Изменения в социальной структуре
- получение боярами права выхода из князей, формирование боярских дружин
- выделение из состава рядовичей военных слуг князей (дворяне) и бояр (боярские дети). Дворян и боярских детей следует отличать от младших дружинников – гридней (воев, отроков, детских): дружинники – изначально свободные люди, добровольно поступившие на военную службу к князю и вследствие этого потерявшие самостоятельность, дворяне же и боярские дети – изначально несвободные люди, рядовичи (возможно, даже холопы), для которых военная служба – обязанность, определенная хозяином.
- увеличение числа страдных холопов за счет смердов (закабаление через долги; кабала-долговая расписка). Число страдных холопов (т.е. тех, которые использовались на сельскохозяйственных работах) заметно увеличивается за счет смердов, закабаленных за долги (если раньше человек, не отдавший долг, отрабатывал его в качестве закупа, то теперь должник подписывал грамоту (кабалу), по которой в случае неуплаты долга становился холопом. Интересно, что холоп на Руси мог иметь собственное движимое имущество, мог себе приобрести холопа, мог быть священником.
Дальнейшая социальная дифференциация выразилась в том, что на все население, обязанное платить дани или оброки, распространилось наименование черных людей (черни).
Усиление социальной дифференциации приводило к народному недовольству. Формы крестьянской борьбы с феодалами были многообразны: побеги, порча господского инвентаря, истребление скота, поджоги имений, убийство представителей княжеской администрации, наконец, открытые восстания. Неоднократно восстания вспыхивали и в городах. В этих восстаниях городская беднота и крестьянство нередко действовали заодно.
Вопрос 12. Христианизация русских земель
Г. – Крещение Руси
Причины Крещения Руси:
- необходимость укрепления власти киевского князя;
Политические предпосылки сводились к стремлению князя Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном (980) не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти – «один бог на небе, один князь на земле».
- необходимость укрепления отношений с основным торговым партнером – Византией;
Князь Владимир остановился на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединяли давние и прочные культурные и экономические связи. Кроме того, Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов. Византия была заинтересована в лояльной по отношению к себе власти в Киеве, чтобы обеспечить непрерывность торговли по рекам Русской равнины и помощь в войнах с кочевниками.
- необходимость консолидации восточнославянских племен.
Население Киевской Руси, различное по своему происхождению, поклонялось множеству богов. Принятие религии единобожия должно было консолидировать население.
Особенности христианизации:
- насильственный характер (если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие города, например, Новгород, Муром, Ростов, приходилось крестить «огнем и мечем». Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель);
- постепенность (этот процесс проходил медленно и продолжался более двух веков);
- формирование двоеверия (язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Постепенно языческие элементы вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время).
Структура Русской Церкви
Константинопольский патриарх
![]() | |||
![]() | |||
Киевский митрополит
Епископы
приходы монастыри
Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях – епископствах или епархиях (церковные округа, не совпадавшие с территориями уделов). Епископы в большинстве своем также назначались константинопольским патриархом. В их распоряжении находились городские и сельские священники – т.н. белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство – монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влияние на политическую жизнь страны.
Церковь долгое время существовала за счет «десятины» – десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи князя Владимира в ее пользу. Этот налог было обязано платить все население страны. Со временем у церкви появились собственные земли, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, надеявшихся таким способом искупить свои грехи.
Этапы христианизации:
- конец X – середина XI вв. – учреждение митрополии в Киеве (первый митрополит – Михаил); крещение Юга, Севера и Северо-Востока (было образовано 6 епархий)
- середина XI – середина XII вв. – разделение церквей (1054) (произошло разделение христианской церкви на православную во главе с патриархами и католическую во главе с римским папой); начало строительства монастырей; крещение Северо-Запада и Центра (к концу периода было уже 12 епархий); конфликты киевских князей с константинопольским патриархом (дважды они заканчивались изгнанием назначенных из Византии митрополитов и назначением на их место князем русских митрополитов.
- середина XII – середина XIII вв. – крещение западных и восточных окраин (стало 16 епархий); конфликты внутри РПЦ (церковная смута 1147-1164); попытки католической церкви распространить свое влияние на Русь. К середине XIII столетия количество монастырей увеличилось до 80.
Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, укрепить власть князя, создало духовную основу русской государственности. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала терпимость к ближнему и уважение к власти. Принятие христианства повлекло за собой качественные сдвиги в развитии культуры. Распространялась письменность, летописание, появились первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.