Изменения в социальной структуре

- получение боярами права выхода из князей, формирование боярских дружин

- выделение из состава рядовичей военных слуг князей (дворяне) и бояр (боярские дети). Дворян и боярских детей следует отличать от младших дружинников – гридней (воев, отроков, детских): дружинники – изначально свободные люди, добровольно поступившие на военную службу к князю и вследствие этого потерявшие самостоятельность, дворяне же и боярские дети – изначально несвободные люди, рядовичи (возможно, даже холопы), для которых военная служба – обязанность, определенная хозяином.

- увеличение числа страдных холопов за счет смердов (закабаление через долги; кабала-долговая расписка). Число страдных холопов (т.е. тех, которые использовались на сельскохозяйственных работах) заметно увеличивается за счет смердов, закабаленных за долги (если раньше человек, не отдавший долг, отрабатывал его в качестве закупа, то теперь должник подписывал грамоту (кабалу), по которой в случае неуплаты долга становился холопом. Интересно, что холоп на Руси мог иметь собственное движимое имущество, мог себе приобрести холопа, мог быть священником.

Дальнейшая социальная дифференциация выразилась в том, что на все население, обязанное платить дани или оброки, распространилось наименование черных людей (черни).

Усиление социальной дифференциации приводило к народному недовольству. Формы крестьянской борьбы с феодалами были многообразны: побеги, порча господского инвентаря, истребление скота, поджоги имений, убийство представителей княжеской администрации, наконец, открытые восстания. Неоднократно восстания вспыхивали и в городах. В этих восстаниях городская беднота и крестьянство нередко действовали заодно.

Вопрос 12. Христианизация русских земель

Г. – Крещение Руси

Причины Крещения Руси:

- необходимость укрепления власти киевского князя;

Политические предпосылки сводились к стремлению князя Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном (980) не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти – «один бог на небе, один князь на земле».

- необходимость укрепления отношений с основным торговым партнером – Византией;

Князь Владимир остановился на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединяли давние и прочные культурные и экономические связи. Кроме того, Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов. Византия была заинтересована в лояльной по отношению к себе власти в Киеве, чтобы обеспечить непрерывность торговли по рекам Русской равнины и помощь в войнах с кочевниками.

- необходимость консолидации восточнославянских племен.

Население Киевской Руси, различное по своему происхождению, поклонялось множеству богов. Принятие религии единобожия должно было консолидировать население.

Особенности христианизации:

- насильственный характер (если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие города, например, Новгород, Муром, Ростов, приходилось крестить «огнем и мечем». Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель);

- постепенность (этот процесс проходил медленно и продолжался более двух веков);

- формирование двоеверия (язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Постепенно языческие элементы вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время).

Структура Русской Церкви

Изменения в социальной структуре - student2.ru Константинопольский патриарх

       
  Изменения в социальной структуре - student2.ru
    Изменения в социальной структуре - student2.ru
 

Киевский митрополит

Епископы

Изменения в социальной структуре - student2.ru Изменения в социальной структуре - student2.ru

приходы монастыри

Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях – епископствах или епархиях (церковные округа, не совпадавшие с территориями уделов). Епископы в большинстве своем также назначались константинопольским патриархом. В их распоряжении находились городские и сельские священники – т.н. белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство – монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влияние на политическую жизнь страны.

Церковь долгое время существовала за счет «десятины» – десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи князя Владимира в ее пользу. Этот налог было обязано платить все население страны. Со временем у церкви появились собственные земли, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, надеявшихся таким способом искупить свои грехи.

Этапы христианизации:

- конец X – середина XI вв. – учреждение митрополии в Киеве (первый митрополит – Михаил); крещение Юга, Севера и Северо-Востока (было образовано 6 епархий)

- середина XI – середина XII вв. – разделение церквей (1054) (произошло разделение христианской церкви на православную во главе с патриархами и католическую во главе с римским папой); начало строительства монастырей; крещение Северо-Запада и Центра (к концу периода было уже 12 епархий); конфликты киевских князей с константинопольским патриархом (дважды они заканчивались изгнанием назначенных из Византии митрополитов и назначением на их место князем русских митрополитов.

- середина XII – середина XIII вв. – крещение западных и восточных окраин (стало 16 епархий); конфликты внутри РПЦ (церковная смута 1147-1164); попытки католической церкви распространить свое влияние на Русь. К середине XIII столетия количество монастырей увеличилось до 80.

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, укрепить власть князя, создало духовную основу русской государственности. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала терпимость к ближнему и уважение к власти. Принятие христианства повлекло за собой качественные сдвиги в развитии культуры. Распространялась письменность, летописание, появились первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

Наши рекомендации