Методические рекомендации для курсантов и слушателей

Вопрос 1

Необходимо отметить, что для киевского периода древнерусской политико-правовой мысли (конец X - конец XIV вв.) характерно активное изучение византийской литературы, приспособление византийских идей к условиям местного древнерусского политического быта. В X! в. на Руси появляются многочисленные пасторские поучения, среди которых особое место занимало "Слово о законе и благодати" (середина XI в.) митрополита Илариона. Многие его идеи были впоследствии развиты русскими мыслителями. Ила-рион был первым киевским митрополитом (с 1051 г.), русским по национальности. "Слово о законе и благодати" В "Повести временных лет", древнерусском летописном памятнике XII в., впервые в отечественной политической литературе излагается учение о тиране. Князья могут быть как праведными, так и неправедными. Лишь народы, правые перед Богом, получают себе праведного князя, любящего правду. В свою очередь, неправедный князь является Божественным наказанием народу за его грехи, настоящим национальным бедствием. Этот тиран слабоволен, окружает себя случайными советниками.

Вопрос 2

Необходимо отметить, что в конце XV в. для русской политической литературы (и общества в целом) были актуальны следующие две проблемы: возможность казни еретиков и секуляризация церковного имущества. Первая была важна в связи с появлением в 1471 г. ереси жидовствующих, проповедовавших обращение к Ветхому Завету, этой ереси было подвержено ближайшее окружение Ивана III, даже митрополит Зосима. Вторая была вызвана стремлением Ивана III провести секуляризацию. Основная подоплека указанной политико-правовой и религиозной проблематики сводилась к определению границ участия церкви в государственной деятельности. Двумя основными направлениями политико-правовой мысли России в этой связи были стяжательство и нестяжательство. В XVI в. принципиально важной была также теория "Москва - третий Рим", излагавшаяся в посланиях монаха Псковского Елизарова монастыря Филофея и так называемого Псевдофило фея (т.е. автора, выдававшего себя за Филофея). В России в период возникновения и развития феодализма и образования централизованного государства проблема «церковь—государство» не стояла так остро, как в Западной Европе. Становление государственнос­ти проходило вне оппозиции с церковью. Автор первого политического трактата «Слово о Законе и благодати» киевский митрополит Илларион активно поддерживал великого князя Киевского, объединившего русские зем­ли и сосредоточившего в своих руках всю полноту вла­сти.

Анализируя развитие русской политической мысли, особое внимание необходимо обратить на сущность по­лемики «не стяжателей» и «иосифлян», на обоснование теории «Москва — третий Рим», а также на последст­вия татаро-монгольского ига для развития российской государственности и основных политических теорий.

Во-первых, это послание псковскому великокняжескому дьяку Мисюрю Муняхину с подзаголовком "против звездочетов и латын" {датируется 1523-1524 гг.), данное послание, бесспорно, принадлежит перу Филофея и содержит логически завершенную аргументацию теории "Москва - третий Рим". Во-вторых, это послание Василию III с подзаголовком "о крестном знамении" (датируется 1524-1526 гг.), автором которого, возможно, является Филофей. В-третьих, это послание Ивану IV с подзаголовком "об отцах церкви" (датируется 30-40 гг. XVI в.), автором этого произведения, бесспорно, является не Фипофей.
Существует несколько основных историко-лравовых традиций интерпретаций выдвинутой Филофеем теории "Москва - третий Рим". это Никон формулирует идею о превосходстве церковной власти над государственной ("священства" над "царством"). В частности, это обнаруживается при исследовании происхождения обеих властей. Обе власти даны от Бога, однако духовная власть дана Богам непосредственно, полагал Никон, находя соответствующие мысли в Ветхом Завете. Царь властвует лишь над телом человека, а вот священник - над душой, что более важно. Царь лишь принуждает, а священник - утешает.

Такая позиция Никона, проведшего церковную реформу, естественно, не устраивала власть, он был отстранен от патриаршего престола.
В 1700 г. после смерти патриарха Адриана новый патриарх, по настоянию Петра I, избран не был. Таким образом, патриаршество на Руси пресеклось, начался петровский абсолютизм (в том числе в церковной сфере), а в истории Русской православной церкви начался синодальный период (длившийся до 1918 г.).

Вопрос 3

Необходимо отметить, чтоеще в 1697-1698 гг. у Петра I возникает замысел провести церковную реформу по протестантскому (англиканскому) образцу. Идеологом такой реформы (упразднения патриаршества и введения синодальной системы управления Русской православной церковью, в условиях которой священнослужители фактически становились государственными служащими: а монарх возглавлял всю церковную иерархию) и стал Феофан Прокопович (1681-1736).

Главное произведение Ф. Прокоповича - трактат "Правда воли монаршей" - результат адаптации теории естественного права и общественного договора к российским условиям начала XVIII в. Первым официальным русским историографом стал Василий Никитич Татищев (1686-1750), Он начал писать "Историю Российскую с самых древнейших времен" по приказу Петра I (5 книг "Истории" изданы в 1768-1848 гг.). В.Н. Татищев был также государственным деятелем и царедворцем, в частности в 1741-1745 гг. состоял астраханским губернатором.

При аргументации своих взглядов В.Н. Татищев опирается на труды видных европейских политических и правовых мыслителей Нового времени - Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Греция, С. Пуфендорфа и др. Подобно Аристотелю В.Н. Татищев выделяет три "порядочные" и три "непорядочные" формы правления, причем выбор той или иной "порядочной" формы правления в каждом конкретном случае зависит от размера территории страны и степени защищенности внешних границ государства. Для малых стран допустима демократия, для больших стран с безопасными границами - аристократия, для больших непросвещенных стран с открытыми границами (таких, как Россия) подходит только монархия, причем лучше абсолютная (неограниченная).

Издаваемые монархом позитивные законы должны соответствовать естественному праву и следовать общественной пользе, поэтому при монархе должен существовать законосовещательный двухпалатный представительный орган. Верхней палатой должен быть Сенат, состоящий из 21 дворянина, назначаемый царем. Нижнюю палату - Совет - формируют выборные представители.

Вопрос 4

Необходимо отметить, что среди получивших официальное признание отечественных политических и правовых мыслителей второй половины XVIII в. следует, прежде всего назвать имена ГИ.М. Щербатова и С.Е. Десницкого.

Историк и публицист, почетный член Петербургской академии наук, князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) был явным идеологом корпоративных устремлений российского дворянства, обосновывал естественные права этого сословия. Среди его трудов можно упомянуть трактат "О повреждении нравов в России" (опубликован в 1858 г.). Семен Ефимович Десницкий (1740-1789), получивший докторскую степень в области права в Шотландии, в 1767 г. стал одним из первых профессоров юридического факультета Московского университета.

С.Е. Десницкий, видный русский просветитель, был противником теории общественного договора, склоняясь к патриархальной теории происхождения государства в своей оригинальной трактовке с элементами социально-экономического и психологического объяснения указанной теории. Политический идеал С.Е. Десницкого касался адаптации теории разделения властей к условиям российской монархии. В 1768 г. С.Е. Десницкий представил Екатерине II проект "Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи". В этом проекте С. Е. Десницкий предлагал разделить законодательную власть Между монархом и однопалатным Сенатом, состоящим из народных представителей {600-800 человек), структурированным по политическим фракциям. С.Е. Десницкий обосновывает несменяемость судей, необходимость введения для судей квалификационного экзамена, суда присяжных. Наказательная власть в проекте С.Е. Десницкого выполняет полицейские функции. В русской политико-правовой традиции XIX в. обычно выделяют -две волны консерватизма.

1. 20-40-е гг. - реакция на либеральный дух начала царствования Александра I (Н.М. Карамзин, М.М. Сперанский в последние годы своей жизни, а также ранние славянофилы, такие, как И.В. Киреевский и А.С. Хомяков).

2. 60-90-е гг. - "пореформенный консерватизм", реакция на либеральные реформы Александра II.

Под воздействием Французской буржуазной революции конца XVIII в. Н.М. Карамзин отвергает необходимость революционных преобразований в обществе, он подчеркивает, что попытка осуществить мечту о всеобщем равенстве сделала французов несчастными, критикует индивидуализм политико-правовой и философской мысли эпохи Просвещения.

Вопрос 5

Необходимо отметить, что Западничество и Славянофильство как течения русской общественной мысли оформились еще при Александре I, но особенно активно обнаружили себя в 40-е гг. XIX в. Непосредственным предметом их политического и исторического анализа оказалась оценка вклада Петра I в развитие российского общества.Кроме того, поводом для споров между западниками и славянофилами стали Отечественная война 1812 г., издание "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина, а также опубликование в журнале "Телескоп" в 1836 г. "Философических писем" (написаны 8 1829-1831 гг.) Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), после чего он был официально (""высочайшим повелением") объявлен сумасшедшим. П.Я. Чаадаев участвовал в движении декабристов, его философско-исторические и политико-правовые взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства. Работа Алексея Степановича Хомякова (1804-1860) "О старом и новом" (1837) стала начальным фактом славянофильской идеологии. Ориентация на восточную патристику в трудах А.С. Хомякова сочетается с элементами философского романтизма.

Славянофильство оказывается первой самобытной русской философией истории. А.С. Хомяков впервые поставил вопрос о месте России во всемирной истории. А.С. Хомяков считал, что Россия идет по той же дороге, что и Европа, лишь немного отставая. Одной из главных заслуг славянофильства является выработка новой теории познания, отошедшей от односторонней рациональности западничества. А.С. Хомяков в обиход понятие соборности, включающее в себя всеединый разум церкви, единую неантагонистическую общность людей, примирение индивидуальной свободы с единством всех, христианизированную общность жизни. Показателем и отражением соборности, по мнению славянофилов, является крестьянская община, в которой существует нравственное единение людей, предохраняющее их от эгоистического индивидуализма. Славянофилы признают и подчеркивают различие исторических судеб России и Европы. Идеализируя Древнюю Русь, основными чертами русского характера

Характеризуя политические учения в России начала XIX в., необходимо рассмотреть либеральные проекты М. Сперанского, его концепцию правового государства как гаранта безопасности и свободы гражданина. М. Сперанский полагал необходимым введение в русскую политическую жизнь принципа разделения властей. Представляет также интерес сравнение проектов М. Сперанского с либеральной программой П. А. Столы­пина.

Рассмотрение темы целесообразно закончить общими выводами о тех концептуальных положениях полити­ческой мысли, которые являются величайшим достиже­нием человеческой цивилизации, имеют большое значе­ние для современности.

Темы рефератов

· Происхождение государства и основные его функции по Б.А. Кистяковскому.

· Соотношение государственной власти и свободы личности по Н.А. Бердяеву.

· Гражданское общество и правовое государство С.Л. Франка

· Славянофилы и западники о государственном устройстве России.

· Идеальный общественный строй по П.И. Новгородцеву.

· Либеральная программа НА. Столыпина. Его концепция правового государства.

· Ильин об основах демократии.

· Политические взгляды Ф.М. Достоевского. 13

Вопросы для самопроверки (самоконтроля)

1. Расскажите об обстоятельствах возникновения теории «Москва – Третий Рим»

2. Какова была позиция великокняжеской власти в отношении дискуссии между стяжателями и нестяжателями?

3. Изложите суть учения И. С. Пересветова и полемики между Иваном IV и князем А. М. Курбским.

4. Какие новые политические сюжеты появляются в учениях второй половины XVII в.?

5. Обрисуйте основные положения политической идеологии в правление Петра I.

6. Дайте обзор основных политических теорий российского Просвещения.

7. В чем суть вопросов западников и словянофилов? Почему данная полемика имеет современное звучание?

8. Раскройте разнообразие политических концепций в пореформенную эпоху. В чем заключалась слабость российского либерализма?

Рекомендованная литература

а) основная литература:

1. Бельский В.Ю., Бороздин А.Н. Сацута А.И., Шикунов Д.В. Политология в схемах и таблицах. – М.: Мосу МВД РФ, 2011.

2. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Политология для юристов. – М.: ИД: Юрайт, 2010.

3. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити -Дана, 2010.

4. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Ю. Бельского, А.И.Сацуты. – М.: Юнити -Дана, 2009.

б) дополнительная литература:

1. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учебник / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с. Гриф МО.

2. Политология: учебное пособие. В 2-х ч./ Под ред. А. И. Сацуты. – М.:МосУ МВД России, 2009.

Наши рекомендации