коалиционное правительство. Пост премьер-министра в нем получил 36-летний А. Ф. Керенский, за которым сохранился портфель военного и морского министра. Всего в новый кабинет вошло 7 социалистов, 2 члена радикально-демократической партии и 4 кадета. Главными условиями вхождения кадетов в правительство стали требования войны до победного конца, восстановления дисциплины в армии и борьба против экстремистов. Получив от ВЦИК неограниченные полномочия для восстановления дисциплины и титул «правительства спасения революции», коалиционное правительство не спешило ими воспользоваться, пытаясь вопреки обстоятельствам вести страну демократическим путем к Учредительному собранию, противостоя и левой, и правой опасности.

В результате подобной либеральной позиции центральные и местные структуры большевистской партии продолжали действовать. Л. Д. Троцкий, Ф. Ф. Раскольников и другие арестованные партийные лидеры большевиков вскоре были выпущены. Проходивший с 26 июля по 3 августа VI Съезд большевистской партии работал фактически легально. Большевики оценили происшедшие события как конец двоевластия и установление буржуазной диктатуры. На съезде лозунг «Вся власть Советам!» был снят и взят курс на подготовку вооруженного восстания.

После «июльского шока» в обществе начинают нарастать настроения в пользу «сильной руки», способной противостоять распаду. А. Ф. Керенский, по мнению правых, не годился на роль диктатора. Несомненно умный политик и одаренный оратор, премьер, по мнению его противников, был человеком безвольным. Будучи «заложником демократии», он не мог, а главное, не хотел строить сильную власть.

В отличие от А. Ф. Керенского жесткими качествами обладал генерал Л. Г. Корнилов. Назначенный 19 июля на пост Верховного главнокомандующего вместо генерала А. А. Брусилова, он был весьма популярен среди офицерства. В февральские дни генерал зарекомендовал себя человеком, преданным революции. Назначением Корнилова Керенский рассчитывал восстановить дисциплину в армии, а заодно и укрепить свою власть. Предложенная Корниловым программа нормализации положения в России через милитаризацию страны – создание «армии в окопах», «армии в тылу», «армии железнодорожников» – нашла в целом поддержку у Керенского. Корнилов и Керенский расходились не столько в понимании необходимости «сильной власти» и даже не в определении её сути, сколько в роли, которую отводили в ней друг другу. На Корнилова стали возлагать надежды крупные предприниматели, его поддерживали высшие слои офицерства, объединенные Всероссийским союзом офицеров армии и флота, верхи казачества.

В разработанном окружением генерала плане установления в России новой формы правления предполагалось поставить во главе страны Совет народной обороны, в состав которого наряду с самим Корниловым, генералом М. В. Алексеевым, адмиралом А. В. Колчаком входил на правах заместителя председателя А. Ф. Керенский.

Уверенный в поддержке своих начинаний Керенским, Корнилов вечером 24 августа назначил генерала А. М. Крымова командующим Отдельной (Петроградской) армией. Крымову было приказано после того, как произойдет ожидавшееся «выступление большевиков», занять столицу и разогнать Петросовет. На следующий день на Петроград планировалось двинуть другие части с фронта. Большинство государственных деятелей и политиков было на стороне Корнилова – одни активно, другие пассивно. Высшее командование армии ожидало только сигнала, чтобы открыто поддержать его.

Власть уходила из рук Керенского, и он в последний момент отказался от блока с Корниловым. 26 августа на заседании правительства Керенский заявил о мятеже Корнилова, а на следующий день сместил генерала с поста Верховного главнокомандующего. Корнилов приказу не подчинился. Отвергая предъявленное ему обвинение в заговоре и мятеже, он заявил о том, что действовал с «ведома правительства». Для противодействия Корнилову Керенский обратился к демократическим силам страны с призывом защитить завоеванные свободы от военной диктатуры. Для борьбы с «корниловщиной» правительство пошло на вооружение рабочих. Солдатские и рабочие низы увидели в выступлении Корнилова попытку вернуть старый режим. Самую непримиримую позицию к корниловцам заняли большевики, в корниловские части были посланы агитаторы. Не дойдя до Петрограда, корниловские войска фактически стали небоеспособными. 31 августа, осознав безвыходность положения, генерал Крымов, которому был поручен разгром Петросовета, покончил с собой.

1 сентября в Ставке по приказу Керенского Корнилов был арестован. В этот день Временное правительство, пытаясь укрепить свой пошатнувшийся авторитет, объявило Россию республикой и сформировало для восстановления «потрясенного государственного порядка» так называемую Директорию в составе пяти членов правительства во главе с премьер-министром А. Ф. Керенским.

Накануне переворота. Провал выступления Корнилова полностью изменил ситуацию в стране. Правые, потерпев поражение, больше не могли оказывать давление на правительство. На политической арене остались лишь левые силы. Наступил полный паралич всей законодательной и политической власти.

С изменением настроений, вызванных корниловским выступлением, перед большевиками неожиданно открылись новые перспективы. Авторитет большевиков в массах резко возрос. Процент голосовавших за них на выборах в сентябре в районные думы в Москве дошел до 51,5, тогда как число голосов, поданных за кадетов, сократилось в три раза. В других городах картина была сходной. Хотя эсеры и меньшевики преобладали во ВЦИКе, большевики смогли завоевать большинство мест в Петроградском и Московском Советах. 25 сентября Н. С. Чхеидзе, возглавлявший Петроградский Совет, уступил место председателя примкнувшему к большевикам Л. Д. Троцкому, который практически становится руководителем готовящегося переворота. Уже через неделю Петроградский Совет вынес резолюцию о передаче всей власти Советам. В условиях, когда большевики не скрывали своих намерений немедленно начать социалистические преобразования после перехода всей власти Советам, этот призыв был расценен демократическими силами как призыв к неминуемой гражданской войне.

Межпартийное сотрудничество революционных сил разваливалось на глазах, все больше превращаясь в открытое противостояние двух политических лагерей – умеренного (кадеты, правые эсеры, меньшевики) и ультрарадикального (большевики, левые эсеры, анархисты). Первые видели опору революции в укреплении демократических институтов в обществе, вторые – в применении оружия. В обоих лагерях самые влиятельные вожди не хотели больше коалиционного правительства. Одни требовали правительства чисто буржуазного, другие – социалистического. Программа большевиков никого всерьез не пугала – она казалась нелепостью.

25 сентября А. Ф. Керенский сформировал третье коалиционное Временное правительство. Большинство в нем принадлежало социалистическим партиям. Кадеты вошли в правительство, надеясь активно противостоять большевистскому наступлению. Но и это правительство не смогло овладеть ситуацией. Революционизирующие массы устали от бессилия власти.

Наши рекомендации