Экономический подъем 1910–1913 гг.
Смерть П. А. Столыпина заметно не отразилась на политическом курсе. Кабинет возглавил министр финансов В. Н. Коковцов, сохранивший за собой и пост главы финансового ведомства. Министром внутренних дел был назначен товарищ министра внутренних дел, заведующий департаментом полиции А. А. Макаров. Земельную реформу продолжал осуществлять ближайший сподвижник покойного А. В. Кривошеий, возглавлявший с 1908 г. Главное управление землеустройства и земледелия.
Три последующих года явились благоприятными годами в экономическом отношении, периодом оживленного хозяйственного развития. Общий сбор зерновых хлебов, составлявший в 1908–1912 гг. в среднем 45 555 миллионов пудов, в 1913 г. достиг 56 370 миллионов пудов, превысив сбор 1912 г. на 565 миллионов пудов. Экспорт зерновых составил в 1913 г. 647,8 миллиона пудов против 548,4 миллиона пудов в 1912 г. Этот рост был вызван не только благоприятными погодными условиями, но и улучшением агротехники и агрокультуры, чему способствовала и правительственная политика. Расходы из казны по оказанию агрономической помощи населению и распространению сельскохозяйственного образования резко возрастают: в 1908 г. они составили 5702, а в 1913 г. уже – 29 055 тысяч руб.
Отечественная промышленность, попавшая в 1900 г. в полосу мирового финансового кризиса, выходила из него чрезвычайно медленно, так как ситуация усугубились политической нестабильностью. Революция 1905 г. дорого обошлась народному хозяйству. В результате в России экономическая депрессия ощущалась дольше и в некоторых отношениях была острее, чем в развитых европейских странах. Лишь в 1909 г. стали появляться заметные признаки оздоровления, а в 1910 г. наступил перелом в хозяйственно-рыночной конъюнктуре.
Это наглядно отразила статистика акционерного грюндерства (учредительства). Если в 1908 г. в России было учреждено 123 компании (по другим источникам 120), то в 1909 – 130 (131), в 1910 – 206 (198), в 1911 – 277 (262), в 1912 – 361 (342), а в 1913 г. – 374 (399). В начале 1914 г. в империи оперировало около 3 тысяч акционерных компаний с общим капиталом 4538 миллионов руб. За четыре предвоенных года прирост составил 663 компании с капиталом 1718 миллионов руб. или соответственно 44% и 61%. Таких темпов акционерного учредительства в то время не знала ни одна страна мира.
Курсы дивидендных бумаг отечественных компаний при свободной котировке неизменно показывали рост, отражавший высокий экономический динамизм и устойчивость всего народного хозяйства. Несмотря на неизбежные текущие биржевые колебания, пределы котировок ведущих компаний были значительно выше номинальной отметки. В этот период начинает возникать в России и заметная прослойка держателей негарантированных правительством ценных бумаг. Именно в предвоенные годы нарождается новая социальная группа – мелкий акционер.
Многие фирмы, чутко улавливая изменения, начинают уже эмитировать вместо традиционной 250-рублевой акции бумаги сравнительно невысокого номинала в 100,75, 50, 25 и даже 10 рублей.
Резко увеличивается стоимость промышленных фондов России. Если в 1908 г. стоимость промышленных сооружений оценивалась в 1610 миллионов руб., стоимость оборудования – в 1283 миллиона руб., а сырья и товаров – 1737 миллионов руб., то через пять лет, в 1913 г., картина существенно изменилась. Стоимость сооружений определялась в 2185 миллионов руб. (+35,7%), оборудования – 1785 миллионов руб. (+39,1%), товаров – 2558 миллионов руб. (+47,3%).
Россия имела крепкий бюджет. В 1913 г. – последний мирный год – доходы превышали расходы почти на 400 миллионов руб. Бюджетные показатели позволяют установить главные направления финансовой политики государства, его основные приоритеты. Расходная часть бюджета России в 1913 г. составила 3094,2 миллиона руб. (в 1900 г. – 1459,3 миллиона руб.). Самыми крупными статьями расхода являлись военные нужды: в общей сложности на эти цели ассигновалось около 28%. (Для сравнения: в 1913 г. в Германии, Англии и Франции соответственно расходовалось 27, 35 и 27% государственных средств).
Хотя в абсолютных цифрах военные расходы России с 1900 г. увеличились в два раза, их удельный вес в структуре государственных расходов практически не изменился, так как доходная часть бюджета выросла вдвое. Зато по другим статьям фактические изменения выглядели весьма внушительно. Особенно изменились две статьи. В 1913 г. по сравнению с 1900 г. расходы Главного управления землеустройства и земледелия (ведавшего реализацией столыпинской земельной программы) увеличились на 338% (с 39 до 135,8 миллиона руб.), а доля расходов по Министерству народного просвещения в бюджете поднялась с 2,1% (1900 г.), до 14,6% в 1913 г., или на 475,4%.
Россия уверенно превращалась в аграрно-индустриальную страну. В 1913 г. в структуре народного дохода на долю сельского хозяйства приходилось чуть более 50%, а все остальное падало на долю промышленности, транспорта, торговли.