Средняя бронза XV-XII века до нашей эры-Атасуский этап

Название по группе могильников в долине реки Атасу

Поздняя бронза. XII – начало VIII века до нашей эры-Бегазы –дандыбаевский этап

Название по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье

В центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры Широко известным уникальным археологическим памятником эпохи бронзы (XVIII-XVI вв. до н.э.) в евразийских степях является укрепленное поселение Аркаим. Сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Центрами древней металлургии были Центральный и .Восточный Казахстан. Медь в основном добывали в районе Жезказгана. Руду добывали простым «кайлованием», пробиваясь к рудоносным жилам, использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы, на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. В эпоху бронзы развивались ремесло, ткачество, изготавливали керамическую посуду ручной лепкой, ленточной техникой с геометрическим орнаментом, изготавливалось оружие.

Материнский род сменился отцовским. Первобытные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, у них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношений.

Саки (8-7-3-4 вв. до н.э.)

саки - даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны и аримаспы. По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалек­тах. Саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки) – район средней Амударьи и Сырдарьи, Семеречье, Тянь-шань.

· Саки – парадарайя (заморские саки) - низовья Сырдарьи и Амударьи.

· Саки-хаомаварга (варящие хаому – лёгкий наркотический напиток) – долина Мургама.

Поли­тический строй можно назвать военной демократией, т.к. полноп­равными членами общины были только вооруженные мужчины, воины.

Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племе­нами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священ­ной. Часто верховными пра­вителями союзов племен становились и женщины (Зарина, Томирис).

Каждой группе сакского общества соответствовал свой цвет:– жёлтый Войнам, вождям и царю – красный; символ – колесница. Жрецам – белый; - символ – жертвенная чаща из бронзы или серебра. Общинникам и синий – символ – пара волов.

Хозяйство: Господствующим типом хо­зяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое ското­водство.Разводили в основномовец и лошадей.

Земледелие – выращивали просо, ячмень, пшеницу.

Торговля : «лазуритовый» путь – с Памира в Иран и Мессопатамию, «нефритовый» – из Кашгарии в Китай.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен.

«зве­риным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Опре­деляющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер.

Религия: Доминирующей формой религиозных верований был культ предков.

Гунны

В IV-III веках до нашей эры у северных границ Китая и Центральной Азии сложилась консолидация племен гунны. Наименование хунну появилось в китайских источниках в конце III века до нашей эры. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. В 206 году до нашей эры во главе хуннских племен стал шаньюй Модэ. Он провел реформы по укреплению своего государства. Государство гунну делилось на 24 рода.

Основным видом хозяйственной деятельности хунну являлось кочевое скотоводство.

держава хунну оказалась непрочной, в I веке до н.э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц. В 47 г до н.э. хунны распались на южных и северных. Южную группу возглавил шаньюй Хуханье, а северную – его младший брат Чжичжи. Со временем южные хунну приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии.

Вторая волна началась в I в н.э., когда северные хунну, теснимые китайцами, снова двинулись на запад. Одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря и Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V век. Это было «великое переселение народов», когда массы пестрых по этническому составу кочевников двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи.

Сунну внесли изменения в состав и расселение жителей Казахстана, что привело к преобладанию тюркских племен на этой территории.

Уйсуны (усуни)

В 160 г. до н. э. земли саков-тиграхаудов в Семиречье заняли племена уйсуны, пришедшие сюда из Центральной Азии во II в. до н. э. Уйсуны говорили на древнетюркском языке.

Территория- район Семиречье.

Границы: от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-куля на юге.

Столица- Чигучен (город Красной долины) находилась на берегу Иссык-куля.

Государство делилось на три части: восточную, западную и центральную.

Основные сведения об усунях встречаются в китайских источниках. По сведению китайского историка Сыма-цяня - «Численность населения уйсуней достигло - 630 тыс. человек или 120 тыс. дворов. Количество воинов достигло в военное время - 180 тыс., в мирное время -30 тыс.воин».

Политическая история

• Уйсуны вели упорные войны с канглами и гуннами за пастбища, торговые пути;

• Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем.

Общественное устройство

Усуньское общество не было однородным:

• Титул главы государства - гуньмо;

• Племенная и родовая знать - беки;

• Общество состояло из богатых людей, дружинников, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев;

• Самыми богатыми считались уйсуны, имевшие 4-5 тыс. лошадей. Своих лошадей они метили, ставили клеймо. Военоначальники и крупные чиновники имели - золотые и медные печати, менее знатные - каменные и глиняные;

• Существовала частная собственность на скот и на землю. Богатые вожди пользовались лучшими пастбищами.

• Социальное неравенство хорошо прослеживается на археологических материалах - курганах.

Кангюи

Говорили на иранских и тюркских языках. Источники говорят, что их насчитывалось 600 тыс. Могли выставить 120 тыс. войнов. Ими управлял царь, носивший титул «би» и «ябгуд». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Кангарам подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства- го­род Битянь- находился в среднем течении Сырдарьи

Основным занятием кангаров было полукочевое скотоводство

В долине Сырдарьи кангары занима­лись богарно лиманным земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лоша­дей, оседлые кангары - коз, коров.

Относительно этнической принадлежности кангаров сущес­твуют две точки зрения. Часть исследователей считают их ирано-язычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.

Тюркский каганат.

В I тысячелетии происходит изменение этнической среды в евразийском регионе, здесь все более начинают преобладать тюркоязычные племен. Первые упоминания о тюрках появляются в 542 году в китайских источниках. В VI веке наименование «тюрк» получает широкое распространение и означает союз племен, сложившихся на Алтае.

Ранее тюркское государство – Тюркский каганат (551-603) – возникло в 551 году, когда вождь тюрков Бумын принял титул кагана. В период своего расцвета оно занимало обширную территорию от Корейского полуострова на востоке до Крымского полуострова на западе, от верховьев Енисея на севере до верховьев Амударьи на юге.

Господствующим в Центральной Азии это государство стало при кагане Мугане, оно входило в систему отношений с такими крупнейшими государствами того времени, как Иран и Византия.

Древние тюрки создали своеобразный очаг цивилизации. Не позднее первой половины VII века у тюрков возникло самостоятельное орхоно-енисейское руническое письмо. Древнетюркское письмо состояло из 37 или 38 знаков, достаточно точно передававших фонетические особенности тюркского языка

Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине, в Подонье, на Северном Кавказе.

Высшим божеством тюрков было Небо-Тенгри-хан. Они поклонялись божеству Земли – Воды – Жер-Су, женскому божеству плодородия – Умай.

Давление извне, междоусобицы и социальные противоречия внутри страны ослабили Тюркский каганат, и в 603 году он разделился на два самостоятельных государства: Восточный – Центральноазиатский и Западный – Среднеазиатский каганаты.

Западнотюркский каганат.

Ядром Западнотюркского каганата (603-704) стали «десять племен»(самоназвание Он Ок будун – государство десяти стрел), занимавшие земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседло земледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии.Первым лицом в государстве западных тюрков был каган – верховный владыка, правитель, военачальник. Власть кагана передавалась по наследству, он руководил всеми внутри-и внешнеполитическими делами государства, был распорядителем всех земель. Столицей и зимней ставкой кагана был город Суяб в Чуйской долине, а летней резиденцией – Мингбулак.

В 630-634 годах государство вступило в полосу кризиса. В Семиречье вторглись китайские войска, в 657 году ополчение «десяти стрел» потерпело поражение, управление каганатом стало осуществляться через китайского наместника.

Кимакский каганат

(IХ-начало XI в. )

Кимаки (по китайским источникам яньмо) в начале VII в. жили в Монголии. Легенда о происхождении кимаков описана в труде персидского историка Гардези (X в.). Он считает, что кимаки были связаны этнополитическими и культурными связями с татарскими племенами. В середине VII в. они откочевали в районы Алтайских гор и в Прииртышье. Обособление племен произошло после распада Западно-Тюркского каганата в 656 г. Во второй половине VШ-начале IX вв. кимаки передвигаются на территорию Казахстана. Самым крупным было племя кыпчаков В X веке рубежи кимакского государства стабилизировались, кимаки укрепились на территории от среднего Иртыша до Джунгарии.

Первое упоминание о государственном образовании кимаков содержится в арабоязычных историко-географических сочинениях аль-Якуби (IX в. ). Глава кимакских племен носил титул байгу (ябгу).

С образованием государственности он стал носить титул каган. Власть кагана передавалась по наследству.

В начале XI в. Кимакский каганат пал по причине междоусобиц и миграции кочевых племен.

Тюргешский каганат

В 699 году вождь тюргешей Уч-Элиг устранил ставленника китайского императора в Западнотюркском каганате и установил свою власть. Тюргеши – многочисленное племя, населявшее западную часть каганата на территории Чу-
Илийского междуречья и контролировавшие большую часть караванных путей Семиречья. Уч-элиг-каган основал государство Тюргешский каганат (704-756), главная ставка которого находилась в городе Суябе. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами, стремившимися установить свое влияние в этом регионе.

Тюргешский каганат укрепился при правлении кагана Сулука. Сулук вел активную дипломатию, он женился на дочери кагана Восточного каганата, а также дочери царя Тибета, ему удалось нейтрализовать Китай. Однако большая опасность для тюргешей исходила от арабов, которые всячески пытались склонить Сулука на свою сторону, но он успешно боролся против них, за что арабы прозвали его Абу Музахим (бодающий).

В середине VIII века необычайно остро столкнулись интересы китайцев и арабов за свое влияние в этом регионе, что привело к Таласской битве в 751 года на реке Талас, недалеко от Тараза. Войска арабов нанесли сокрушительное поражение китайцам. Решающую роль в разгроме китайцев сыграли карлуки, неожиданно нанесшие им удар в тыл. Это сражение имело большое значение, оно надолго положило конец попыткам Китая вмешиваться в дела этого региона, с другой стороны, это усилило влияние здесь арабов. В 756 году Тюргешский каганат пал.

Карлукское государство

(756-940 гг.)

Первые сведения о карлуках, известных под именем булак, относятся к V веку. В состав карлукского объединения входили племена булак, чигиль, ташлык. Вожди носили титул эльтебер. Карлукские племена занимали земли от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль.

В 746 г. карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата (существовал в 744-840 гг. ). В середине VIII в. развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами. В результате огузы ушли к Сырдарье, а карлуки остались в Семиречье и образовали Карлукский каганат.

Столицей каганата был г. Суяб.

Вождь карлуков носил титул джабгу, а с 840 г. - каган.

Арабский географ ал-Марвази (XII в.) отмечает в составе карлуксксй конфедерации девять племен. Наиболее крупными из них были тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы. Среди них были ираноязычные и тюркоязычные племена. В VIII-Х вв. в государстве карлуков шел интенсивный процесс тюркизации жителей. У карлуков была военно-административная система управления, распространялся ислам, В обществе существовало социальное и сословное неравенство. Основную массу населения составляли общинники. Самыми бесправными были рабы.

Арабский географ Ибн Хау-каль (X в. ) писал: "Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток".

В 840 г. прекратил свое существование Уйгурский каганат. Енисейские кыргызы вынудили уйгуров переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу.

В конце IX в. арабы вторглись в земли карлуков и захватили Испиджаб. Население приняло ислам. Ставка карлукского кагана была перенесена из Тараза в Кашгар.

В 940 г государство карлуков пало.

Огузское государство

(IХ-началоXI вв.)

В середине VIII в. в результате борьбы с карлуками за тюргешское наследие огузы покинули Семиречье и ушли в предгорья Каратау и долину реки Чу. В конце IX в. в союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладели междуречьем Урала и Волги. Длительная борьба с племенами печенегов способствовала консолидации огузского союза племен в IХ-Х вв.

По свидетельству Махмуда Кашгари (XI в. ) первоначально союз племен огузов состоял из 24 племен и делился на две группы - бузуков и учуков. Бузуки относились к привилегированным племенам.

Первые упоминания о государстве огузов встречаются в арабских сочинениях IХ-начала X веков. Одно из ранних известий содержится в трудах аль-Якуби (IX в.) и в географических сочинениях Ибн аль-Факиха (X в.).

В X в. степи Хазарии, Северного Прикаспия, Центральные, Заунгузские, Юго-Восточные Каракумы и Приаральские Кзылкумы назывались Огузской степью. В X в. столицей огузского государства стал город Янгикент.

Глава государства носил титул джабгу. В государстве шел процесс разложения родоплеменных отношений, развивались патриархально-феодальные отношения, существовала система регулярных налоговых сборов. Власть правителей передавалась по наследству. Главный предводитель огузского войска носил титул "сюбаши". Заместителями джабгу были кюль-эркины. В государстве развивалась частная собственность. Основой имущественного неравенства являлась собственность на скот. Главным хозяйственным занятием населения было скотоводство. Кочевники, лишенные скота, переходили к оседлому образу жизни. Огузы были язычниками и поклонялись шаманам. В 965 г. огузы в союзе с Киевской Русью разгромили Хазарский каганат, а через 20 лет - Волжскую Булгарию. В Х-ХI вв. произошло восстание племен, недовольных высокими налогами. В середине X в. сельджукские вожди возглавили восстание против огузских правителей Янгикента и захватили Дженд.

Держава огузов пала под ударами кыпчакских племен.

Кыпчакское ханство

(начало XI в. - 1219 г.)

В XI в. складывается Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков) - историко-географическая область, которая занимала территорию от Иртыша до Днестра.

Одинаковые формы хозяйства, системы общественных отношений и общность языка способствовали объединению племен, принявших этноним кыпчак. Кыпчакские племена в ХI-ХП вв. были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы.

Образование ханства происходило в первой половине XI в. В конце XI - начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских вождей.

Во главе стояли ханы, чья власть передавалась по наследству. Ханская ставка называлась ордой. Кыпчакское ханство делилось на два крыла: правое со ставкой на р. Урал и левое с резиденцией в г. Сыгнаке. Основой имущественного неравенства у кыпчаков была частная собственность на скот. Основным мерилом богатства служило число лошадей. Собственником пастбищ была аристократия. Потеряв скот, общинник переходил в категорию оседлых жителей (жатаков). Часть оседлого населения занималась земледелием.

В 1216г. Хорезмшах Мухаммад, вторгшись в Дешт-и-Кыпчак, столкнулся с войском Чингисхана. Это было первое появление монголов на территории Казахстана. Наступила эпоха монгольских завоеваний.

Наши рекомендации