Политическая жизнь в Словакии в конце 1990-х гг. €

Очередные парламентские выборы осенью 1998 г. вновь принесли Движению за демократическую Словакию относительное большинство голосов (27% и 43 депутатских места из 150). Его союзник по правительственной коалиции Словацкая национальная партия также прошла в парламент, получив 14 мест. Но все остальные мандаты достались оппозиции. Второй была Словацкая демократическая коалиция, отставшая от ДЗДС всего на 1 мандат. Кроме перечисленных, в Национальный совет провели своих депутатов еще три партии. В общей сложности противники ДЗДС получили 93 мандата и право сформировать кабинет. После длительных переговоров лидеру СДК М. Дзуринде удалось сформировать на их базе правительство большинства. Партии, представлявшие собой различные оттенки политического спектра - от левого до правого – объясняли свое согласие на участие в правительственной коалиции необходимостью проведения через парламент крайне нужных стране законов и реализации на практике игнорировавшегося прежним правительством принципа разделения властей.

Правительство Дзуринды поставило перед собой ряд первоочередных задач, прежде всего ускорить темпы приватизации, целенаправленно замедлявшиеся в предшествующий период, деполитизировать госаппарат, прежде полностью монополизированный сторонниками Мечиара, ослабить государственный контроль над СМИ, а также активизировать усилия по интеграции Словакии в евроатлантические структуры.

Важным событием в политической жизни Словакии стали первые всеобщие выборы президента страны в мае 1999 г. с участием 5 кандидатов, в том числе В. Мечиара, попытавшегося вернуться на командные высоты в государстве. Однако и на этот раз его ждало разочарование, он проиграл Рудольфу Шустеру, мэру г. Кошице, в прошлом председателю парламента Словацкой Социалистической Республики, члену ЦК Компартии Словакии, которого во втором туре поддержали партии правительственной коалиции. ДЗДС и на этот раз не смирилось с неудачей. Используя трудности в социальной области, оно попыталось дестабилизировать политическую ситуацию в стране. С этой целью организовывались массовые акции протеста, перманентно велась резкая критика отдельных министров и правительства в целом и даже бойкотировалась сессия парламента весной 2000 г. Оппозиции удалось добиться проведения всенародного референдума по вопросу о досрочной отставке правительства, но в связи с низкой явкой избирателей он был признан недействительным.

Понимая, что ДЗДС теряет влияние в обществе, его лидеры искали способы противодействия этому процессу. Учитывая существовавшее в стране недовольство активным проникновением в национальную экономику иностранного капитала и чрезмерной ориентацией правительства на Запад, особенно заметной во время агрессии НАТО против Югославии, а также желая улучшить имидж партии и ее лидера на Западе, в 2000 г. было принято решение о трансформации ДЗДС в «политическую партию народного типа». В качестве цели ее деятельности были провозглашены, с одной стороны, защита национальных интересов Словакии, а с другой стороны, ее вхождение в европейские и трансатлантические структуры. Было также изменено прежнее название партии – отныне это Народная партия–ДЗДС (НП–ДЗДС). Однако это не спасло новую структуру от расколов, спровоцированных ее видными деятелями накануне парламентских выборов 2002 г. и стоивших ей нескольких процентов голосов.

Отсутствие у НП-ДЗДС союзников, вместе с которыми можно было бы создать коалиционное большинство в парламенте, позволило правительству более активно проводить курс на вступление в НАТО и ЕС. Одновременно велось согласование национального законодательства с европейскими стандартами. Жесткая борьба развернулась по вопросу о территориально-административной реформе, целью которой является повышение роли местного самоуправления, его финансовой самостоятельности и независимости от центрального правительства, как того требует ЕС. В парламенте прошел проект оппозиции, согласно которому страна разделена на 8 краев, каждый из которых имеет свои собрание и правительство. Краевым органам власти предоставлены значительные полномочия в таких областях, как социальное обеспечение, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, транспортное обслуживание населения, региональное экономическое развитие, а также необходимые для этого финансовые средства.

В рядах коалиции, созданной для борьбы с В. Мечиаром, после победы над ним проявились центробежные тенденции, в том числе и на внутрипартийном уровне. Покинул ряды Христианско-демократической партии и основал Словацкий демократический и христианский союз премьер М. Дзуринда, правда, пообещав при этом, что новая партия не будет вести политическую деятельность до новых парламентских выборов. Из состава Партии левых демократов вышел один из ее наиболее популярных деятелей Роберт Фицо, организовавший популистскую левоцентристскую партию «Направление», проявляющую стремление стать «третьей силой». Наблюдались трения между премьером и президентом Р. Шустером.

Избирательная кампания 2002 г. проходила в обстановке жесткой политической борьбы. Как и на предыдущих выборах, партии правящей коалиции основной удар наносили по В. Мечиару, используя для этого обвинения его в настоящих и мнимых нарушениях закона в период пребывания у власти, склонности к авторитаризму, а также его негативный имидж на Западе. Как и на предыдущих выборах, в обработке словацкого общественного мнения в антимечиаровском духе активно участвовали западные СМИ и политики.

На осенних выборах относительное большинство голосов вновь получила левоцентристская партия В. Мечиара (19,5%). На втором месте оказался правоцентристский Словацкий демократический и христианский союз (СДХС) М. Дзуринды (15,09 %), который и возглавил очередное коалиционное правительство, пригласив в него представителей Партии венгерской коалиции, правоцентристского Христианско-демократического движения и Альянса нового гражданина (АНГ). Правительство имело поддержку 78 из 150 депутатов.

На фоне успеха правых и правоцентристов особенно заметным был провал националистических и левых партий, прежде всего социал-демократов (на выборах 1998 г. они получили более 14% голосов), не прошедших в Национальный совет. В новом составе парламента левый фланг заняли коммунисты, впервые в независимой Словакии сумевшие преодолеть избирательный барьер. Вместе с депутатами от НП–ДЗДС и «Направления» они составили оппозицию.

Именно второму правительству М. Дзуринды было суждено завершить процесс вступления Словакии в Евросоюз, начавшийся в 90-е гг. Прошедший в мае 2003 г. референдум по этому вопросу, в котором приняло участие немногим более половины избирателей, принес победу сторонникам интеграции в объединенную Европу.

Хотя правительство М. Дзуринды достаточно уверенно контролировало ситуацию, политическую обстановку в Словакии после выборов 2002 г. нельзя было назвать устойчивой. Одним из дестабилизирующих моментов стали приближающиеся выборы президента. Уже в 2003 г. наиболее вероятные кандидаты на этот пост начали проявлять повышенную политическую активность, стремясь заручиться поддержкой политических партий и будущих избирателей. В проигравших парламентские выборы левых и центристских партиях приобретала популярность идея сближения и создания левоцентристской коалиции для более успешного противодействия политике правоцентристского правительства.

Рождению таких планов способствовали разногласия между партиями правительственной коалиции, явственно проявившиеся в 2003 г. при голосовании по поправке к закону об искусственном прерывании беременности. Проект этого закона был внесен на рассмотрение парламента фракцией АНГ вопреки позиции партнеров по кабинету. Он был принят с помощью оппозиции, которая выступала против усиления влияния Ватикана в стране, особенно в связи со стремлением правительства усилить роль католической церкви в светских воспитательных и образовательных учреждениях. Перспектива клерикализации общественной жизни вызывает опасения у части словаков. За католической религией признан статус главенствующей (60,4% граждан страны – католики), отношения с католической церковью урегулированы конкордатом с Ватиканом. Католической церкви в Словакии возвращена конфискованная в социалистический период собственность, разрешены свободное отправление религиозного культа в тюрьмах и больницах, организация собственных воспитательных и образовательных заведений, ежегодно государство предоставляет ей субсидии на сумму около 20 млн долларов.

В тот момент коалиция сохранила единство только благодаря приближавшемуся третьему визиту в Словакию папы Иоанна Павла II. Но очередной кризис в правительственной коалиции в конце 2003 г., связанный с переходом в оппозицию 7 ее депутатов, лишил кабинет имевшегося у него незначительного большинства в парламенте. В Словакии в очередной раз у руля власти оказалось правительство меньшинства.

Попытки создания в Национальном совете нового правительственного большинства из партий оппозиции успеха не принесли, да и сами они не отличались устойчивостью. Очередной раскол пережила партия В. Мечиара. В итоге в парламенте 21 мандат оказался у независимых депутатов. В этих условиях у правительства М. Дзуринды появилась возможность удержаться до истечения срока полномочий парламента.

В апреле 2004 г. состоялись два тура голосования по кандидатуре президента, и вновь В. Мечиар проиграл. Его удачливым соперником оказался Иван Гашпарович – политик умеренного толка, известный правовед, профессор Братиславского университета им. Я.А.Коменского, до 2002 г. состоявший в рядах ДЗДС. За него проголосовали почти 60% пришедших к урнам избирателей.

Наметившееся после президентских выборов успокоение политической обстановки в стране продлилось до февраля 2006 г., когда правящую коалицию покинул Словацкий демократический и христианский союз во главе с премьер-министром М. Дзуриндой. Но при этом СДХС обязался поддерживать ставшее фактически техническим правительство, которое по-прежнему возглавлял М. Дзуринда.

Формальным поводом для выхода христианских демократов из правящей коалиции стал отказ внести на рассмотрение правительства проект договора Словацкой Республики с Ватиканом. Но главную причину этого шага христианских демократов все же стоит усматривать в их нежелании нести ответственность в глазах избирателей за непопулярные в стране реформы последнего времени, то есть как начало борьбы за места в будущем составе парламента.

В связи с распадом правящей коалиции депутаты парламента приняли закон о досрочном прекращении своих полномочий. Новые выборы были назначены на июнь 2006 г. Они принесли победу оппозиционной социал-демократической партии «Направление–СД», получившей более 29% голосов пришедших к избирательным урнам почти 55% избирателей. Это дало ей 50 мандатов в Национальном собрании. Кроме того, в парламент прошли СДХС, Словацкая национальная партия, Партия венгерской коалиции, ДЗДС и христианские демократы. Коммунисты на этот раз не сумели преодолеть 5% барьер.

Формированием правительственной коалиции занялся Роберт Фицо, успешно справившийся с этой задачей. В ее состав вошли ДЗДС и СНП, а СДХС и ПВК составили стержень оппозиции.

Экономическое развитие СР

Выход из состава федерации не привел к немедленному росту словацкой экономики. Более того, нарушение прежних производственных связей, сокращение поставок промышленной продукции, особенно военного назначения, на которой специализировалось большинство предприятий Словакии, на рынки постсоветских и постсоциалистических государств, при практически полном отсутствии выхода на мировой рынок породили серьезные трудности, с которыми столкнулось правительство В. Мечиара в 1993 г. Медленно сокращался уровень инфляции, в 1993 г. она все еще превышала 21%, обесценивая доходы и накопления населения, устойчиво росла безработица, охватив более 10% трудоспособного населения. Повышению эффективности экономики не способствовала также утвердившаяся при правительстве Мечиара практика приватизации, когда государственную собственность получали прежде всего люди, близкие к премьеру и партиям правительственной коалиции. Многие из новых собственников заботились не столько об оживлении производства, сколько о личном обогащении, в результате чего предприятия быстро оказывались на грани банкротства. Несоответствие ожиданий общества и реальной экономической ситуации стало одной из существенных причин отставки правительства Мечиара.

Однако и правительству Й. Моравчика (1994), проводившему более либеральную хозяйственную политику, предпринявшему шаги по активизации процесса приватизации и переходу страны к рыночной экономике, не удалось переломить неблагоприятные тенденции развития. Не была также изжита коррупция в государственном аппарате, вызывавшая особенно болезненную реакцию в обществе при Мечиаре. Только теперь ее плодами пользовались другие люди, близкие новому правительству.

Второе правительство В. Мечиара (1994), обладавшее стабильным большинством в парламенте, необходимым для спокойной законотворческой деятельности, обратило на экономику самое пристальное внимание. В 1995 г. были внесены существенные изменения в закон о приватизации государственной собственности. Вместо купонной приватизации каждый гражданин страны получил компенсацию государственными долговыми обязательствами (облигациями) на сумму 10 тыс. крон со сроком погашения до конца 2000 г. Тем самым из процесса приватизации практически исключались западные инвесторы. Правительство вело поиск необходимых средств для реструктуризации промышленности, в первую очередь внутри страны, для чего проводилась более жесткая денежная и бюджетно-налоговая политика. Но практиковались и зарубежные заимствования, что привело к почти трехкратному росту внешней задолженности, в 1998 г. она достигла 11,9 млрд долларов. С помощью предпринятых мер удалось стабилизировать уровень инфляции и безработицы, добиться ощутимого роста экономики, но обещанного кабинетом процветания и динамичного развития Словакии не произошло.

Правительство широкой коалиции М. Дзуринды (1998) сделало ставку на структурные реформы с целью достижения макроэкономического равновесия. Оно прибегло к ряду непопулярных в обществе мер (сдерживание зарплаты бюджетников, повышение цен, увеличение налогообложения предпринимательской сферы, свертывание инвестиций и др.). Серьезное внимание было обращено на акционирование банковской сферы и промышленных предприятий, остававшихся в государственной собственности. С этой целью проводился курс на привлечение иностранных инвестиций в эти области экономики, а также реформирование естественных монополий. Предпринятые усилия стали давать свои результаты в 2000-2001 гг. Заметно увеличился приток западных капиталов, только в 2000 г. в Словакию поступило 1,1 млрд долларов прямых зарубежных инвестиций, в то время как с 1990 по 1999 г. удалось привлечь только 2,1 млрд долларов. В 2003 г. иностранные капиталовложения составили 3 млрд долларов. Особенно активно они направлялись в металлургию, связь, нефтегазовую промышленность, банковскую сферу.

Резкая либерализация цен, линия на экономное расходование государственного бюджета сопровождались ростом безработицы, наряду с инфляцией наиболее тяжело сказывавшейся на социальном самочувствии словаков. В 1998-2001 гг. безработные составляли от 13,7 до 18,3% трудоспособного населения страны, а уровень инфляции колебался в диапазоне 5,8 – 14,2%. Остроту напряженности в стране смягчал наблюдавшийся экономический рост, хотя и не столь высокий, как в конце правления правительства В. Мечиара, когда он составил почти 7%.

Охарактеризованные выше тенденции в экономике не претерпели существенных качественных изменений и в последующем. Хотя в последние годы промышленность Словакии демонстрировала достаточно высокие темпы роста, преодолеть неблагоприятные тенденции в сфере занятости и инфляции по-прежнему не удается. Особенно болезненно воспринимается в обществе высокий уровень безработицы, составивший в 2006 г. около 20 % трудоспособного населения.

Наши рекомендации