Обеспечение деятельности палаты представителей 1 страница
Статья 271. Для обеспечения деятельности Палаты представителей создается рабочий орган палаты - Секретариат Палаты представителей, действующий на основе положения, утверждаемого постановлением Палаты представителей.
Статья 272. В своей деятельности Секретариат Палаты представителей руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Регламентом и иными актами законодательства Республики Беларусь, а также решениями Совета Палаты представителей и распоряжениями Председателя Палаты представителей и его заместителя.
Статья 273. Секретариат Палаты представителей является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счет в банке, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
Статья 274. Секретариат Палаты представителей возглавляет Начальник Секретариата Палаты представителей, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Палаты представителей по представлению Председателя Палаты представителей. Начальник Секретариата Палаты представителей имеет заместителя (заместителей).
Статья 275. Штатная численность Секретариата Палаты представителей устанавливается Президентом Республики Беларусь, структура Секретариата Палаты представителей - Председателем Палаты представителей.
Компетенция структурных подразделений Секретариата Палаты представителей определяется положениями о структурных подразделениях, утверждаемыми Начальником Секретариата Палаты представителей, а также Положением о Секретариате Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Статья 276. Работники Секретариата Палаты представителей, за исключением лиц, осуществляющих техническое обслуживание Палаты представителей, являются государственными служащими.
По истечении срока полномочий Палаты представителей или их досрочном прекращении Секретариат Палаты представителей продолжает свою деятельность.
Статья 277. Финансирование деятельности Палаты представителей осуществляется в соответствии со сметой расходов Палаты представителей в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание Национального собрания.
Статья 278. Смета расходов по финансированию деятельности Палаты представителей, ее органов и депутатов Палаты представителей, а также Секретариата Палаты представителей ежегодно утверждается Палатой представителей.
Статья 279. Материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Палаты представителей осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь.
РАЗДЕЛ VIII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 280. Настоящий Регламент принимается Палатой представителей и подписывается Председателем Палаты представителей. Его принятие оформляется постановлением Палаты представителей.
Статья 281. Субъекты права законодательной инициативы, постоянные комиссии, иные органы Палаты представителей, депутатские группы вправе вносить предложения о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Регламент. Предложения вносятся в письменной форме на имя Председателя Палаты представителей или его заместителя.
Решения о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Регламент принимаются большинством голосов от полного состава Палаты представителей и оформляются постановлением Палаты представителей.
Статья 282. Контроль за соблюдением настоящего Регламента осуществляют Председатель Палаты представителей, его заместитель, а также постоянная комиссия, к ведению которой относятся вопросы контроля за соблюдением настоящего Регламента.
Председатель Палаты представителей
Национального собрания
Республики Беларусь | В.Андрейченко |
--------------------------------
<*> Визирование проектов решений Совета Палаты представителей, проектов постановлений Палаты представителей, проектов законов, а также решений Совета Палаты представителей, постановлений Палаты представителей в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, осуществляется в последовательности, указанной в настоящем Регламенте.
Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 N 359 (ред. от 29.11.2013) "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности" (вместе с "Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов") |
Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 17.02.2016 |
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 14 августа 2003 г. N 1/4856
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
11 августа 2003 г. N 359
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 25.04.2005 N 189,
от 13.12.2007 N 630, от 28.01.2010 N 53, от 24.02.2012 N 106,
от 29.11.2013 N 529)
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки проектов нормативных правовых актов.
2. Национальному центру законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и Министерству юстиции постоянно обеспечивать повышение квалификации по вопросам нормотворческой деятельности работников юридических служб государственных органов (организаций).
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 13.12.2007 N 630)
3. Национальному центру законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь по согласованию с Министерством юстиции и Национальным центром правовой информации Республики Беларусь в шестимесячный срок разработать автоматизированную систему подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь и обеспечить ее внедрение в государственных органах (организациях).
4. Внести в пункт 7 Положения о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. N 369 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 1, 1/1), следующие изменения и дополнение:
часть вторую изложить в следующей редакции:
"При подготовке такого заключения основными критериями оценки правового акта являются:
соответствие Конституции Республики Беларусь, актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и актам большей юридической силы по отношению к правовому акту;
соответствие международным договорам Республики Беларусь;
соответствие требованиям унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;
совместимость с законодательством Республики Беларусь;
соблюдение требований нормотворческой техники.";
после части второй дополнить пункт частью следующего содержания:
"При подготовке заключения по правовому акту также оцениваются:
обоснованность выбора формы данного акта;
полнота, необходимость и приоритетность правового регулирования соответствующих общественных отношений.";
часть третью считать частью четвертой;
в абзаце втором части четвертой слова "части второй" заменить словами "частях второй и третьей".
5. Признать утратившими силу:
Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 1998 г. N 447 "О некоторых вопросах подготовки проектов нормативных правовых актов, государственных программ и концепций" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., N 26, ст. 671);
Указ Президента Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. N 399 "Об утверждении Положения о порядке формирования и реализации ежегодного плана подготовки законопроектов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 69, 1/1448);
пункт 7 Указа Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2001 г. N 506 "О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 89, 1/3020).
6. Совету Министров Республики Беларусь:
до 1 января 2004 г. подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 7, 2/136);
до 1 октября 2003 г. обеспечить приведение иных актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять другие меры, направленные на его реализацию.
7. Настоящий Указ вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь | А.Лукашенко |
УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
11.08.2003 N 359
ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
(в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 25.04.2005 N 189,
от 13.12.2007 N 630, от 28.01.2010 N 53, от 24.02.2012 N 106,
от 29.11.2013 N 529)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящими Правилами определяются особенности порядка подготовки проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, иных нормотворческих органов (должностных лиц) (если не определено иное, далее - акты), технико-юридические требования к их оформлению, а также иные вопросы, не урегулированные Законом Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь".
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 N 106)
Настоящие Правила не распространяются на решения референдумов, акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора, международные договоры Республики Беларусь, регламенты коллегиальных органов, технические и локальные нормативные правовые акты.
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 N 529)
2. Подготовка проектов актов осуществляется на основе:
концепций совершенствования законодательства Республики Беларусь, государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь, ежегодных планов подготовки законопроектов, утверждаемых (одобряемых) Президентом Республики Беларусь;
ежегодных планов подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь, утверждаемых нормотворческими органами (должностными лицами).
3. Подготовка проектов актов осуществляется нормотворческими органами, иными субъектами нормотворческой инициативы, а также Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее - Центр) в порядке, установленном законодательством.
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 13.12.2007 N 630)
4. Проект акта может быть подготовлен совместно несколькими государственными органами (организациями). В случае подготовки такого проекта акта по поручению соответствующего государственного органа (должностного лица) ответственным за его окончательную подготовку является государственный орган (организация), который или руководитель которого указан первым в данном поручении.
Если государственному органу (организации) поручено подготовить проект акта совместно с другими государственными органами (организациями) без указания их наименований, он самостоятельно определяет круг заинтересованных государственных органов (организаций), исходя из их компетенции и предмета правового регулирования проекта акта, согласовывает с ними степень участия в подготовке проекта акта.
5. Не допускается принятие (издание) актов государственными органами (организациями) и должностными лицами, не имеющими полномочий на принятие (издание) актов в соответствии с Законом Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", если иное не установлено законодательными актами.
6. Государственный орган (организация), ответственный за подготовку проекта акта, для его разработки может в установленном порядке, в том числе путем создания временной комиссии (рабочей группы), привлекать специалистов заинтересованных государственных органов (организаций), научных учреждений, а при отсутствии специалистов, обладающих необходимыми профессиональными навыками в области регулируемых отношений, - также специалистов иных организаций, в первую очередь государственных.
Государственные органы и иные организации в течение 15 дней со дня обращения государственного органа (организации), ответственного за подготовку проекта акта, представляют информацию о кандидатурах своих представителей для включения в состав временной комиссии (рабочей группы), а также необходимые материалы для подготовки проекта акта. Руководитель государственного органа (организации), ответственного за подготовку проекта акта, на основании поступившей информации издает правовой акт о создании временной комиссии (рабочей группы), в котором указываются:
фамилия, имя, отчество и должность каждого члена временной комиссии (рабочей группы);
руководитель и секретарь временной комиссии (рабочей группы);
срок подготовки проекта акта временной комиссией (рабочей группой), устанавливаемый в пределах срока подготовки проекта акта государственным органом (организацией), ответственным за его подготовку.
7. Члены временной комиссии (рабочей группы) обязаны:
присутствовать на заседаниях временной комиссии (рабочей группы) после уведомления руководства соответствующих государственных органов и иных организаций государственным органом (организацией), которым создана временная комиссия (рабочая группа);
согласовывать свою позицию по концептуальным и спорным положениям проекта акта с руководством государственных органов и иных организаций, представителями которых они являются;
выполнять в пределах компетенции государственных органов и иных организаций, представителями которых они являются, поручения руководителя временной комиссии (рабочей группы), относящиеся к подготовке проекта акта.
На период работы по подготовке проекта акта за членом временной комиссии (рабочей группы) сохраняются место работы (должность) и заработная плата.
8. Заседания временной комиссии (рабочей группы) проводятся по мере необходимости, но не более чем два раза в месяц, если иное не предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и иных органов, непосредственно подчиненных Президенту Республики Беларусь.
Во время заседания временной комиссии (рабочей группы) ведется протокол, в который включаются информация об участниках заседания, перечень рассмотренных вопросов и решение временной комиссии (рабочей группы) по вопросам подготовки проекта акта. Протокол подписывается всеми присутствующими членами временной комиссии (рабочей группы).
Проект акта, подготовленный временной комиссией (рабочей группой), визируется всеми членами временной комиссии (рабочей группы).
Член временной комиссии (рабочей группы), не согласный с редакцией проекта акта (его структурных элементов), подписывает протокол заседания временной комиссии (рабочей группы), визирует проект акта с отметкой о наличии особого мнения. Особое мнение члена временной комиссии (рабочей группы) должно быть согласовано с руководством соответствующего государственного органа или иной организации и представлено в письменной форме руководителю временной комиссии (рабочей группы) в течение 3 дней со дня проведения заседания временной комиссии (рабочей группы).
9. Руководители государственных органов (организаций), ответственных за подготовку проектов актов, обеспечивают своевременную и качественную их подготовку и несут за это персональную ответственность.
В работе над проектами актов принимают участие юридические службы государственных органов (организаций).
10. Финансирование подготовки проектов актов осуществляется в пределах средств, предусмотренных на содержание государственных органов (организаций), ответственных за подготовку проектов актов.
Дополнительные бюджетные средства на подготовку проектов актов выделяются только по решению Президента Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ЗАКОНОПРОЕКТОВ
11. В первоочередном порядке осуществляется подготовка законопроектов, включенных в ежегодный план подготовки законопроектов, утверждаемый Президентом Республики Беларусь (далее - план).
Законопроекты, не предусмотренные планом, вносятся в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, как правило, после включения их в план.
12. Проект плана разрабатывается Центром на основе:
концепций совершенствования законодательства Республики Беларусь, государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь;
предложений субъектов права законодательной инициативы, а также Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Конституционного Суда, Верховного Суда, Администрации Президента Республики Беларусь, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь направляют в Центр предложения о подготовке законопроектов, как правило, после их рассмотрения в Совете Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 N 529)
При разработке проекта плана также рассматриваются предложения, поступившие от научных учреждений, общественных объединений и граждан.
13. Государственные органы (организации) и должностные лица, указанные в абзаце третьем части первой пункта 12 настоящих Правил, а также научные учреждения, общественные объединения и граждане направляют в Центр предложения о подготовке законопроектов на следующий календарный год, как правило, не позднее 1 сентября.
Предложения о подготовке законопроектов, поступившие позднее 1 декабря, к рассмотрению не принимаются, если иное не предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь.
14. Предложение о подготовке законопроекта должно содержать сведения, предусмотренные абзацами вторым - шестым пункта 18 настоящих Правил.
К предложению о подготовке законопроекта прилагается краткая концепция законопроекта, подготовленная на основе информации, предусмотренной абзацами вторым, третьим, седьмым и восьмым пункта 26 настоящих Правил.
15. Центр анализирует поступившие предложения о подготовке законопроектов на основе следующих критериев:
степени полноты и необходимости правового регулирования соответствующих общественных отношений;
обоснованности правового регулирования соответствующих общественных отношений на уровне закона;
необходимости принятия данного закона в первоочередном порядке.
16. Центр вправе запрашивать у государственных органов (организаций) и должностных лиц, указанных в абзаце третьем части первой пункта 12 настоящих Правил, а также научных организаций, общественных объединений и граждан, направивших предложения о подготовке законопроектов, дополнительную информацию об этих законопроектах, которая направляется в Центр в недельный срок со дня получения запроса, если иной срок не предусмотрен в запросе.
17. Поступившие, а также подготовленные специалистами Центра предложения о подготовке законопроектов обобщаются и группируются в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. N 1 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 2-3, 1/2; 2002 г., N 91, 1/3938), после чего предлагаемые к подготовке законопроекты включаются в проект плана.
18. Проект плана должен содержать графы, в которых указываются:
название законопроекта;
наименование государственных органов (организаций), ответственных за подготовку законопроекта;
срок подготовки законопроекта;
срок внесения законопроекта субъектом права законодательной инициативы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
наименование субъекта права законодательной инициативы, вносящего законопроект.
19. Проект плана ежегодно не позднее 1 октября направляется Центром на согласование в Совет Министров Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также в государственные органы (организации), являющиеся в соответствии с проектом плана ответственными за подготовку законопроектов, иные заинтересованные государственные органы (организации). Согласование проекта плана производится в установленном порядке в десятидневный срок со дня его получения.
Центр дорабатывает проект плана с учетом поступивших в ходе согласования замечаний и предложений и направляет его для повторного согласования государственным органам (организациям), указанным в части первой настоящего пункта. К проекту плана прилагается обоснование неучтенных замечаний и предложений. Названные органы (организации) согласовывают проект плана в десятидневный срок со дня его получения.
Несогласованные позиции по проекту плана обсуждаются на проводимом Центром совещании представителей Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. В случае необходимости на совещание могут приглашаться представители иных государственных органов (организаций), являющихся в соответствии с проектом плана ответственными за подготовку законопроектов.
Проект плана после его доработки, а при отсутствии замечаний и предложений - после его согласования в недельный срок визируется Премьер-министром Республики Беларусь, председателями Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а в их отсутствие - лицами, исполняющими их обязанности. В случае возникновения разногласий между визирующими государственными органами и Центром проект плана визируется ими с изложением сути замечаний и предложений и вносится в установленном порядке в Администрацию Президента Республики Беларусь с приложением соответствующих замечаний и предложений.
Необходимые меры по устранению разногласий по проекту плана принимаются Администрацией Президента Республики Беларусь.
20. Проект плана ежегодно не позднее 15 декабря представляется в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь.
21. В случае необходимости в план в порядке, установленном законодательством для актов, издаваемых Президентом Республики Беларусь, могут вноситься изменения и (или) дополнения, касающиеся:
продления сроков подготовки законопроектов и внесения их в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
перечня государственных органов (организаций), ответственных за подготовку законопроектов;
наименования субъектов права законодательной инициативы, вносящих законопроекты;
включения в план или исключения из него законопроектов.
Предложения о продлении срока подготовки (внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь) законопроектов направляются в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь не позднее чем за 10 дней до истечения этого срока, об исключении законопроектов из плана - не позднее чем за 10 дней до истечения срока их внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
В план не вносятся изменения и (или) дополнения, связанные с изменением названий законопроектов.
22. Подготовка законопроектов осуществляется уполномоченными в соответствии с планом государственными органами (организациями).
Контроль за реализацией плана осуществляется Центром. Государственный орган (организация), ответственный за подготовку законопроекта, ежемесячно не позднее пятого числа информирует Центр о состоянии работы над законопроектом в течение шести месяцев до окончания предусмотренного планом срока внесения его в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, если Президентом Республики Беларусь не установлено иное.
Секретариат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь ежемесячно не позднее пятого числа информирует Центр о законопроектах, внесенных в установленном порядке субъектами права законодательной инициативы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Центр на основе обобщения и анализа информации, полученной от государственных органов (организаций), ежемесячно не позднее десятого числа представляет в Администрацию Президента Республики Беларусь отчет о ходе выполнения плана.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ АКТА
23. Перед началом работы над проектом акта, как правило, составляется план работы по его подготовке, в котором предусматривается выполнение следующих мероприятий:
определение лиц, ответственных за подготовку проекта акта, а при необходимости - состава временной комиссии (рабочей группы) по подготовке проекта акта;
сбор и изучение материалов, необходимых для подготовки проекта акта;
определение концепции, вида и структуры проекта акта, разработка предложений по существу вопросов, относящихся к предмету правового регулирования проекта акта;
составление текста проекта акта;
подготовка предложений по изменению и (или) дополнению, признанию утратившими силу актов (их структурных элементов) в связи с принятием (изданием) акта;
направление проекта акта на согласование заинтересованным государственным органам (организациям), проведение его экспертизы;
доработка проекта акта с учетом замечаний и предложений заинтересованных государственных органов (организаций);
визирование проекта акта;
принятие (издание) акта, либо внесение проекта акта в нормотворческий орган (должностному лицу) для принятия (издания) акта в установленном порядке, либо внесение проекта акта в нормотворческий орган (должностному лицу) для направления проекта акта в установленном порядке нормотворческому органу (должностному лицу) для принятия (издания) акта.
24. Для подготовки проекта акта следует:
уяснить степень полноты, необходимости и приоритетности правового регулирования соответствующих общественных отношений, цель принятия (издания) акта;
определить вид акта, принятием (изданием) которого могут быть урегулированы данные общественные отношения;
определить предметную, пространственную, временную и субъектную (по кругу лиц) сферы действия проекта акта;
изучить относящиеся к предмету правового регулирования проекта акта законодательство, в том числе международные договоры Республики Беларусь, а также законодательство иностранных государств, практику их применения, предложения государственных органов и иных организаций, научные исследования, публикации в печати;
провести анализ совместимости проекта акта с законодательством Республики Беларусь;
установить, в какой мере проект акта направлен на реализацию норм международных договоров Республики Беларусь;
определить возможные последствия принятия (издания) акта (правовые, политические, финансово-экономические, социальные, криминологические, экологические, демографические и др.);
определить размеры необходимых для реализации проекта акта финансово-экономических затрат, источники их покрытия и оценить целесообразность данных затрат с учетом ожидаемых результатов;
установить, в какой мере проект акта затрагивает интересы других государственных органов и иных организаций.
25. При изучении законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь, относящегося к предмету правового регулирования проекта акта, необходимо:
проверить контрольное состояние текстов актов с учетом внесенных в них изменений и (или) дополнений;
определить акты (их структурные элементы), подлежащие изменению и (или) дополнению, признанию утратившими силу в связи с принятием (изданием) акта;
установить противоречия, пробелы и другие недостатки в изучаемых актах.
При этом необходимо проанализировать акты, на которые имеются ссылки в изучаемых актах, установить, какие из них являются действующими, а также изучить акты, регулирующие близкие по содержанию вопросы.