Чечня и дагестан в период завоевания их русским царизмом 4 страница
В следующем рапорте Ермолову от 6 июля 1822 г. полк. Греков" сообщал о своей кровавой расправе с чеченцами дер. Староюртовской: «Глубина воды в Сунже затрудняла сильно чеченцам переправу; те, кои заняли курганы и балки, чтобы удерживать меня, мгновенно были сбиты и бросились к переправе, тогда скот и люди и арбы перемешались. Крик женщин и детей сделался повсеместным и смятение общее. Вся лощина наполнилась народом, скотом и арбами. С пригорка начали действовать картечью, ядрами,
1 Из рапорта полк. Грекова Сталю от 24 февраля 1822 г. («Материалы по истории Дагестана и Чечни 1-й пол. XIX в.», вып. 1).
2 Там же.
оружейным огнем, все стало бросаться в воду: женщины, мужчины, скот и верховые. Одни тонули, другие добирались до другого берега, скот бегал по лесу, крик, смятение превосходили вероятие, между тем град картечей и ядер направлены были на переправу. Урон должен быть у неприятеля чрезвычайно велик, ибо густота народа, смятение и ужасный со стороны нашей огонь производили жестокое поражение. Множество тел видели между арб и в окружности переправы». При этом было захвачено, по словам полк. Грекова, 1500 голов рогатого скота и 5 тыс. баранов. Всего из Староюрта бежало от царизма 131 семейство, т. е. 40% населения. «Староюртовская деревня по близости своей к Сунже и многочисленности жителей всегда имела тайные связи с непокорными чеченцами».1 Это был один из пунктов, долго сопротивлявшихся царизму. «Обращаясь 5 лет поминутно с чеченцами, нельзя мне уже не знать их со всею подробностью; все способы применял я к сему народу и удостоверился, что искренности, покойной жизни, а особенно преданности к нам от сего народа долго мы еще не будем видеть и только повелевать им можно страхом.2
Насколько энергично было сопротивление чеченцев русскому царизму, видно хотя бы из того факта, что летом 1822 г. качка-лыковские партизанские партии «собирались по меньшей мере до 70 раз». Значительное число этих стихийных выступлений горцев против русского царизма за свою независимость было окрашено в религиозный цвет.
«Чеченцы другой народ, — писал Греков Ермолову, — за одного человека вся деревня погибнет и не выдаст его». Так сильна была сплоченность чеченцев в борьбе за свою независимость, так упорно боролся чеченский народ против русского царизма, выдвигая из своей среды лучших сынов.
Одной из ярких фигур в тогдашнем движении чеченского народа, как мы видели, была личность Бей-Булата. Недаром за ним так пристально охотились и русское командование и преданный царской России шамхал Тарковский. В рапорте от 18 марта 1829 г. на имя Паскевича генерал Эмануэль писал о желании шамхала «содействовать к преклонению в покорность Бей-Булата». Эмануэль указывал на сильное влияние Бей-Булата среди чеченского народа и поэтому считал необходимым склонить его к покорности. «Если Бей-Булат действительно желает покориться, то отнюдь не отвергать его о сем просьбы, принять от него присягу на верноподданство и взять в аманаты из ближайших его родственников, обнадежив его не только в забвении прошедшего, но и в благосклонности к нему начальства, если только он чистосердечным раскаянием, покорностью и усердием загладит прежние свои поступки». 3
1 Из рапорта Грекова Ермолову от 17 июля 1822 г.
2 Там же.
3 Из предписания Паскевича Эмануэлю от 18 марта 1829 г., «Акты Кавк.археогр. комиссии», т. 7, стр. 911.
После длительных переговоров с русским командованием при посредничестве шамхала Тарковского и при условии получения «прощения за произведенные им до сего времени набеги и грабительства», Бей-Булат перешел в подданство России. Это был один из изощренных ходов царизма, направленных на обезвреживание горского партизанского движения.
Царизм не сразу покончил с Бей-Булатом, боясь вспышки народного восстания; он был убит через три года подосланными агентами царизма, якобы на почве кровной мести.1
После временного поражения движения при Бей-Булате чеченский народ еще не раз восставал против завоевательной политики царизма, которая с 30-х годов «закреплялась» введением приставов в местных селениях, реквизицией оружия у горского населения и увеличением податей. В своей докладной записке 2 ген-майор Пулло сравнительно подробно описывает эту систему постепенного порабощения Чечни. Будучи командующим и управляющим в Чечне с 1834 по 1840 г., он от каждых 10 семейств брал по 1 аманату и с каждых 10 домов по 1 ружью (всего было собрано 1900 ружей). Вблизи аулов или на месте их сооружались русские военные укрепления. Плодородные долины занимались линией передовых укреплений. Для осуществления этих мер, которые являлись не чем иным, как продолжением ермоловской завоевательной политики, в распоряжении Пулло было, кроме 4 батальонов Куринского полка, свыше 500 линейных казаков. «На все весьма значительные издержки по управлению горцами, на жалованье приставам, на содержание вооруженной стражи для них, на содержание аманатов употреблялось ежегодно до 20 тыс. руб. асе, а... на содержание приставской стражи потреблено до 20 тыс. руб. сер. в год». 3
Результатом этого натиска царизма на чеченское население в течение 30-х и 40-х годов были возникающие одно за другим восстания и вооруженные выступления. Об этом частично сообщает и Пулло: «Подобные мятежи, и еще в большем объеме, происходили в Чечне в 1825, 1830, 1831, 1834 и 1836 годах». 4
Чечня и Дагестан не переставали бурлить восстаниями почти в течение всей первой половины XIX в., т. е. во время завоевания этих районов русским царизмом. Это повстанческое движение местного населения было ответом на тот гнет, который органически и неразрывно был связан с социальной природой русского царизма.
В 1831 г. вспыхнуло крупное восстание во владениях шамхала Тарковского против бесчинства русских властей и жестокой эксплуатации со стороны местных феодалов.
1 См. «Акты Кавк. археогр. комиссии», т. 7, стр. 89, 912,913,914—915,918.
2 Докладная записка нач. лев. фланга Кавк. линии А. П. Пулло. 1841 г. ЦВИА, ВУА, № 6438.
3 Докладная записка нач. лев. фланга Кавк. линии А. П. Пулло. 1841 г.ЦВИА, ВУА, № 6438, л. 15.
4 Там же, л. 18.
Аналогичное восстание произошло в Табасарани в 1837 г. На той же почве возникали восстания и в смежных, сопредельных районах Дагестана и Чечни. Так, в 1830 г. в Закатальском округе восстали лезгины. Главной причиной этого выступления следует считать полный произвол (или, как это скромно определяется в одной записке, 1 «недостаточная умеренность») при взыскивании местными феодалами податей с зависимого населения.
Все эти многочисленные, разрозненные, неорганизованные, замкнутые стихийные восстания, не освещенные ясными политическими лозунгами, на крайне пестрой в социальном отношении территории Дагестана и Чечни, были направлены против систематической агрессивной политики русского царизма и против произвола местных феодалов. Громкое эхо этих повсеместных восстаний горского населения против царизма отдавалось далеко за пределами Кавказа.
Повстанческое (в значительной части широкое партизанское) движение горцев было одной из характерных черт истории Дагестана, Чечни и Ингушетии первой половины XIX в. — в период завоевания их русским царизмом.
«Если бы все эти кавказские племена объединились под владычеством единого военного вождя, они могли бы представить серьезную опасность даже для соседних казачьих областей». 2
Из общего повстанческого движения многочисленных враждебных русскому царизму кавказских племен в конце 20-х годов XIX в. на территории Дагестана, Чечни и Ингушетии выделилось мюридистское движение. Этому движению суждено было сыграть большую роль в борьбе горцев за отстаивание своей независимости. Широкое мюридистское движение все время (с 20-х по 50-е годы XIX в.) питалось, укреплялось и усиливалось повстанческим движением горцев, которое почти не прекращалось в течение всего периода завоевания территории Дагестана и Чечни русским царизмом; оно черпало из него силы и получало новые резервы, превращаясь в серьезную опасность для господства царской России на Кавказе вообще.
В ряде районов мюридизму удалось до некоторой степени «сковать по-военному» разобщенное, неорганизованное движение горцев Дагестана и Чечни и создать государственную организацию. Эта государственная организация противопоставила себя «гигантской империи» — России. Горцы, сорганизованные в мюридистские отряды Шамилем, почти три десятка лет наносили крупные поражения регулярной армии царизма, игравшего тогда роль жандарма Европы и палача Азии. И в этом смысле борьба горцев против царизма далеко выходила за местные рамки и имела международное значение.
1 См. «Красный архив», № 6, «Земельные отношения в дореволюционном Дагестане». 1936.
2Маркс и Энгельс. Соч., т. IX, стр. 533.
Движение мюридов составило эпоху в истории Кавказа, целую длительную полосу упорной борьбы горцев за независимость.
Эта эпопея в истории борьбы горцев за независимость прошла три стадии развития: возникнув в 20-х годах, она достигла высшего подъема в 40-х и кончилась в 1859 г. на Гунибе пленением Шамиля, военного «вождя мюридов» (Энгельс).
II
Главная причина так называемой «священной войны» в Дагестане и Чечне в первой половине XIX в. заключалась прежде всего в экономическом разорении и политическом унижении горского населения царизмом. «Священная война» (газават, джихад) была ответом горцев Дагестана и Чечни на зверскую завоевательную политику царизма. Тот факт, что борьба горцев за независимость проходила под знаменем мюридизма, объясняется вековыми традициями ислама, которые глубоко вошли в общественную жизнь многочисленных племен Кавказа еще со времен арабского завоевания, т. е. с 22 годагиджры (644 г. н. э.). Очень оригинальное соображение по этому вопросу высказали великие русские демократы 60-х годов Чернышевский и Добролюбов в статье «О значении наших последних подвигов на Кавказе»: «Обыкновенно приписывают этому явлению (т. е. мюридизму. — С. Б.) те волнения, которые начались потом в покорном нам Дагестане; но едва ли это вполне справедливо. Религия сама по себе может, конечно, сильно увлекать новообращенных; но мюридизм ведь вовсе не был новой религией. Это было то же учение ислама, давно знакомое горцам, но никогда до тех пор не исполнявшееся ими. Известно, что для всех мусульман строго обязательна только та часть корана, которая называется шариат и содержит в себе гражданские постановления. Другая часть — тарикат, заключающая высшие нравственные предписания, доступна не каждому, и ее последователи представляли всегда нечто вроде монашествующих орденов в мусульманстве. Это-то и были мюриды, т. е. последователи истины. Строгое учение мюридизма никогда не находило себе значительного круга приверженцев. Мюриды пользовались большим уважением мусульман в Персии, Бухаре, но никогда не воспламеняли массы народа и не приобретали политического значения. Тем менее можно было опасаться их влияния на Кавказе среди разрозненных племен, да притом еще плохих мусульман.
В 1824 г. казалось, что уже ничто не могло вырвать Дагестан из наших рук, и однако же в это самое время власть наша там немедленно по водворении начинала уже колебаться. Объяснение этому нужно искать, конечно, не в успехах мюридизма; напротив — скорее самые успехи его нужно объяснять враждебностью горцев к русскому владычеству».1
1 «Современник», 1859, № 78, стр. 22—26.
В первой половине XIX в. за религиозной оболочкой газавата, как мы видим, скрывается политический протест горцев, направленный против колониального гнета русского царизма. Это связано было с особенностями той эпохи. В настоящее время газават используется агентурой империалистических, фашистских государств и остатками прежних эксплуататорских классов и групп для разжигания борьбы между народами против ленинско-сталинской национальной политики, против пролетарского интернационализма.
«Враждебность горцев к царскому владычеству» в период завоевания коренилась в политике экономического ограбления и морального унижения, проводимой царизмом по отношению к ним; и то, что борьба горцев Дагестана и Чечни за независимость проходила под флагом мюридизма, объясняется не их религиозным фанатизмом, как утверждали царские лазутчики и обозреватели, а историческими особенностями Дагестана и Чечни, своеобразно сложившимися там социально-экономическими и классовыми отношениями в первой половине XIX в., когда основные мусульманские нормы приобрели политическое значение. В силу отсталости экономической и политической жизни Дагестана и Чечни «политический протест» горцев и затем вся их последующая борьба за независимость против русского царизма выступали под религиозной мюридистской оболочкой.
Между отдельными родственными племенами создавались союзы, которые вызывались к жизни главным образом задачами вооруженного сопротивления русскому царизму и распадались по миновании в них надобности.
Нечто аналогичное происходило на основе мюридистского движения, возглавляемого вначале Гази-Мухаммедом, а затем Шамилем (т. е. с конца 20 годов XIX в. до 1859 г.).
Это движение, связанное с борьбой горцев Дагестана и Чечни за независимость, исторически сложилось в исключительно своеобразных условиях.
Во-первых, Дагестан, Чечня и Ингушетия долгое время стояли в стороне от мирового хозяйства и мировой истории.
Во-вторых, наличие ярко выраженных местных особенностей и остатков патриархальной замкнутости и разобщенности крайне затрудняло и усложняло налаживание широких экономических связей и взаимоотношений между разрозненными племенами Дагестана, Чечни и Ингушетии.
В-третьих, существовавшие экономические и политические связи между отдельными частями Дагестана, Чечни и Ингушетии сложились в далеком историческом прошлом и ни в какой мере не отвечали новым хозяйственным и политическим задачам, которые выдвинулись в первой половине XIX в.
В-четвертых, ряд политических центров Чечни и Дагестана (Хунзах, Дербент, Цудахар и др.) в той или иной мере исторически складывались под влиянием исламизма еще со времен арабского завоевания. Но позже, в XIX в., решающее влияние на общественную жизнь Дагестана и Чечни оказывал русский капитализм, который «втягивал... Кавказ в мировое товарное обращение, нивелировал его местные особенности — остаток старинной патриархальной замкнутости, — создавал себе рынок для своих фабрик». 1
В-пятых, как показывает нам история Восточного Кавказа, большинство социальных движений там проходило под религиозным покровом. Массовое движение мюридов в Дагестане и Чечне в первой половине XIX в., как и ряд предшествующих ему, более или менее сходных с ним движений, имело религиозную окраску.
Если содержание мюридистского движения определялось фактами полного экономического разорения горцев русским царизмом и борьбой их за независимость, то форма этого движения была тесно связана с традициями мюридизма.
Местные историографы указывают на несомненную связь истоков мюридизма с традициями ислама еще в пору арабского халифата.
«Историки пишут, что в 851 г. гиджры, соответствующем 1447 г. христианской эры, некийученый благочестивец по имени Шейх-Джунейд, который теперь похоронен в сел. Хазри, выступил из города Ардебиля с некоторым числом своих мюридов и учеников, перешел через Ширван и направился сюда. Собственно Шейх-Джунейд объявил, что он отправится в страну черкесов воевать за веру, но тогдашний ширваншах Султан-Халил, боясь, что если Шейх-Джунейд в Дагестане приобретет силу и власть, то и Шир-ванская область также перейдет к нему, послал в Дагестан своих людей и подготовил табасаранцев и других, чтобы они вступили в войну с Шейх-Джунейдом и не дали дороги туда». 2
Поразительно сложная религиозная догматика газавата и тогда, в эпоху борбы горцев за независимость, принижала это движение, ограничивала его, затемняла политический характер борьбы горцев.
Первые проповедники мюридизма были люди разносторонне мусульмански образованные, сведущие в вопросах истории и содержания мюридизма. Их мировоззрение определялось и исторической обстановкой того времени и исторически сложившимися связями с Бухарой и Закавказьем. В ряде записок и обозрений по истории мюридизма прямо указывается, что Бухара и Ширван являются колыбелью мюридизма. 3
При изучении истории возникновения и развития мюридизма в Дагестане и Чечне явственно выступает его связь с традициями ислама и с борьбой горцев за независимость. Для выяснения дан-
1 В. И. Ленин. Соч., т. III, стр. 487.
2 «Асари-Дагестан», стр. 41.
3 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА, ВУА, № 6512
ного вопроса нами были использованы почти все записки о мюридизме, хранящиеся в главных архивах Москвы, а также труды местной дагестанской историографии 1 и местные источники. 2
В Дагестане и Чечне были десятки проповедников мюридизма, которые путешествовали по Бухаре иШирвану. Они переходили из аула в аул, проповедуя основные положения корана, которые только в борьбе горцев за независимость против русского царизма приобрели политическую значимость благодаря удобной формуле деления людей на правоверных и неверных. «Коран и основанное на нем мусульманское законодательство сводят географию и этнографию народов всего мира к простой и удобной формуле деления на две половины: правоверных и неверных. Неверный — это «гяур», это — враг. Ислам проклинает нацию неверных и создает состояние непрерывной вражды между мусульманами и неверными».3
Священная война — «газават» в Дагестане и Чечне в первой половине XIX в. была только частью общего повстанческого движения горцев против царизма. Оформление мюридистского движения совпало как раз с периодом систематического продвижения русского царизма в Дагестане, когда общее повстанческое движение горцев, будучи разрозненным, выковывалось мюридами под флагом мюридизма и газавата в то широкое движение, каким оно стало впоследствии.
Заслуживает особого внимания характеристика мюридизма, данная Р. А. Фадеевым. 4 Он считает, что мюридизм потому так развился и принял характер массового движения, что он «служил выражением главной страсти и главной черты исламизма — ненависти к неверным в стране, занятой неверными».
Осуществление нового, «реформированного» мюридизма при Гази-Мухаммеде и Шамиле было связано с проведением своеобразного равенства среди мусульманского населения. Владетели, дворяне (где они были), наследственные старшины, люди уважаемых родов или просто уважаемые лично — до появления мюридизма были вырезаны один за другим, и в горах действительно установилось на время совершенное равенство, потому что не осталось никого, кроме черных людей. Безусловное повиновение старшему духовному, как в монастыре, сделалось первым долгом. Во всех горах за всеми домами и бытом людей, подчиненных мюридам, был установлен строгий контроль. Подчинив себе человеческую жизнь во всей ее целости, обратив или стремясь обратить своих
1 1) Книга «Асари-Дагестан» — исторические сведения о Дагестане, составил Мираа Гасан-эфенди, сын Хаджи-Абдулла-эфенди Алкадари-Дагестани. 2) Али Г а с а н о в. Краткая история Дагестанской АССР.
2 1) «Три имама» — мемуары мюрида Шамиля — Магомет-Тагира из Караха. 2) «Сказание очевидца о Шамиле» — Хаджи-Али. 3) Воспоминания Абдурахмана Ибн-Устаз-шейх тариката Джамалудин-аль-Гусейни.
3 Маркс и Энгельс. Соч., т. X, стр. 6.
4 Соч., т. I, ч. 1, стр. 21—25.
последователей в слепые орудия того, что он называл волею божиею, мюридизм кроме того окружил себя людьми, оторванными от общества, предавшимися мюридизму с закрытыми глазами, принесшими клятву биться до последнего издыхания и резать всякого, на кого им укажут. Эти люди стали посвященными братьями духовного ордена, пастухами человеческого стада, покоренного мюридизмом, им одним принадлежали власть и почет. Во главе мюридистского движения стоял имам, «посредник между богом и верующими», соединявший в себе власть духовного, военного и административного вождя (Фадеев).
Первым проповедником реформированного мюридизма в Дагестане в тот период был мулла Магомет, родом из сел. Яраг, из группы сподвижников которого вышли все почти крупнейшие предводители горцев в борьбе за независимость. Я имею в виду Гази-Мухаммеда, Шамиля и др. Все они вышли из этой «школы», из этой группы. Мулла Магомет впервые придал мюридизму политическое значение.
Ужасные последствия зверской политики Ермолова на Восточном Кавказе «стали теми бороздами, в которые муршиды Дагестана посеяли семя новой религии. Назначение этого учения, суфизма, видоизмененного сообразно требованиям момента, было примирить всякие раздоры и раскол, побороть страшное чудовище — кровавую месть и связать все народы Дагестана в общем стремлении». 1 На свирепость и жестокость Ермолова горцы ответили массовым выступлением под флагом мюридизма. Мулла Магомет из Ярага и Хади-Измаил из Курдомира (Ширван), опираясь на коран, начали в 20 гг. проводить реформу ислама, с тем чтобы создать «крепкие узы» объединения разноплеменного, враждующего между собой населения Дагестана, с тем чтобы поднять горское население против ужасов колониальной политики русского царизма. Ермолов, этот свирепый и жестокий генерал, всячески использовал вражду, имевшую место среди многочисленных племен Дагестана и Чечни. Ермолов бросил факел раздора между враждебными племенами и помогал более слабым против более сильных, вызывая у первых благодарность и используя их для подчинения последних. «Никогда еще победитель не хозяйничал более грозно в стране побежденных, ив тоже время никогда еще имя победителя не осталось в такой страшной памяти у врагов, как имя Ермолова у горцев». 2 Ермолов сумел использовать внутренние раздоры между отдельными племенами. «Он перессорил племена между собой; одних привлек к себе узами благодарности, других связал страхом и вообще придерживался политики, выражающейся словами: „разделяй и властвуй". Горцам Ермолов внушал такой ужас, что на Кавказе ему дали прозвище чорта». 3
1 Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus... Кар. XI.
2 Там же.
3 Там же.
Мулла Магомет со своими учениками искал средств, чтобы вызвать в среде горцев массовый отпор царизму. Все эти проповедники переходили из аула в аул, распространяя среди населения не только стихи корана, но и слухи о жесток остях и издевательствах русских генералов над населением. «Все это было рассчитано на раздувание в яркое пламя тлеющей в народе ненависти против русского царизма». г
В многочисленных речах муллы Магомета указывалось на то, что «мусульманская религия глубоко потрясена во всех направлениях и идет по неправильному и опасному пути. Мусульмане забыли хорошие, добрые нравы, и их место заняли ложь, воровство,, обман, обжорство и пьянство». 2
Сущность этих проповедей виднейшего представителя мюридизма заслонялась крайне сложной паутиной «суфизма» — учения, по которому человек, стремящийся к совершенству, истине, божеству, только тогда сливается с последним, когда он лишается чувственных ощущений внешнего мира.
Эта религиозная фантастика имела четыре ответвления: шариат, тарикат, хакикат, маарикат. 3
Шариат — внешний закон, и исполнение его в отношении всех его предписаний относительно молитвы (сагаат), раздачи милостыни (зекат), поста (саум), паломничества (хаджи), очищений (таарет), а также постановления обо всех правовых отношениях, научная система всех этих постановлений—называются ильмульфик (юриспруденция).4 Шариат является первой ступенью религиозного совершенства, обязательной для всех мусульман. На этой ступени, согласно новому учению мюридизма, стоит «вся масса народа», для которой «требуется высокое руководство» и «строжайшее проведение норм шариата». Этой первой и вместе с тем низшей ступени соответствует состояние «насут» (человечества), с эмблемами: «тело», «земля», «ночь», «корабль» и т. д.
1 Там же.
2 Там же.
3 См. «Суфизм или пантеистическая теософия персов», Берлин 1821; Шмельдерс, Опыт о философских школах арабов; Малькольм, История Персии, II; Г р э х э м, Бомбейские труды, т. I.
4 Шариат — религиозное право мусульманских народов, определяющее религиозные, брачно-семейные, имущественные, правовые и морально-бытовые отношения мусульман. Шариат имел глубокие корни в широких массах населения в Чечне, Ингушетии и среди мусульман Осетии. Как раз во время созыва Учредительного съезда советов Горской республики (апрель 1921 г.) явные и тайные враги советской власти в союзе с мусульманским духовенством развили среди отсталых масс горских народов бешеную агитацию против советской власти, утверждая, что советская власть не может допустить шариат. Единственно правильной политикой советской власти в этот период было, разрешая шариат, вести линию на постепенное перевоспитание горских масс.
В настоящее время шариат как религиозно-правовой кодекс в СССР нигде не применяется. См. Киров, Избранные статьи и речи, стр. 77—84, речь на Учредительном съезде советов Горской ССР 21 апреля 1921 г.
Для «более «глубоких умов», «способных и испытывающих потребность» стать в более близкие отношения с божеством, существует «путь к совершенству», «тропы» — тарикат. Исполнением тариката «глубокий ум», отрешаясь от чувственного внешнего мира, поднимается до «духовного и внутреннего поклонения богу». Второй ступени совершенства соответствует состояние «мелькут» — мир духов с эмблемами: «язык», «дыхание», «звезды», «море». Духовная сила тарикатора, согласно этому новому учению (своеобразной разновидности ислама), все увеличивается путем не-
Рис. 13. ДАГЕСТАН. ЧТЕНИЕ ШАРИАТА В ХИОСРАХ О литографии из альбома Г. Гагарина
прерывного погружения в природу и непосредственного познавания существа вещей, вплоть до экстатического созерцания — хакиката, которому соответствует состояние «джебрут» — всемогущества с эмблемами: «разум», «свет», «месяц» и «раковина).
Эта третья ступень, являясь предпоследним этапом на пути к полному совершенству, в котором человек вступает в непосредственное реальное единение с богом, называется маарикатом, соотвествующим ему состоянием — «лахут» (божество), с эмблемами: «мозг», «глаза», «огонь», «солнце» и «жемчужина».
Такова в самых общих чертах идеалистическая концепция учения, разработанного проповедниками мюридизма и приспособленная ими к тому, чтобы объединить различные племена Дагестана и Чечни против русского царизма.
Под этой религиозной оболочкой скрывался политический протест, борьба горцев за независимость против русского царизма. История борьбы горцев за независимость проходила через противоречия: за реакционной своеобразной исламистской религиозной оболочкой скрывался положительный факт — борьба свободолюбивого горского населения за отстаивание независимости.
Но, как и везде, форма не была безразличной к содержанию. В конечном счете это теософическое учение — мюридизм на практике, в действительности, отлился в своеобразную иерархию, которая впоследствии послужила прототипом государственного устройства при Шамиле.
Ступени со- Состояния Эмблема Доступность
вершенства
Шариат Человечество «Корабль» Всему народу
Тарикат Мир духов «Море» Мюридам
Хакикат Всемогущество «Раковина» Наибам
Маарикат Божество «Жемчужина» Имаму
Этот реакционный дурман сильно принижал политический протест горских народов в их борьбе против царизма. Он заслонял собой цель борьбы горцев за независимость. Религиозная оболочка давила всей тяжестью на внутреннее политическое содержание мюридизма, и не удивительно, что это вскоре использовало духовенство в своих корыстных интересах.
В ходе борьбы с русским царизмом, с ужасным гнетом и насильственными методами колониального завоевания Ермолова, Гази-Мухаммед положил начало своего могущества».1