Польский вопрос на заключительном этапе войны

До 1917 г. ни одно правительство в мире не признавало безо­говорочно права польского народа на восстановление независи­мого государства в составе всех трех частей. Не оправдались надеж­ды ни Ю. Пилсудского, ни Р. Дмовского, хотя, конечно, их уси­лия способствовали активизации национально-освободительного движения польского народа и привлечению к нему внимания мирового общественного мнения.

Важным рубежом в окончательном решении польского вопроса стала Фев­ральская революция в России. 14 (27) марта 1917 г. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов принял обращение «К на­роду польскому», в котором говорилось, что «демократия России... провозглашает, что Польша имеет право быть совершенно неза­висимой в государственно-международном отношении».

Определило свою позицию и Временное правительство. 16 (29) марта 1917 г. появилось его воззвание «К полякам», в котором так­же шла речь о независимом польском государстве, но содержались и некоторые весьма существенные оговорки: оно должно нахо­диться в «свободном военном союзе» с Россией, который был бы утвержден Учредительным собранием. В соответствии с позицией Временного правительства, определенная зависимость восстанов­ленного польского государства нужна была для того, чтобы ис­ключить опасность его перехода на враждебные России позиции.

Решения Петроградского Совета и Временного правитель­ства увеличивали свободу маневра Англии и Франции. Их больше не связывало обязательство перед Россией считать польский во­прос внутренним делом России. Возникли условия для его меж­дународного обсуждения и решения. В связи с тем, что в России была создана Польская ликвидационная комиссия для урегули­рования всех вопросов польско-российских отношений и нача­лась организация национальных польских воинских частей в составе русской армии, французс­кий президент Р. Пуанкаре в июне 1917 г. издал декрет о созда­нии польской армии во Франции.

В апреле 1917 г. в войну вступили США, президент которых В. Вильсон еще в январе 1917 г. высказался за восстановление «объединенной, независимой, автономной» Польши, что свиде­тельствовало о его согласии с российской позицией того време­ни. Вступление в войну Америки резко сокращало шансы Чет­верного союза на победу, хотя окончательный перелом в ходе войны произошел только в 1918 г.

В сложившейся к лету 1917 г. ситуации ориентация на Цент­ральные державы теряла смысл. В связи с этим Ю. Пилсудский вышел из состава Временного госсовета, а после того как он вмес­те с частью легионеров отказался присягнуть на верность преж­ним союзникам, был арестован и заточен в крепость. Интерни­рованию подверглись и поддержавшие его легионеры. Маневр Пилсудского позволил ему сохранить и укрепить свою популяр­ность в обществе, несмотря на неудачу избранного им в начале войны курса.

Берлин и Вена не оставляли попыток заручиться поддерж­кой поляков для своих планов. В сентябре 1917 г. ими были созда­ны новый Госсовет, Регентский совет и правительство. Эти органы зависели от оккупационных властей, были лишены свободы действий, тем не менее они положили начало формированию зачатков польской администрации.

Резко активизировалась деятельность поляков на Западе и за океаном. 15 августа 1917 г. был создан Польский национальный комитет (ПНК) во главе с Р. Дмовским. В течение сентября—но­ября 1917 г. он был признан Францией, Великобританией, Ита­лией и США в качестве «официальной польской организации», но не правительства. Признание позволило ПНК развернуть активную дипломатическую работу по подготовке международно-правовых условий для воссоздания независимого государства.

Пришедшие к власти в России в октябре 1917 г. большевики продолжили в польском вопросе линию Петроградского Совета. В опубликованной 2 (15) ноября 1917 г. Декларации прав народов Рос­сии провозглашалось «право народов России на свободное само­определение вплоть до отделения и образования самостоятель­ного государства».

Судьба Польши обсуждалась в ходе мирных переговоров Со­ветской России с Центральными державами в Бресте. Параллель­но шли переговоры Центральных держав с делегацией Украинс­кой Народной Республики, завершившиеся 9 февраля 1918 г. со­глашением о передаче Украине Холмщины, которую поляки считали этнически польской территорией. Это решение вызвало бурю возмущения в польском обществе и окончательно похоро­нило идею сотрудничества с Центральными державами.

3 марта 1918 г. был подписан Брестский договор, по которому Советская Россия признавала оккупацию Центральными дер­жавами Царства Польского. 29 августа 1918 г. был опубликован декрет Совнаркома об аннулировании всех договоров, заключен­ных правительствами бывшей Российской империи с Пруссией и Австрией относительно разделов Польши. Тем самым Россия отказывалась от любых притязаний на польские земли.

Однако ни Советская Россия, ни Центральные державы на заключительном этапе войны не оказывали уже серьезного воз­действия на судьбу польского вопроса. Центрами его решения стали державы Антанты и США, а также сама страна. Особый резонанс в мире получило послание В. Вильсона конгрессу США в январе 1918 г. (так называемые четырнадцать пунктов Вильсо­на), тринадцатый пункт которого определял характер государ­ственного строя и оптимальные границы будущей Польши. Он гласил: «Должно быть создано независимое Польское государ­ство со включением в него территорий, населенных неоспори­мо польским населением, причем этому государству должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю и его полити­ческая и экономическая независимость и территориальная неприкосновенность должны быть обеспечены международным соглашением». Этот пункт, после признания Австро-Венгрией и Германией программы Вильсона в качестве платформы для пе­ремирия, стал тем международно-правовым положением, на ос­новании которого мировое сообщество согласилось исправить несправедливость, допущенную по отношению к полякам при разделах Речи Посполитой и на Венском конгрессе 1815 г.

ОБРАЗОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Наши рекомендации