Взаимодествие первой и второй сигнальной систем.
Под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека ,которая имеет дело со словесными символами. Взаимодействия:
1.Явление элективной иррадиации обусловлено наличием нервных связей, формирующихся в процессе онтогенеза между непосредственными раздражителями и обозначающими их словами. Это явление можно наблюдать и в пределах одной сигнальной системы. Для первой сс - это явление генерализации, когда стимулы со сходными физическими характеристиками , с места, без обучения , начинают вызов ур, ранее выработанный на одних из них. Во второй сигнальной системе это явление выражается в селективном возбуждении связей между семантически близкими словами.
2. Иррадиация торможения, т. к. в большинстве случаев элективная иррадиация возникает как кратковременное явление после выработки условных связей.
3. Взаимное торможение. Выработка ур в пределах 1сс задерживается в пределах 2сс.
4. Индукционные отношения- относительная независимость 1сс и 2сс.
5. СР-НР- все случаи управления поведением, движением относятся именно к этому типу связей.
6.СР-СРилифункцияназывания.
44. Речевые функции полушарий. Развитие речи у ребенка.
Понимание словесных раздражителей и осуществление словесных реакций связанно с функцией доминирующего речевого полушария. При поражении передних отделов л\п возник. синтагматические афозии связанные с трудностями динамич. организации речевого высказывания. При поражении задних отделов л\п возник. парадигматические афазии связанные с нарушением кодов речи.. Центр Брока расположенный в нижних отделах третьей лобной извилины в л\п контролирует осущ. речевых реакций. Его поражение вызывает моторную эфферентн. афазию, при которой наруш. собств. речь больного. поражение передних речевых зон сопровождается динамической афазией, когда больной теряет способность сформулировать высказывания. Ценр Вернике относится к задним отдела речевых зон коры. Он расположен в височной доли и обеспечивает понимание речи. Правое полушарие может понимать письменную речь. Л\п обеспечивает речевую деятельность: ее понимание, построение, работу со словесными символами.
У ребенка слово становится сигналом сигналов не сразу. Это качество приобретается постепенно, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных временных связей.В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем. Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются на уровне первой сигнальной системы. Т.е. непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни. Ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями ( добавляются условные связи СР-НР). Слово обычно выступает в сочетании с другими непосредственными раздражителями (“Где мама?”) Стоит изменить один из компонентов комплекса и слово исчезает. Постепенно слово начинает приобретать ведущее значение вытесняя другие компоненты комплекса. К концу первого года жизни ребенок начинает подражать речи взрослого. Т.е. слово на этом этапе выступает как интегратор первого порядка. Превращение слова в интегратор второго порядка происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо чтобы у него было выработанно не менее 15 различных условных связей ( НР-СР). Ребенок начинает произносить слова. На втором году жизни он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи. Между 3 и 4 годами жизни появляются слова интеграторы третьего порядка.. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. (СР-СР).
Развитие речи у р-ка.У него слово становит. сигналом не сразу, а приобр. это кач-во по мере созревания мозг. и формир. > слож. времен. связей. Ранее всего форм. пищев. рефл. , затем вестб, зрт. слух. Услов. рефл. на слов. разд. появл. лишь во полов. 1 года. Способн. к наз. предм. при его предъявл. - к концу первого года (однако здесь замещ. лишь конкр. предмет, а не предметы этого класса). В конце второго г. - спос. опрер. с разл.ю предметами, обозн. одно слово. Между 3 и 4 годами-понимает слва типа предмет, цветы... К концу 5- например слово вещь будет отнесено к предметам вообще. Развит. второй сигн.. системы протек. в тесной связи со второй: вначале УР р-ка протек. на ур. ПСС (перв. сиг. системы): непоср. раздр.-непоср. реакция. Во второй половине 1 года - реагир, на слов. раздраж. вегет.и сомат р-циями. (слов. раздр-непоср. реакция ). В начале 2-го - подраж. взрол. (в тмч и словестн).
ОСОБЕННОСТИ ВНД ЧЕЛОВЕКА
Павлов считал, что спец. нерв. деят челов. закл. в налич. нового способа взаимод. с миром-речь. С возникновением языка появ. нов. система сигнал. раздр. в виде слов. Т.о. у челов сущ. вторая сигн. система Слово хотя и является физич. раздражителем , нот оно принц.ю отличается тем, что в нем отраж. не конкретные, а наиб. существенные, основные св-ва и отношения предметов и явлений. Оно обесп. возм. обобщенного и отвлеченного отражения действительности. Интегративная деят. НС челов. осущ. не только на основе непосредственных ощущений и впеч. , а и путем оперирования словами. Благодаря слову картина мира станов. более совершенной и более диференц. Присоед. к непосредственному образу предмета, слово выд. его существенные признаки, вносит в него формы анализа и синтеза, кот. непосредственно недоступны субъекту.