Государственное сообщество Сербия и Черногория
После агрессии НАТО усилился сепаратизм черногорского руководства. На политику М. Джукановича не повлияли «октябрьская революция» в Белграде в 2000 г. и приход к власти в СРЮ и Сербии демократической оппозиции. В ноябре 2002 г. М. Джуканович ушел с поста президента Черногории и возглавил правительство. Президентом Черногории в мае 2003 г. был избран соратник Джукановича, бывший председатель парламента Филип Вуянович. Оппозиция своего кандидата на этих выборах не выдвигала.
14 марта 2002 г. руководители СРЮ, Сербии и Черногории подписали разработанное в Евросоюзе соглашение о переустройстве отношений в союзном государстве. Новое государственное объединение получало название сообщество Сербия и Черногория (СиЧ). Совместными органами объявлялись: однопалатный парламент, президент, совет министров и суд. Избираемый скупщиной президент предлагает состав Совета министров и руководит им. Кабинет составили пять министерств: иностранных дел, обороны, внешних и внутренних экономических сношений, защиты прав человека и национальных меньшинств. Единая армия подчинялась Верховному совету обороны в составе президента СиЧ и глав республик. Суд Сербии и Черногории был наделен функциями конституционного суда. В представительствах Югославии в международных организациях – ООН, ОБСЕ, Совете Европы и т.д. – обеспечивалось равное участие сербов и черногорцев.
Стороны договорились о беспрепятственном функционировании общего экономического рынка, включая свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов. Имевшиеся расхождения в области торговой и таможенной политики должны были разрешаться в процессе гармонизации экономических систем республик с экономической системой Европейского союза. Наконец, вводился трехлетний мораторий на проведение в Черногории референдума о независимости.
Еще год ушел на подписание конституционной хартии и ее ратификацию сербским, черногорским и союзным парламентами. 4 февраля 2003 г. Союзная Республика Югославия, функционировавшая почти 11 лет и прочно связанная с именем С. Милошевича, перестала существовать. Она повторила судьбу СФРЮ. Ушло в историю и само название Югославия. Появилось государственное сообщество Сербия и Черногория. Его президентом был избран представитель Черногории Светозар Марович. Президент СРЮ В. Коштуница остался без своего поста.
В марте 2003 г. был убит сербский премьер З. Джинджич. В организации покушения была обвинена организованная преступность. Гибель Джинджича стала началом заката правления ДОС. Лидера подобного масштаба у правящей коалиции на тот момент не оказалось. Не стал таковым и Зоран Живкович, который занял место Джинджича на посту премьер-министра Сербии и лидера Демократической партии.
З. Живкович не смог двинуть вперед процесс реформирования сербского общества и народного хозяйства, экономическое положение страны оставалось плачевным. На высоком уровне удерживалась безработица, а односторонняя ориентация на Запад не привела к потоку кредитов и инвестиций. Политическую систему сотрясали коррупционные скандалы, в которых были замешаны и члены кабинета министров. Правительство потеряло всякий авторитет, а ДОС – большинство в парламенте. В ноябре 2003 г. скупщина Сербии была распущена.
Выборы нового состава парламента Сербии состоялись в декабре 2003 г. Демократическая партия Сербии заняла на них только второе место. Но именно ее лидер В. Коштуница сформировал в конечном итоге правительство, сумев привлечь к сотрудничеству еще три партии. Правящая коалиция не имела за собой большинства депутатов скупщины, кабинет получил вотум доверия только благодаря нежеланию депутатов вновь избранной скупщины идти на ее очередной досрочный роспуск и новые, уже третьи по счету выборы. Правительство парламентского меньшинства также не смогло обеспечить стране политическую стабильность и экономические успехи. Сложной в целом ситуации не улучшили и прошедшие в июне 2004 г. очередные президентские выборы. Их победителем стал новый председатель Демократической партии Борис Тадич. В его лице Демократическая партия обрела сильного лидера и начала укреплять свои позиции в обществе.
Обострение борьбы в сербском политическом классе на рубеже веков благоприятствовало косовским сепаратистам, последовательно проводившим курс на выход из состава Сербии. В мае 2001 г. миссия ООН в Косово утвердила «Конституционные рамки временного самоуправления», и в ноябре того же года состоялись первые выборы в косовский парламент. Остатки сербского населения края эти выборы бойкотировали. Победу же на них одержала Демократическая лига Косово Ибрагима Руговы, обойдя своего главного конкурента - Косовскую демократическую партию (политическое крыло Освободительной армии Косово) Хашима Тачи. Ругова стал президентом Косово. Но Тачи смог контролировать правительство через члена своей партии, премьер-министра правительства Косово Байрама Реджепи.
Позже место премьер-министра Косово занимали представители еще одной партии – Союза за будущее Косово. В 2006 г. премьер-министром стал также принадлежавший к этой партии генерал Агим Чеку – воевавший с сербами еще в рядах хорватской армии, позже в ОАК, а затем возглавивший Косовский защитный корпус.
Чуть раньше, в конце 2005 г. в косовском урегулировании наступил своего рода переломный момент. Если раньше мировое сообщество выступало за обеспечение в крае демократических стандартов как главное предварительное условие начала переговоров о статусе Косово, то теперь этого уже не требовалось. Поиски статуса края перешли в практическое русло. В феврале 2006 г. начался переговорный процесс между делегациями Сербии и косовских албанцев. Начало нового этапа в решении косовского вопроса совпало с кончиной И. Руговы - харизматического лидера косовских албанцев. На его место парламентом края был избран представитель Демократической лиги Косово Фатмир Сейдиу.
21 мая 2006 г. на референдуме, предусмотренном еще в конституционной хартии государственного сообщества, большинство жителей Черногории (55,5%) выступило за полный суверенитет своей республики. 3 июня парламент Черногории провозгласил ее независимым государством. Общая 88-летняя история Сербии и Черногории закончилась.
На первых после приобретения независимости черногорских парламентских выборах, состоявшихся в сентябре 2006 г., убедительную победу одержала правящая коалиция Демократической партии социалистов Черногории и Социал-демократической партии. М.Джуканович, оставшись лидером ДПСЧ, подал в отставку с поста премьер-министра. Его место занял Желько Штуранович.
28-29 октября 2006 г. на всенародном референдуме была одобрена новая конституция Сербии.
Экономическое развитие
Экономическая ситуация в Сербии и Черногории крайне тяжелая. Заметно упал спрос на традиционные товары сербского экспорта на рынках Центральной и Восточной Европы, особенно на постсоветском пространстве. Все еще не преодолены последствия всеобъемлющих санкций против СРЮ и беспощадных натовских бомбардировок ее промышленных объектов. Предоставляемая сейчас иностранная помощь невелика по размеру. В Сербии она еще и обставлена всевозможными условиями, в том числе и сотрудничеством страны с Гаагским трибуналом по бывшей Югославии.
Внешняя политика
Время, последовавшее за распадом СФРЮ, оказалось тяжелейшим испытанием для внешней политики Белграда. Сербское руководство не могло безучастно относиться к тому факту, что во все конфликты на постюгославском пространстве оказались вовлеченными местные сербские общины. Оказывавшаяся им политическая, моральная и военная помощь, масштабы которой нередко завышались антисербской пропагандой на Западе, привели СРЮ к международной изоляции. Было приостановлено ее членство в ООН, Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совете Европы и других международных и региональных организациях, против сербского руководства выдвигались обвинения в причастности к геноциду. Эпизодические попытки переориентации на Россию носили скорее демонстративный характер, как это было, например, с решением югославского парламента в 1999 г. о присоединении СРЮ к Союзу России и Белоруссии. К тому же усилия Белграда не находили соответствующего отклика в Москве. Российское руководство, не будучи в состоянии эффективно контролировать развитие ситуации даже в странах ближнего зарубежья, проявляло все меньше интереса к традиционным сферам влияния России на Балканах.
Позже черногорское руководство, а после «октябрьской революции» 2000 г. и сербское, приступили к изменению вектора своей внешней политики, пользуясь тем, что западные страны активно поддерживали оппозицию режиму Милошевича. Ими был взят курс на интеграцию в европейские и трансатлантические структуры, прежде всего на присоединение к натовской программе «Партнерство ради мира» и достижение соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Отношения с Россией по-прежнему далеки от того достаточно высокого уровня, который они традиционно имели во внешней политике как Сербии, так и Черногории.
МАКЕДОНИЯ
От унитаризма к федерализму
В Македонии на многопартийных выборах в сентябре 1990 г. борьба развернулась между тремя политическими блоками: левым, во главе с Союзом коммунистов Македонии – Партией демократических преобразований (СКМ–ПДП), национально ориентированным, во главе с Всемакедонской революционной организацией – Демократической партией македонского национального единства (ВМРО–ДПМНЕ) и албанским, возглавляемым Партией демократического процветания. Так как ни один из блоков не получил большинства голосов, было создано коалиционное правительство из их представителей. Президентом Македонии в январе 1991 г. парламент избрал Киро Глигорова – коммунистического функционера, работавшего еще в команде И. Броз Тито.
В сентябре 1991 г. на референдуме подавляющее большинство участников поддержало идею независимости, и 17 сентября парламент провозгласил Македонию самостоятельным государством. Спустя месяц была принята новая конституция.
Согласно конституции, главой государства является президент, который может занимать этот пост не более двух пятилетних сроков. Он является главнокомандующим вооруженными силами, представляет государство за рубежом, отвечает за проведение внешней политики. Президент обязан в течение 10 дней после учредительного заседания вновь избранного парламента вручить мандат на формирование правительства кандидату в премьер-министры от партии или блока партий, имеющих большинство. Премьер-министр представляет парламенту программу и персональный состав правительства для утверждения простым большинством голосов. Однопалатный парламент имеет право принимать все законы, включая конституцию, утверждать бюджет, устанавливать налоги, ратифицировать международные договоры, решать вопросы, связанные с изменением государственной границы и т.д.
В феврале 1992 г. руководители Македонии и доживавшей последние недели СФРЮ подписали договор о выводе с территории республики частей Югославской народной армии. Македония удалось избежать военных столкновений при распаде федеративного государства. Однако появилась другая серьезная проблема. В апреле 1993 г. республика была принята в ООН под названием «Бывшая югославская республика Македония» (БЮРМ). Это стало следствием протестов Греции, настаивавшей на том, что использование названия «Македония» равнозначно завуалированным территориальным претензиям соседнего государства, поскольку существует одноименная греческая провинция. Еще более острой являлась проблема албанского национального меньшинства, по официальным данным составляющего четверть от 2-миллионного населения Македонии. Сами македонские албанцы считают, что их значительно больше. Учитывая традиционно высокую рождаемость в албанских семьях, албанский вопрос в перспективе способен превратиться в реальную угрозу для существования единого македонского государства.
В декабре 1993 г. на территории Македонии вдоль границы с Сербией был размещен воинский контингент ООН в составе 1500 человек. Его мандат продлевался несколько раз вплоть до 1998 г. В 1999 г. силы ООН были заменены 14-тысячным контингентом сил быстрого реагирования НАТО, первоначально для обеспечения эвакуации персонала ОБСЕ из Косово.
Состоявшиеся осенью 1994 г. парламентские выборы принесли абсолютное большинство мандатов в законодательном собрании правящему блоку «Союз за Македонию», ведущую роль в котором играл Социал-демократический союз Македонии. Коалиционное правительство составили представители «Союза за Македонию» и Партии демократического процветания албанцев. Премьер-министром остался лидер социал-демократов Бранко Црвенковский, занимавший этот пост с 1992 г.
На президентских выборах в 1999 г. президентом Македонии был избран кандидат от ВМРО-ДПМНЕ Борис Трайковский, которого поддержало и албанское население, в частности оппозиционная Демократическая партия албанцев. Премьер-министром Македонии стал основатель ВМРО-ДПМНЕ Любчо Георгиевский.
Таким образом, в 1990-е гг. в Македонии попеременно правили то СДСМ, то ВМРО-ДПМНЕ. Правительственную коалицию с ними составляла также попеременно одна из двух ведущих албанских партий. Так, в правительстве Л.Георгиевского албанцы получили 5 из 14 министерских кресел (труда и социальной политики, экономики, юстиции, местного самоуправления и министра без портфеля). Албанцы занимали также посты первых заместителей министров так называемого «силового блока».
В начале 2001 г. Македония перестала быть единственным «оазисом стабильности» на пространстве бывшей Югославии. На северо-западе страны начались столкновения между албанцами и правительственными войсками. Албанскими сепаратистами, часть которых проникла в Македонию из Косово, была сформирована так называемая Объединенная народная армия. «Повстанцы» выступали за албанскую автономию в Македонии и даже за объединение всех населенных албанцами территорий Балкан (Албания, Косово, Западная Македония, Северная Греция).
Пытаясь справиться с ростом терроризма и сепаратизма, македонское руководство в мае 2001 г. пошло на создание «правительства политического единства», в которое впервые вошли представители всех основных партий, в частности, ВМРО-ДПМНЕ, Социал-демократического союза Македонии и албанских Демократической партии и Партии демократического процветания. Албанцы согласились войти в правительство под нажимом США и Великобритании, а также представителя ОБСЕ в Македонии. Во главе «правительства политического единства» остался прежний премьер-министр Л. Георгиевский.
Однако этот политический маневр не удовлетворил сепаратистов, военные действия продолжались. Президент страны Б. Трайковский под сильнейшим давлением Запада пошел на переговоры с албанцами. 13 августа 2001 г. в курортном городе Охрид лидеры основных политических партий Македонии, включая и албанские, а также президент страны Б. Трайковский в присутствии международных посредников (США, НАТО, ЕС, ОБСЕ) подписали рамочный договор о политическом разрешении кризиса.
Согласно этому документу, из конституции Македонии устранялось упоминание о македонцах как титульной нации. Особое внимание в соглашении уделялось албанскому языку: он получал статус официального языка во всех общинах, где проживает 20 и более процентов этнических албанцев. Значительно увеличивалось представительство албанцев в органах судебной и государственной власти, в том числе в полиции. Албанские сепаратисты, в случае добровольного разоружения, попадали под амнистию. Для контроля над процессом разоружения в Македонию было направлено около 3,5 тыс. военнослужащих НАТО. В декабре 2003 г. вместо предыдущих военных контингентов в Македонии была создана гражданско-полицейская миссия Евросоюза.
Для реализации Охридских договоренностей было изменено административно-территориальное деление страны, приведшее к укрупнению местных общин. В результате этого на севере и западе Македонии образуются связанные между собой территории с преобладающим албанским населением.
В сентябре 2002 г. в Македонии состоялись парламентские выборы. Победу на них одержала оппозиционная коалиция «Вместе за Македонию» во главе с Социал-демократическим союзом Македонии. В результате лидер СДСМ Б. Црвенковский вновь возглавил правительство. Среди албанских политических сил больше всего голосов получила новая партия – Демократический союз за интеграцию, которую возглавил Али Ахмети, считавшийся лидером политического крыла Армии национального освобождения.
Социал-демократы сохранили свои позиции во власти и после трагической гибели Б. Трайковского в авиакатастрофе в феврале 2004 г. В стране прошли внеочередные президентские выборы, на которых победу одержал премьер-министр страны Б. Црвенковский. Он и стал третьим президентом независимой Македонии. Правительство страны возглавил его однопартиец Хари Костов.
В середине ноября 2004 г. кабинет Костова подал в отставку. На это повлияли как экономические трудности, так и невозможность договориться с входящими в него представителями албанского Демократического союза за интеграцию. Отставка Костова вписывалась в стратегию правящего Социал-демократического союза Македонии как мера, способная привести к повышению его катастрофически низкого рейтинга накануне местных выборов 2005 г. и особенно парламентских выборов 2006 г. Новое правительство сформировал лидер Социал-демократического союза Македонии Владо Бучковский.
Тем не менее, на парламентских выборах в июле 2006 г. победила оппозиционная коалиция во главе с лидером ВМРО-ДПМНЕ Николой Груевским.
Экономическое положение
Македония является одним из беднейших государств Европы с уровнем безработицы в 40% трудоспособного населения и минимальным объемом зарубежных инвестиций. Более трети населения живет за чертой бедности. Экономика страны косвенно пострадала от санкций, введенных международным сообществом против Югославии, а также от закрытия Грецией порта Салоники для македонских судов и греческих экономических санкций, введенных против Македонии в 1992 – 1995 гг. Военные действия на территории Македонии против албанских сепаратистов привели к еще большему осложнению экономической ситуации в стране.
Внешняя политика
Во внешней политике Македонии пришлось решать ряд разной сложности проблем, связанных не только с вхождением в европейские и трансатлантические интеграционные организации, но и с урегулированием спорных вопросов, возникающих в отношениях с соседями. До сих пор до конца не урегулирован спор с Грецией относительно наименования государства. Принятое в 1993 г. компромиссное решение в полной мере не устраивает ни Скопье, ни Афины. На отношения с Тираной оказывает влияние вопрос о положении албанского национального меньшинства в Македонии и македонского меньшинства в Албании. Соответствующие договоры, фиксирующие взаимные обязательства, сторонами пока что не подписаны. Сербская церковь отказывается признавать самостоятельность македонской православной церкви, что крайне затрудняет последней получение общепризнанной другими православными церквами автокефалии.
Македония последовательно проводит курс на сближение с НАТО и Европейским союзом. В 1999 г. она предоставила НАТО свою территорию и воздушное пространство для организации и ведения агрессивных действий против СРЮ. Активно участвует в программе «Партнерство ради мира».
Достаточно успешно развиваются отношения Македонии с Европейским союзом. Этому в немалой степени способствует применяемый ЕС с 1997 г. региональный подход к балканским странам, в соответствии с которым Македония входит в западнобалканскую пятерку наряду с Албанией, Словенией, Хорватией и БиГ.
В 1999 г. Еврокомиссия предложила этим странам приступить к началу Процесса стабилизации и ассоциирования, что было равнозначно предоставлению им более благоприятных условий для развития отношений политического и экономического развития. Вслед за этим по инициативе ЕС был принят Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, целью которого является содействие установлению прочного мира и укреплению демократических политических систем в регионе, восстановлению экономики и развитию свободного рынка, а также поэтапному сближению балканских государств с Европой. В эту неинституционализированную организацию входит около 30 государств, международных организаций, финансовых учреждений и других региональных объединений. Македония – один из активнейших участников Пакта стабильности и реализуемых им проектов в области демократизации и прав человека, экономики и развития, а также общеевропейской и международной безопасности.
Серьезными препятствиями на пути Македонии в международные интеграционные объединения помимо низкого жизненного уровня населения и неразвитости экономики остаются также организованная преступность и коррупция, борьба с которыми требует не только больших затрат, но и серьезной политической воли.
ПОЛЬША (середина 40-х — конец 80-х годов)