Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России

В последнее десятилетие XX в. в условиях разрушенной экономики и утерянных позиций на мировых рынках Россия была вынуждена одновременно восстанавливать государственность и создавать на новых, рыночных принципах народное хозяйство, защищать в борьбе с международным терроризмом и сепаратизмом целостность страны. В течение десятилетия была демонтирована прежняя плановая экономика, сломан привычный уклад жизни, пересмотрены прежние моральные и социальные ценности, политические и общественные институты.
То, что пришло на их место, стало малопонятным, неудобным и зачастую во многом неприемлемым для подавляющего числа россиян. Плохо работает новое государство, рыночная экономика обогащает лишь небольшую часть общества, усиливается социальное и имущественное расслоение, изнашиваются и находятся в состоянии кризиса здравоохранение, образовательная и жилищно-коммунальная системы. В дефиците моральные авторитеты, справедливость и вера в правильность и целесообразность сложившегося общественного устройства. Ослабла общественная безопасность, а политическая и военная обстановка в мире становится тревожной.
Все это вызывает справедливое раздражение, недовольство россиян, зачастую — ностальгию по «старому, доброму» прошлому.

У многих возникает желание попытаться реанимировать советскую модель государства и общества, т. е. время, когда «все было просто и понятно». Другие ищут общественный идеал еще дальше в глубине истории — хотят реставрировать монархическую и имперскую Россию, которая была уничтожена революцией 1917 г. Третьи призывают механически копировать опыт западных и иных стран, насадить в России «американскую», «британскую», «немецкую» и чуть ли даже не «иракскую» модель демократии и капитализма.


Все перечисленные политические течения и общественные идеалы имеют право на существование в демократической стране. Однако все они игнорируют, во-первых, набор проблем и угроз, стоящих сегодня перед нашей страной, а во-вторых, те реальные обстоятельства, в которых мы находимся, те проблемы, которые мы можем решить, и те ресурсы, которыми мы располагаем для этого. У России сегодня нет сил и средств для реализации ни одной из моделей развития по европейскому или американскому образцу. Однако нет и необходимости пытаться это делать. Те проблемы, с которыми мы столкнулись сейчас и которые нам предстоит решать через 10, 20, 30 лет, не имеют ничего общего с проблемами царской России или Америки начала 30-х гг. прошлого столетия. И не могут быть решены теми приемами и методами, которые были в СССР.
Что касается некритического импорта западного опыта, то все попытки это сделать, предпринятые на протяжении 1989—1999 гг., показали: проблем такой подход не решает, зато создает массу новых. Принципы и идеалы — свобода, справедливость, суверенитет, народовластие — объединяют нас с обществами Запада. Но способы реализации этих принципов, набор соответствующих институтов, контекст политических и культурных традиций — все это существенно разнится от исторического опыта и условий Запада. И не может быть позаимствовано, куплено или взято в кредит одной нацией у другой.



Нам не удастся спрятаться за спины наших предков или наших соседей с Запада в попытке укрыться от проблем и вызовов сегодняшнего и завтрашнего дня. Нам самим придется искать пути их решения. Самим выстраивать государство и общество таким образом, чтобы они были в состоянии ответить на стратегические вызовы современности и ближайшего будущего. Решать общенациональные задачи, т. е.такие, от которых зависит выживание и успешное развитие нашей страны как свободной и суверенной участницы мирового сообщества свободных и суверенных стран.


Возможность решать такие задачи у нас появилась совсем недавно. 1990-е годы стали временем слома старого общественного устройства и закладывания нового. Вслед за этим началась расчистка завалов, образовавшихся от разрушения «старого здания». И только после этого появилась возможность поиска и разработки дальновидной государственной стратегии. Верховная власть, Президент определили несколько общенациональных приоритетов, поставили ряд стратегических задач, которые должна решить Россия, чтобы наверстать упущенное время, преодолеть отставание от развитых стран, вновь занять принадлежащее нам по праву достойное место в мире.
Провозглашенные цели включают




  1. достижение большинством населения высокого уровня жизни,

  2. обеспечение безопасного, свободного и комфортного развития;

  3. построение зрелой демократии и сильного гражданского общества;

  4. укрепление позиций России в мире.

  5. создание в России свободного общества свободных людей. Ведь «несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине» (В. Путин).


2. Победа над бедностью

Первоочередная общенациональная задача России — это победа над бедностью, рост благосостояния тех россиян, которые пока не дотягивают по показателям материального благосостояния до уровня среднего класса. Сегодня только 12% россиян на вопрос, что они могут позволить себе в материальном плане, отвечают: все что угодно, кроме покупки машины, квартиры, дачи, полноценного отдыха, качественного образования для своих детей. Чтобы приобрести что-нибудь из перечисленного, им не хватает наличных денег и накоплений, а нужно брать кредит. И они это делают, так как платежеспособны, т. е. обладают устойчивыми источниками доходов. Только эти люди и могут быть отнесены к среднему классу по мировым стандартам.

Чтобы наше общество было устойчивым, жизнеспособным и стабильным, средний класс должен объединять не менее половины его членов.


1) Именно значительное расширение среднего класса, превращение его в численно доминирующую часть общества является ключом к решению проблем:


• экономики (расширение внутреннего рынка, обеспечение устойчивого спроса на отечественные продукты, товары и услуги);
• социальной сферы (реконструкция на новой, рыночной основе систем социальной поддержки, здравоохранения и образования);
• политики (формирование общественного и государственного порядка, признаваемого справедливым большинством граждан).


2) Важнейшей задачей является существенное улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Необходимо последовательно использовать госбюджет для повышения зарплаты врачам, преподавателям, научным работникам, госслужащим, военным. Это станет важным шагом в борьбе с бедностью среди работающих, прежде всего среди работников с высшим образованием, которые являются потенциальными членами групп среднего класса. Также это позволит продвинуться в утверждении норм социальной справедливости, в формировании эффективных моделей вертикальной мобильности, в упрочении высокого статуса высшего образования и военной службы.
3) Необходимо дальнейшее повышение уровней пенсий, вытягивание наших соотечественников старшего возраста (а это — до трети россиян!) из-за черты бедности. На Западе пенсионер — это чаще всего обеспеченный человек, заполняющий свое время увлечениями, путешествиями по миру, зачастую финансово поддерживающий своих детей и внуков. В восточных обществах старики в большинстве своем окружены почетом и уважением, об их благосостоянии заботятся не только дети, но и вся большая семья патриархального типа. В нашей стране пока нет ни того, ни другого.
4) Важный шаг на пути борьбы с бедностью — улучшение материального обеспечения семей с несовершеннолетними детьми. В аграрном обществе расходы на детей были невелики, зато уже с раннего возраста они начинали помогать родителям, умножая тем самым производственный потенциал и материальные возможности крестьянской семьи. В урбанизированном, индустриально-информационном обществе невообразимо выросли требования к уровню образования человека. Чтобы найти себе место на рынке труда, теперь нужно учиться не менее десяти лет, а с распространением модели «всеобщего высшего образования» — пятнадцать-семнадцать.
Образование стоит все дороже, но еще дороже — рабочее время матери, которое она должна посвящать ребенку. Если раньше женщины были в основном домохозяйками, то сегодня это скорее исключение из правила. Но, рожая ребенка, мать вынуждена как минимум на год, а то и больше оставлять работу. В результате с рождением ребенка материальный статус его родителей резко падает. Забот у семьи становится значительно больше, а средств к их преодолению — гораздо меньше. В этом одна из причин резкого сокращения рождаемости в обществах европейского типа, к которым относится и Россия.
Сложившаяся ситуация не только лишает россиян мотивов к деторождению, но и не дает им возможности вырастить детей физически здоровыми. Необходима целевая финансовая поддержка семей с детьми, и государство уже разработало целую серию мер такого характера, которые должны привести к повышению материального статуса семей с маленькими детьми.

Наши рекомендации