О четырех ступенях телевизионного бизнеса

2007-04-28 Алексей Доброхотов

Давно закончились достославные ельцинские 90-е, когда из корней старых дубовых каналов ЦТ в Останкинской роще прорезались и дали цвет побеги российского телевидения – РТР, НТВ. А потом ОРТ, ТВЦ и многие другие. В эту романтическую эпоху все деятели нового «рыночного» ТВ были одинаково неопытны, но горели общим желанием. Впрочем, уже тогда разница в источниках и способах финансирования явно влияла как на политическую позицию, так и на жизненную философию. По крайней мере, на это явно намекали фамилии телевизионных руководителей – Добродеев, Нехорошев, Благоволин.

Сегодня российских рынок телевизионной продукции и смежных услуг является одним из самых динамичных и уж точно самым сложным по устройству, несмотря на подчеркнутое упрощение внешних форм. Здесь тесно переплетаются интересы большой политики, государственной бюрократии, частного бизнеса, профессионального сообщества телевизионщиков, не считая миллионов зрителей. Так что именно к этому бизнесу более всего применим популярный термин «частно-государственное партнерство».

Наиболее ясен вопрос – где, как, сколько - с профессиональным сообществом, теми самыми журналистами, режиссерами, операторами, продюсерами, монтажерами, инженерами, техниками и референтами, на которых собственно все и держатся, в том числе «три кита» - «Первый», РТР и НТВ, а равно все остальные метровые, дециметровые, спутниковые и кабельные телеканалы.

Где? – на рабочем месте, которое может вдруг оказаться и в студии, и на улице, и в Кремле, и в самой «горячей точке». Когда? – в любое время дня и ночи, в выходные и праздничные, зимой и летом. Как? – вполне профессионально, на уровне мировых стандартов. Сколько? – ровно столько, сколько диктует рынок труда, чтобы народ не разбежался. Но мы сейчас не об этом абсолютно честном и не самом легком способе заработать не самые большие деньги на российском телевидении. Нас интересует телевидение как бизнес, большой бизнес, порою даже очень большой бизнес, и даже больше чем бизнес.

Вот эти четыре градации телевизионного бизнеса, четыре степени сопричастности к тайнам сообщества, четыре способа участия в управлении и финансовых потоках и являются предметом нашего внимательного рассмотрения. Начнем его по мере возрастания сумм и связанного с ними накала страстей.

Способ первый - «Бюджетный»

Само название говорит о мелочном и кондовом стиле «бизнеса», привнесенного на телевидение из чиновничьей среды. Сам способ заключается в максимальной «экономии» бюджета телепроекта или целого телеканала, чтобы создать телевизионный продукт минимального качества, а сэкономленные средства поделить между «менеджером» и «заказчиком». Собственно этот способ распространен не только на ТВ, но и на всех уровнях бюджетной сферы, и не требует детального описания.

При этом заказчиком продукта может быть не обязательно ведомство, а вполне себе частная компания или даже сам телеканал, однако укорененность постсоветских привычек делает «бюджетный способ» неизбежным спутником крупных проектов. Даже если сами заказчики – продюсеры частных каналов - давно уже заинтересованы в качестве телевизионного продукта, а вовсе не в «экономии». В этом случае «экономия на качестве» производится опытными «менеджерами» втайне от слишком продвинутого заказчика. Либо у таких «менеджеров» находятся высокопоставленные покровители, которые способны влиять на позицию руководства госканала.

За примерами «бюджетного» подхода к бизнесу далеко идти не приходится. К сожалению, на всех каналах встречаются телепрограммы откровенно низкого качества. Притчей во языцех являются те же «Аншлаг» или Петросян. Уже министр культуры и массовых коммуникаций лично просит убрать это убожество с государственного телеканала, но воз и ныне там. Нам остается только догадываться, с кем наверху делятся сэкономленным бюджетом «менеджеры» таких телепроектов.

Есть даже целые телеканалы, построенные на «бюджетных» подходах, например тот же ТВЦ. Достаточно посмотреть на соотношение «цена/качество», сравнить бюджет такого телеканала с реальным рейтингом, чтобы убедиться в его пребывании на нижней, «бюджетной» стадии развития.

Впрочем, на рынке есть относительно небольшие частные телеканалы, продюсеры которых сознательно делают ставку на малобюджетные телепроекты с относительно низким качеством программ. Которое, тем не менее, все равно выше, чем у аналогичных «бюджетных» проектов. Поэтому при оценке такого бизнеса нужно видеть цель – либо это стартовая «экономия» для раскрутки большого бизнеса, как это делается на канале СТС, и тогда речь идет все же об ином, «продюсерском» способе зарабатывания денег. Либо владельцы частного канала делают ставку на низкокачественную зрительскую нишу, как на канале ТНТ. Тогда, наверное, это тоже относительно честный, но все же «бюджетный» способ отгрызть свой кусочек рекламного рынка.



Наши рекомендации