Тема 3.4. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России

Тема 3.4. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России

• Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России.
• Победа над бедностью.
• Установление справедливого общественного и морального порядка.
• Построение эффективной демократии.
• Обеспечение единства страны.
• Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения.
• «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика.
• Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда.
• Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны.
• Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.

Обеспечение единства страны

Объективная сложность управления Россией заключается не только в ее огромной территориальной протяженности, но и в значительном различии между отдельными ее частями. Выделяются средненаселенные, относительно бедные природными ресурсами, но обладающие развитой инфраструктурой Центр и Север европейской части, Поволжье; многонаселенные, относительно бедные ресурсами и с более слабой инфраструктурой Юг европейской части и Северный Кавказ; малонаселенные, почти лишенные инфраструктуры, но богатые природными ресурсами Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Россия разделена на множество регионов (единиц административно-территориального характера — областей, краев, республик, национальных автономных округов) с разным уровнем социально-экономического развития. Регионы различаются по размерам своей территории, обеспеченности ресурсами, степени дотационности бюджетов. По площади территории в 338 раз отличается Республика Саха (Якутия) от Северной Осетии, по численности населения в 443 раза отличается Москва от Эвенкийского автономного округа. Существуют субъекты Федерации со 100%-ным уровнем урбанизации (Москва, Санкт-Петербург) и с 0%-ным — Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (в нем нет ни одного города, а его административный центр — поселок городского типа).

Нарастание экономического и социального неравенства между гражданами, населяющими различные регионы, несет угрозу усиления противоречий между интересами разных частей Федерации.


Особенно ярко проявляются различия в жизненном уровне, качестве жизни, мировоззрении между жителями столиц (Москва, Петербург, отчасти Московская и Ленинградская области) и провинции — основной части страны. При этом каждый регион-донор (а их всего 12—13 из 86 субъектов Федерации) заинтересован в том, чтобы передать в Центр меньше, чем этого ожидают федеральные власти. Зато каждый регион-получатель заинтересован в том, чтобы взять больше, нежели считает Центр.
В России по сравнению с развитыми странами Запада низкая географическая мобильность граждан, к тому же усилилась тенденция к их «оседлости» в собственном регионе. Это связано не столько с региональным патриотизмом, сколько с закрытостью региональных рынков труда, с высокими ценами на передвижение между городами и регионами, с отсутствием рынка доступной аренды жилья. Как результат — сосуществование трудоизбыточных регионов, где отмечается повышенная безработица, и трудонедостаточных регионов, где ощущается нехватка рабочих рук, компенсируемая их ввозом из-за рубежа, особенно из республик бывшего СССР, на Востоке из КНР.
Ограничение мобильности происходит и на самом верхнем, элитном уровне — сократился переток госслужащих, политиков из одного региона в другой. Преимущественные возможности сделать федеральную карьеру имеют выходцы из столичных элит. Все это не может не возмущать региональные элиты, побуждает их замыкаться на интересах только собственного региона, без учета общефедеральных потребностей и перспектив, либо даже искать возможности продвижения за пределами страны, с опорой на внешние источники ресурсов.
Этому процессу опасно сопутствует такое развитие регионального самосознания граждан, при котором они ощущают себя в значительно большей степени жителями своего региона или города, нежели гражданами огромной страны. Региональные же элиты зачастую склонны спекулировать своими особенностями, приписывать Центру отношение к ним как к колониям, ценным только своими ресурсами. Чтобы противостоять данной тенденции, необходимо восстановить «круговорот элит», вернуть региональным элитам федеральную перспективу, отказаться от замыкания столичных верхов в самих себе.
Нынешнее состояние федеративного устройства не позволяет зачастую своевременно разрешать противоречия между интересами страны (Федерации) и отдельных регионов. То, что выгодно стране, не обязательно выгодно региону, и наоборот. Федерализм обостряет эту проблему, обусловливает ее прямой выход в политическую практику, что является деструктивным фактором развития общества. При умелом руководстве государством возможно своевременное снятие остроты конфликта интересов, в ином случае создается новый, угрожающий распадом страны фронт политического противостояния. Нашим политикам следует учиться жить в условиях реального федерализма, учитывая, что в отечественной политической традиции эта ценность в основном отсутствовала и существовала лишь в пропагандистских документах и текстах.
Важнейшее позитивное свойство федерализма — способность выступать барьером на пути внутренних конфликтов в Федерации, придавать им приемлемую и менее острую форму. Он позволяет не копить конфликт под спудом до обретения им взрывной силы, учит жить с конфликтом, находить взаимоприемлемые компромиссы. Именно потому, что у нас нет культурной и исторической привычки к компромиссу, федерализм трудно укореняется в нашем обществе.
На крайнем западе и на крайнем востоке страны (Калининградская область, Приморский край) заметны опасные тенденции: торговые, промышленные, трудовые взаимоотношения «привязывают» эти регионы к близлежащим иностранным соседям сильнее, чем к Центру. Для таких субъектов РФ возникают центры экономического и стратегического влияния, альтернативные Москве, например, Токио и Сеул — для Дальнего Востока, Берлин и Варшава — для Калининграда. Это естественные процессы в условиях рыночных отношений.





Только специальные программы Федерации, направленные на «втягивание» окраин в общее экономическое и культурное пространство, могут в перспективе обеспечить единство страны, устранить угрозу ее дезинтеграции.


Обеспечение единства территории страны невозможно без учета различий в положении и интересах населения, проживающего в разных регионах. Такие различия существуют, и глубокие трансформации последних пятнадцати лет их только углубили. Речь идет о различной бюджетной обеспеченности регионов. О разных возможностях каждого из них обеспечить установленные федеральным законодательством жизненные стандарты граждан, проживающих на их территории. О разном доступе к транспортной, коммунальной, энергетической инфраструктурам, к образованию и услугам здравоохранения.
Важнейшей проблемой российского федерализма является также остаточный «унитарный синдром» — неготовность региональных властей к самостоятельности, проявляющаяся на государственно-административном, экономическом, социальном, национально-психологическом уровнях. Результат — неумение и нежелание эффективно распоряжаться собственными ресурсами, постоянные просьбы и обращения о помощи в Центр.

Важным проектом, направленным на повышение управляемости регионов, обеспечение их собственными источниками развития, стал процесс укрупнения регионов.
С 1 декабря 2005 г. образован новый субъект Федерации — Пермский край, объединивший Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ (ФКЗ (Федеральный конституционный закон) № 1 от 25 марта 2004 г.).
С 1 января 2007 г. в результате объединения Красноярского края с Эвенкийским автономным округом и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом образован Красноярский край (ФКЗ № 6 от 14 октября 2005 г.).
С 1 июля 2007 г. образован новый субъект Федерации — Камчатский край, объединивший Камчатскую область и Корякский автономный округ (ФЗК № 2 от 12 июля 2006 г.).
С 1 января 2008 г. в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа образована Иркутская область (ФЗК № 6 от 30 декабря 2006 г.).
С 1 марта 2008 г. образован новый субъект Федерации — Забайкальский край, объединивший Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ (ФКЗ № 5 от 21 июля 2007 г.).

Процесс укрупнения регионов призван упразднить неэффективную «матрешечную» структуру Федерации, устранить самые опасные диспропорции между регионами, помочь «вытягиванию» наиболее депрессивных из них. Чтобы политически не дестабилизировать Федерацию, такое укрупнение может быть только добровольным, экономически целесообразным и идти при поддержке жителей самих объединяемых регионов.
Еще один, экономический, приоритет региональной политики — развитие федеральной транспортной инфраструктуры. И это больше, чем просто экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но и на обеспечение единства страны.
Современная, хорошо развитая транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в ее конкурентное преимущество. Прежде всего следует объединить единой и разнообразной транспортной сетью экономические центры страны, предоставить хозяйствующим субъектам беспрепятственный выход на региональные и международные рынки.
Для России также важна модернизация дорог — не только соединяющих основные центры страны, но и транзитных. Опорную сеть дорог надо последовательно ориентировать на интеграцию в общеевропейскую дорожную сеть и через Транссибирский коридор связать ее с сетью Дальневосточного региона. Другой проект — строительство и реконструкция автомагистралей в коридоре «Север — Юг». Такие проекты позволят обеспечивать межрегиональные и транзитные потоки на основных направлениях международных перевозок, развивать территории, прилегающие к таким магистралям, повышать транспортную связанность России.

6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения

Главный конкурентный капитал, главный источник развития страны — это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну.
Для этого мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности. Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей.

Прежде всего мы должны решить самые насущные проблемы: качество и доступность жилья, образования, медицинского обслуживания. На это нацелены разработанные государством и начавшие реализовываться в 2006 г. приоритетные национальные проекты.


Благоустроенное жилье важно и для отдыха, и для работы, и для создания нормальной семьи. Ставший в последние годы ощутимым рост доходов граждан тем не менее не позволяет людям приобретать жилье и улучшать его качество. Строится мало жилья, к тому же оно часто не отвечает современным стандартам безопасности и качества. Причем новое жилье могут позволить себе купить лишь люди с высокими доходами. Отсутствие такой возможности у молодых семей сказывается на их планах по рождению детей. Часто в одной квартире вынуждено проживать сразу несколько поколений.
Надо прекратить обманывать людей, вынуждая их годами и десятилетиями стоять в очередях на получение жилой площади, и обеспечить возможности ее приобретения на рынке для основной части работающего населения России. Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 г. как минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.

Ипотека должна стать доступным способом решения проблем для людей со средними доходами.


На решение этих задач должны эффективно работать государственная система регистрации прав на недвижимость, бюро кредитных историй, развитый рынок ипотечных ценных бумаг.
Чтобы рост спроса на жилье не привел только к скачку цен, следует обеспечить конкурентные условия для жилищного строительства. Необходимо разрушить монополии на строительных рынках. Граждане России не обязаны оплачивать стоимость административных и коррупционных барьеров, создаваемых в строительстве, а также сверхприбыли застройщиков-монополистов. Следует обеспечить принятие муниципалитетами четких правил землепользования и застройки, упрощение процедур разрешений и согласований на строительство, подготовку необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры — все это необходимо для сокращения времени и затрат по строительству.
Но в любом случае останется часть малоимущих граждан, которые не способны за счет собственных средств купить себе квартиру. Им государство должно гарантировать предоставление социального жилья. Чтобы это стало реальностью, надо навести порядок в сфере предоставления социального жилья. Получение жилья по договору социального найма должно стать доступным для тех, кто в нем действительно нуждается. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные меры по целевой поддержке отдельных категорий граждан, в особенности молодых семей. В некоторых регионах приняты региональные программы обеспечения молодых семей жильем через ипотечное кредитование (в основном это регионы-доноры, экономика которых быстро развивается и позволяет успешно решать социальные проблемы жителей).
Следующий приоритет — модернизация здравоохранения. Сегодня продолжительность жизни у нас на 12 лет ниже, чем в США, на 8 лет ниже, чем в Польше, на 5 лет ниже, чем в Китае. Прежде всего это связано с высокой смертностью в трудоспособном возрасте. Детская смертность хотя и сокращается, но все равно остается в полтора-два раза выше, чем в развитых странах. Одной из главных причин такого положения дел остается неэффективность отечественного здравоохранения. И по сей день во всей системе предоставления медицинских услуг их качество и доступность продолжают снижаться, а затраты только растут. Гарантии бесплатной помощи часто носят декларативный характер. А люди так и не понимают, что могут получить бесплатно, а за что нужно доплачивать. При этом в самом сложном положении оказываются наименее обеспеченные граждане.

Главная цель модернизации здравоохранения — повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.


Гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И по каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены стандартымедицинских услуг — с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными, но обязательными требованиями к условиям оказания медпомощи. Только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом.

Образование и наука — ключевые источники конкурентоспособности любой нации в информационную эпоху. Система образования — такая же инфраструктура будущей экономики знаний, как трубопроводы для теперешней экономики нефти. И требует не меньшего внимания и сопоставимых инвестиций.

Некоторые конкурентные преимущества, унаследованные от СССР (очевидные в энергетике, коммуникациях, обороне и в самой сфере образования), должны использоваться для устойчивого развития глобально значимой национальной экономики. Могущественная энергетическая держава возникнет не в результате гипертрофии сырьевого сектора, а в борьбе за обладание высокими технологиями связи и информации, энергомашиностроения и энергосбережения, производства принципиально новых видов топлива. Интеллектуальная мобилизация на подъем перспективных отраслей, доступ к научно-техническим ресурсам великих экономик, усвоение современной исследовательской и производственной культуры могут стать главнейшими задачами и школ, и университетов, и внешней политики, и международной научной и промышленной кооперации.
Российское образование по своей фундаментальности занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима. Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования. А это в первую очередь означает повышение требований к общему и профессиональному образованию в широком смысле этого слова. Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания. При этом по сравнению с советским периодом почти утроился прием в вузы и число поступающих в них фактически сравнялось с числом выпускников средних школ. И при таком количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров.
Одна из самых серьезных проблем — недоступность качественного образования для малоимущих. Обучение сопровождается дополнительными платежами, которые не каждый может себе позволить. Сокращение количества общежитий, маленькие стипендии не позволяют детям из малообеспеченных семей — особенно из отдаленных городов и сел — получить качественное образование. Выпускники школ — независимо от имущественного положения родителей — должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний. Для этого потребуется абсолютно прозрачная и объективная система оценки знаний при поступлении в учебные заведения, воссоздание в широком масштабе подготовительных отделений в вузах и адресное предоставление стипендий. А молодым людям, проживающим далеко от престижных университетов, надо обеспечить возможность для сдачи вступительных экзаменов в них на местах.
Следует также стремиться к тому, чтобы большинство выпускников профессиональных учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства и рынков труда в необходимых им специалистах. При этом возможно заключение договора со студентом, который после получения целевого бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение. В интересах отечественного бизнеса участвовать в подготовке необходимых экономике специалистов, используя для этих целей образовательные кредиты. Эта практика уже применяется, нужно ее активнее использовать.
Россия должна внедрить в практику современные образовательные стандарты мирового уровня, не забывая и о накопленных отечественных преимуществах. Мы также должны глубже интегрировать образование и научную деятельность.
Национальные проекты уже стали серьезным экзаменом на государственную состоятельность существующей системы власти. Стало понятно, насколько «заржавела» государственная машина, насколько ее состояние не соответствует задачам, стоящим перед страной, сдерживает темпы ее развития. Полученный опыт следует использовать в качестве полезного эксперимента по отработке механизмов проектного государственного управления, позволяющего преодолеть разболтанность государственного аппарата.

Национальные проекты должны превратиться в своеобразную «лабораторию» по выращиванию обновленного, дееспособного государства, ориентированного не на поддержание собственного господства, а на удовлетворение подлинных потребностей страны и народа.


7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика

Остановить вымирание, депопуляцию России, стабилизировать численность населения страны, создать условия для его постепенного роста, причем не только за счет иммиграции из-за рубежа, но и за счет повышения рождаемости и снижения смертности россиян — главная задача программы «сбережения народа». Программа получила такое название по точному определению великого русского писателя Александра Солженицына. Она включает четыре национальных проекта — качественное здравоохранение, современное образование, доступное жилье, эффективное сельское хозяйство, а также ряд специальных программ, в том числе иммиграционную программу и программу поддержки деторождения и многодетности.
Преодоление депопуляции требует осознания тесной связи демографического поведения с ценностными ориентирами большинства населения.

В обществе необходимо утвердить культуру многодетности, прочно связав ее с жизненными смыслами и планами на будущее большинства россиян.


Необходимо вернуть принцип: все лучшее — детям. Открытие специализированных медицинских и сохраняющих центров, покупка и внедрение передовых технологий должны поддержать тенденцию сокращения детской смертности. Государство вместе с меценатами обязано создать развитую систему фондов поддержки семьи. Это фонды, в первую очередь ориентированные на поддержку семей, которые сами не могут создать детям необходимые условия.
Рост качества нации, принципы справедливого развития требуют, чтобы государство имело честную систему поиска и отбора молодых талантов в различных областях науки, искусства и спорта среди детей в малообеспеченных семьях, создало сеть специализированных школ воспитания подлинной российской элиты. Одновременно необходимо сформировать у подрастающего поколения систему здоровых жизненных установок, ориентированных на качественное образование, на достижение благосостояния собственными силами.
Необходимо также соединить усилия государства и общества для воссоздания системы внешкольного воспитания и досуга, способной стать действенным инструментом социальной интеграции и самореализации подрастающего поколения.

Сбережение нации неразрывно связано с оздоровлением жизни, с кардинальным снижением уровня алкоголизма и наркомании. Бытовые убийства, дорожные катастрофы, отравления некачественным алкоголем, а также связанные с алкоголизмом и наркоманией заболевания — причины сверхсмертности среди россиян.


Но главное условие формирования позитивных ориентиров молодежи, ее социальной интеграции — включение механизмов вертикальной мобильности: создание новых рабочих мест для молодежи (особенно в малых городах, поселках и деревнях), обеспечение карьерного роста и достойного вознаграждения труда.
Важным аспектом политики «сбережения народа» является иммиграционный климат в стране. Россия — родной дом для всех, кому дороги судьбы Отечества, его ценности и культура, кто верен законам нашей страны, ее традициям межнационального мира и согласия. Иммиграционное законодательство должно предусматривать требования культурной интеграции, гарантии против попрания норм общественной морали, создания замкнутых этнических образований. Оно должно исключать любые возможности предоставления российского гражданства, получения социальных льгот теми, кто незаконно проник в страну.
Моральной обязанностью нашей страны и эффективным средством ее внешней политики является активная поддержка «русскофонии». Необходимо правовыми и экономическими средствами поддерживать активное использование русского языка в бытовом общении, социальном и хозяйственном обороте на всем постсоветском пространстве. Нужно придать новый импульс связям с российской диаспорой во всем мире, использовать накопленные ею знания, опыт, связи, технологии для возрождения Отечества.

Тема 3.4. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России

• Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России.
• Победа над бедностью.
• Установление справедливого общественного и морального порядка.
• Построение эффективной демократии.
• Обеспечение единства страны.
• Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения.
• «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика.
• Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда.
• Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны.
• Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.

Наши рекомендации