I. этапы развития римских публично-правовых институтов 25 страница
10 Весьма сомнительно, чтобы лицо, обладающее латинским гражданством, или перегрин, наделенные ius commercii, могли получить доступ к dominium. См.: Kaser. Vom Begriff des commercium // Studi Arangio Ruiz. T. 2. 1954. P. 140 e sgg.
Видысобственности_
§109
му который оберегал права собственника по цивильному праву, рас-матривалось как еще один вид собственности - преторская, или бонитарная собственность.
C) Собственность Перегринов
' ' • -X'v-& \;.'Ф • '*>.?.?
Иностранцы не могли быть обладателями dominium, но претор защищал их собственность исками, содержавшими fictio", в случае, если третьи лица претендовали на вещи, принадлежащие перегринам в Риме, в том числе и когда речь шла о земельных участках на территории Италии.
D) Провинциальная собственность
Имеется в виду possessio на ager publicus, то есть на территории, захваченной у врага и принадлежащей populus Romanus. Последний передавал эту землю в аренду частным лицам, которые должны были выплачивать налог - так называемый tributum или stipendium'2. Гай (2.7) утверждает, что земельные участки (fundi) в провинциях являются «собственностью (dominium) римского народа, или цезаря». В других текстах говорится, что частные лица могли обладать на них правами possessio, usus или ususfractus. Фактическая собственность частных лиц находилась под защитой наместников провинций13.
В постклассический период правовой режим собственности был унифицирован и слился с институтом possessio. Это слияние объясняется влиянием нескольких факторов. Во-первых, исчез дуализм цивильных и преторских исков; после того, как все земли Империи стали облагаться трибутом, различие между собственностью римских граждан и собственностью провинциалов утратило смысл. Кроме того, предоставление Каракаллой в 212 г. н.э. прав римского гражданства всему свободному населению Империи также стирало различия между собственностью римских граждан и собственностью Перегринов. Во-вторых, происходит слияние собственности и владения. Общая тенденция к вульгаризации правоотношений и распространение моделей вульгарного права привели к смешению классических понятий14. Юристы по-
В них иностранец как бы наделялся правами римского гражданства. Гай (4.37) говорит °б исках, предоставляемых в пользу перегрина или против него в целом, хотя затем он обращается к actio furti и actio legis Aquiliae.
Гай (2.21) разделяет tributum, взимавшийся в императорских провинциях, и stipendium -в сенаторских. Диоклетиан распространил трибут на Италию. См.: Grelle. Stipendium vel jnburum. 1963.
Против этого тезиса о происхождении reivindicatio utilis выступил Д'Орс (D 'Ors II lura. 1969. P. 59), считавший, что заявителю предоставлялся иск о недвижимой собственности в провинции, но не по эдикту.
См.: Levy. West Roman Vulgar Law: The Law of Property. Philadelphia, 1951.
§110
стклассического периода рассматривают в качестве владения любой вил господства над имуществом. Этому способствовала новая концепция владения правами15.
При Юстиниане, с его стремлением к правовому классицизму, со-храняется различие между собственностью и владением, когда одно-временно существуют actio publiciana и reivindicatio. Вместе с тем не исчезает и свойственная постклассическому периоду тенденция, когда категория possessio воспринималась применительно к какому-либо праву вообще (possessio iuris), а не только к собственности. Это новое владение превратилось в право (possessio iuris), по отношению к которому не имело смысла делать различия между цивильными исками и интердиктами. Следуя тенденции развития преторского права, которое предоставляло исковую защиту любому беспорочному владению, Юсти-нианово право давало защиту в полном обьеме лишь добросовестному владельцу. В Кодексе Юстиниана декларируется (CI. 7.25.1), что не существует никаких различий между разными видами собственности. Таким образом, собственность стала представлять собой лишь один-единственный тип, который назывался dominium или proprietas и который защищался виндикационным иском (reivindicatio).
§ 110. Содержание собственности •
Применительно к характеристике собственности на провинциальные земельные участки мы обнаруживаем правовую формулу, отражающую содержание понятия «собственность»: uti, rhii, habere, possidere. Итак, пользование, извлечение плодов и распоряжение предстают как три способа использования вещи16. Usus - это право извлечения из вещи какой-либо пользы без ее измерения или ее потребления,
Собственность и владе^с цивильное владение
Понятие владения в собственном смысле могло применяться только по отношению к телесным вещам: имелась в виду реальная власть над вещью. В период Империи получают защиту такие права, как узуфрукт и сервитуты. Гай (4.139), наряду с собственно владением, упоминает и quasi-possessio. Позже стало признаваться владение свободой или гражданством, которое понималось как средство доказательства обладания статусом свободного человека или римского гражданина. О «владении» статусом раба или свободного см.: D. 3.3.33.1 (текст интерполирован). См.: Peterlongo II Studi Albertoni. 2. Padova, 1947. P. 193; Albertario. Studi. 2. P. 441 e sgg.
16 Д'Орс (D'Ors. Derecho Privado Romano. § 137) разделяет акты распоряжения, которые меняют вещь, на четыре класса: 1) физическое потребление, когда вещь разрушается, например при употреблении продуктов в пищу; 2) частичное физическое изменение вещи, когда изменяется какая-либо ее функция, например, при строительстве на земельном участке дома; 3) юридическое потребление вещи: распоряжение юридической принадлежностью вещи, не претерпевающей физических превращений (трата денег); 4) частичное юридическое изменение вещи, когда собственность сохраняется, но сама вещь обременяется неким правом, предоставляемым в пользу третьего лица (учреждение сервитута).
§111
озможно лишь применительно к имуществам, которые невозможно ЧТ бить. pmj относится к актам пользования, состоящим в потребле-П и плодов, периодически производимых вещью, без изменения ее ущности. «Иметь» (habere) следует понимать как обладание, имеющее альные последствия (Ульпиан, 15 Sab. D. 50.16.164.2). «Считается, то обладает (habere) чем-либо тот, кто имеет относительно этого . u(jo обладают (habetur) тем, что может быть истребовано (посредством виндикации)» (Ульпиан, 9 ad leg. lul. et Pap. D. 50.16.143). Possidere относится к possessio, то есть к ситуации фактического владения вещью, которое претор защищает своими интердиктами.
§ 111. Цивильное владение
Это владение, порождающее последствия в области цивильного права, иначе говоря, такое владение, которое превращает владельца в собственника в силу приобретательной давности (possessio ad usucapio-nem). В этом смысле possessio civilis или владение того, кто предстает в качестве собственника, противопоставляется possessio natularis. По мнению юриста Нервы, «собственность на вещи возникла из естественного владения ими; следы этого древнейшего вида собственности можно обнаружить в традиции приобретать в собственность животных, на земле, в небесах и на море в процессе охоты; ведь они тотчас становятся собственностью тех, кто завладел ими первыми»".
Из множества случаев приобретения и утраты владения18 последние юристы-классики вывели два основополагающих элемента: corpus, то есть реальное держание вещи, и animus, то есть намерение вести себя
" См. цитаты из Нервы у Павла (54 ed. D. 41.2.1.1). Юлиан (44 dig. D. 41.5.2.1) говорит о цивильном и естественном владении. Павел (11 dig. D. 4.2.21.2) утверждает, что естественное владение также считается nuda possessio. Нераций и Прокул, цитируемые Павлом (54 ed. D. 41.2.3.3), утверждают: «Мы не можем приобрести владение одним лишь намерением, если этому не предшествует естественное владение вещью». Ульпиан (70 ed. D. 41.2.12 рг.) отмечает: «Узуфруктуарием считается лицо, обладающее естественным владением». Папиниан (2 dig. D. 41.2.24 рг.) пишет о естественном владении узуфруктуария. Яволен (4 ер. D. 41.2.24): «Пекулий, которым раб не может владеть по цивильному праву, но лишь на правах естественного владения, воспринимается в том смысле, что им владеет господин» (см. также у Ульпиана: 49 Sab. D. 45.1.37.7). Ульпиан (69 ed. D. 43.16.1.9) пишет: «Владелец может быть изгнан с участка, будь он естественным или цивильным владельцем; поскольку и естественное владение подпадает под действие интердикта untie vi». Венулей (3 de interd. D. 43.26.22.1) пишет: «Для того, чтобы владеть естественным образом, не обязательно прибегать к полномочиям (auctoritas) опекуна». Гай (21 sd- prov. D. 41.3.5) отмечает: «Владение прекращается естественным образом в том Щчае, если владеющий изгоняется кем-либо с участка или он изымается у него». См. также: D. 10.2.35; 10.3.7.11; 10.4.3.15; 22.1.38.10.
См. казусы № 15 «Узуфруктуарий, охотившийся с применением западни»; № 16 «Охотник, который ранил оленя первым»; № 17 «Сосед, который отбил свиней у волков».
§111
Собственность и ejiadfu
как собственник. Наличие обоих элементов отмечается также и прим нительно к владению, защищаемому посредством интердиктов.
Установление различий между corpus и animus possessions, воз можно, следует приписать юристу Павлу: «Мы приобретаем владени через обладание самим телом вещи (corpus) и через намерение владеть (animus), а не одним только материальным обладанием или только одним намерением» (Павел, 54 ed. D. 41.2.3.1). Corpus, которое ранее рас-сматривали только как материальное обладание вещью, или ее держание, впоследствии приобрело и некоторый идеальный смысл. Так, узуф. руктуарий, охотившийся с применением западни (см. казус № 15), тогда считается владельцем попавшего в ловушку животного, когда оно не может освободиться.
Чтобы какое-либо лицо имело намерение (animus) владеть, оно должно быть способным к сознательному проявлению воли; при этом не требовалось наличия способности заключать сделки. Поэтому лицо, находящееся под опекой, может приобретать владение без вмешательства опекуна. Реальное держание вещи (или материальный элемент владения) может быть осуществлено лицами зависимого статуса (детьми или рабами), а также прокуратором (procurator)19. Corpus владения может быть удержано третьим лицом (депозитарием или арендатором) или же кредитором-залогодержателем20. В некоторых случаях юристы допускали, что утрата corpus не препятствовала продолжению осуществления владения только при помощи намерения (animus). Такая ситуация возможна в случае, если дикое животное ранено (см. казусы № 15 и № 16). Владение беглым рабом продолжается до тех пор, пока им на завладеет другое лицо: «Это допускается по практическим соображениям» (Павел, 54 ed. D. 41.2.1.14).
Говоря о намерении (animus) лица владеть вещью, следует различать владение добросовестное и недобросовестное. Добросовестное владение - это распоряжение вещью без нанесения сознательного вреда правам иных лиц. И наоборот, недобросовестный владелец сознает, что вещь принадлежит другому лицу, но может сослаться в свою защиту на какой-либо законный аргумент, оправдывающий его владение21.
ственности
19 Юстиниан ограничивает приобретения в пользу отца или господина лишь пекулием. Что же касается прокуратора, то он обладал таким правом, лишь имея специальное поручение (mandatum): CI. 7.32.1; D. 41.2.42.1 (позднейшая интерполяция). См.: Meylan II Festschrift Lewald. S. 105 ff.; D 'Ors. Derecho Privado Romano. § 147.
«Лицо, передающее вещь в залог, в правовом отношении подобно депозитарию или ссудодателю» (Юлиан, 44 dig. D. 41.3.33.4). Следует помнить, что кредитор-залогополуча-тель является владельцем, защищенным преторским интердиктом: если он теряет владение, то теряет и собственник.
Вольтерра (Volterra. Istituzioni. P. 400) утверждает, что понятие bonae fidei possessio имело два значения: 1) абсолютное распоряжение вещью, осуществляемое в уверенности,
s 112. Законные ограничения прав собственности
Собственник мог добровольно наложить некоторые ограничения вое право собственности, установив сервитут. Прочие ограничения Н янавливались правом, исходя из общественных интересов22. Однако и ограничения не были объединены каким-либо общим определением ли родовой категорией, как так называемая принудительная экспро-поиация в современном праве. В конституции императора Зенона (С1 8 10.12) и Юстиниана (CI. 8.10.13), а также в некоторых текстах, подвергшихся интерполяции, ограничения, наложенные на один земельный участок в пользу другого, также называются servitutes23:
- Ограничения по религиозным соображениям. В Законах XII таблиц запрещено погребать и кремировать трупы в пределах города и вокруг него на расстоянии в 60 футов от ближайших зданий24, а также эксгумировать трупы без разрешения понтификов (D. 11.7.8 рг.). Обладателю ius sepulchri предоставлялось право прохода к могиле через чужой земельный участок (iter ad sepulchrum).
-Ограничения, обусловленные строительными нормами. Классическое право содержит нормы, регламентировавшие высоту зданий, расстояние между ними и их внешний вид. Сенатусконсульт Гозидиана и ряд муниципальных статутов запрещали собственнику сносить здание с целью распродажи строительных материалов. По сенатусконсульту Ацилиана от 122 г. н.э. завещателю запрещалось передавать по легату строительные материалы, встроенные в конструкцию какого-либо здания. В постклассическом праве число таких ограничений возрастает и обобщается в конституции Зенона (CI. 8.10.12).
- Общественные дороги. Законы XII таблиц предусматривали обязанность собственников земельных участков, прилегающих к общественной дороге, ремонтировать ее. Если дорога пришла в негодность настолько, что проезд по ней уже невозможен, на небрежных собственников прилегающих участков налагалось обязательство разрешить проезд
что при этом не нарушаются права иных лиц без iusta causa, которое было обязательным требованием для реализации права приобретательной давности (usucapio); 2) абсолютное распоряжение вещью, предполагающее наличие всех условий, необходимых для приобретения, в силу давности владения. По мнению Д'Орса (D'Ors. Derecho Privado Romano. § 147), в большинстве случаев недобросовестное владение и владение ex iniusta causa совпадают, но не всегда; добросовестность (bona fides)- явление субъективное, a iusta causa - объективное.
См.: De Robertis. La espropiazione per pubblica utilita nel diritto romano. Bari, 1936; Arias Sonet. Dominio у utilidad publica en derecho romano // Homenaje a Perez Serrano. 1. 1959. P- 30 et suiv.
3 См.: Ciapessoni. Spunti critici in tema di servitu legali. Pavia, 1937; Biondi. La categoria romana delle servitutes. Milano, 1938. P. 31 e sgg. Цицерон, de leg. 2.24.61. Lex Ursonensis. 72 и 74.
§113
Собственность и
гужевого транспорта по своей земле. В случае разрушения или затопления дороги собственник ближайшего к разрушенному участку пути земельного участка должен был предоставить проход (Яволен, 10 ex Cass. D. 8.6.14.1).
- Ограничения, наложенные на прибрежные участки. Собственники этих участков обязаны разрешать мореплавателям и рыбакам пользоваться берегом для нужд мореплавания и рыболовства (Гай, 2 rer. cott. D. 1.8.5).
-Ограничения на пользование недрами. Классическое право допускало извлечение минеральных ресурсов только на общественной территории, но никак не на участках, принадлежащих иным лицам. Конституция 382 г. н.э. (CTh. 10.19.10.14; CI. 11.7.3, 11.7.6) предоставляла право добычи и вывоза полезных ископаемых на чужих участках с обязательством выплачивать 10% доходов фиску и еще столько же - собственнику участка.
- Экспроприация в связи с общественной необходимостью. В классическом праве не было предусмотрено какого-либо общего принципа, позволявшего изымать у гражданина его имущество25. Однако магистраты, пользуясь своей властью (imperium) и заручившись разрешением сената, в ряде конкретных случаев имели право распоряжаться имуществом частных лиц: сносить вследствие необходимости частные дома26 в качестве конфискации или в качестве наказания за преступления, совершенные рабами (по сенатусконсульту Силаниана). Император Август и его преемники воздерживались от применения мер по экспроприации земельных участков, принадлежащих частным лицам27.
§ 113. Общая собственность (condominium)
Когда несколько лиц являются собственниками одной и той же вещи, между ними возникает ситуация кондоминия, или совместной собственности28. Цельс (6 dig. D. 13.6.5.15) утверждал, что «не может существовать собственности или владения одной и той же вещью, которые осуществляются двумя лицами в полном объеме (in solidum)»-Этот принцип соответствовал представлению об исключительности права собственности, которого придерживались римляне. Вместе с тем
^„^собственность
§113
25 Nicolini. La proprieta, il Principe e 1'espropiazione per pubblica utilita. Milano, 1940; Schulz. I principii, cit. P. 139 e sgg.
26 Цицерон, de off. 3.16.66; CI. 8.11(12).9: конституция 393 г.
27 При постройке своего нового форума Август отказался от экспроприации частных земельных участков: Светоний, Aug. 56.2.
28 См.: Bonfante. Corso, cit. 2. P. 3 e sgg.; Idem. Scritti. 3. P. 425 e sgg.; Gaudemet. Etude sur le regime juridique de Pindivision. Paris, 1934; Guarino: v. communione // ED (с библиографией).
юристы допускали возможность неделимости общей вещи, которая понималась как собственность, подразделенная на некие идеальные доли: (<дладение всей вещью рассматривается как владение совокупностью всех ее долей». Решения юристов отражают это абстрактное понимание собственности, подразделенной на идеальные доли29, однако у них так и не были сформулированы ни обобщенное понятие общей собственности, ни, тем более, ее теория. Средневековые и современные интерпретаторы при выработке своих собственных представлений исходили из идеи о полной или частичной собственности нескольких субъектов и пытались подкрепить ее ссылками на римские источники30.
Ситуация общности имущества (communio) может возникнуть добровольно или случайно. Первый вариант осуществляется посредством заключения договора товарищества или добровольного действия нескольких лиц, договаривающихся объединить имущества путем внесения пропорциональных долей из их собственности. Случайное объединение имуществ (communio incidens) происходит в результате совместного приобретения несколькими лицами одной и той же вещи, например применительно к наследству или легату или же в силу физического слияния вещей, разъединить которые невозможно (commixtio - для твердых материалов, confusio - для жидкостей).
Древнейшим проявлением общей собственности являлся так называемый consortium ercto non cito, который имел место в случае множества своих наследников или детей умершего paterfamilias (см.: Гай. 3.154а).
Применительно к этой форме общности имущества, зафиксированной древнейшим правом, преобладал принцип солидарного распоряжения общей вещью. Каждый сособственник был полноправным распорядителем всей имущественной массы. Поэтому любой из них имел право продать общее имущество или отпустить на волю общего раба. Но возможность такого распоряжения была ограничена правом вето всех остальных сособственников (ius prohibendi). В соответствии с этим правом вето любое действие одного из участников, связанное с распоряжением общей вещью, должно было быть немедленно прекращено в случае, если ему возражали прочие сособственники. Другим правом, порожденным этой примитивной формой общности имущества, являлось право приращения (ius adcrescendi). Считалось, что право любого сособственни-ка п° своей природе абсолютно, но ограничено лишь конкуренцией прав
Ульпиан, 48 Sab. D. 45.3.5: «Неделимые вещи делятся на части скорее рассудком, чем в °Ы"пвителъности».
Ьонфанге (Bonfante. Corso. 2. P. 10) критикует так называемую догматику за стремление исследовать абстрактные построения римских юристов с точки зрения дедуктивной логи-101 и за применение прокрустовых методов в работе с источниками. Обзор современных тсорий по этой проблеме см.: Volterra. Istituzioni. P. 306 (примеч. 2).
§113
Собственность и владение
остальных совладельцев. Если один из титулодержателей кондоминия выбывает, то права всех остальных участников договора немедленно распространяются на освободившуюся долю в соответствии с принципом так называемой эластичности права собственности.
В классическом праве господствовала система неделимой собственности (pro indiviso). В рамках этого правового режима каждый со-собственник, будучи титулодержателем одной из идеальных долей, свободно распоряжается своей собственной частью имущества, а в том, что касается прибылей или издержек, участвует пропорционально своей доле в общем имуществе31. Если распоряжение распространяется на какое-либо неделимое право или имущество (например, отпуск на волю общего раба или установление сервитута), то требовалось принятие совместного решения всех сособственников. Каждый из них может пользоваться и осуществлять управление общим имуществом при условии, что этому не воспрепятствует своим вето или запрещением другой собственник. Этого можно избежать, заручившись предварительным согласием всех сособственников.
В эпоху Юстиниана пользование правом вето (ius prohibendi) предусматривалось лишь в том случае, если это шло на пользу всему товариществу (D. 8.2.26: интерполяция), а решение, касающееся распоряжения совместным имуществом, требовало утверждения со стороны судьи32. Стремясь придать принудительным товариществам (societas involuntaria) юридическую форму, Юстиниан зачислил их в разряд квазиконтрактов.
III. ИНТЕРДИКТЫ И
§ 114. Интердикты
С помощью интердиктов претор покровительствует определенным фактическим ситуациям (possessio ad interdicta). Интердикты классифицируются по категориям, в зависимости от цели их предоставления, каковой могло быть:
- удержание владения (retinendae possessionis) для предотвращения актов, наносящих вред и препятствующих осуществлению владения;
- восстановление владения (recuperandae possessionis) в пользу того, у кого оно было отнято;
- приобретение владения (adipiscendae possessionis)1. Сюда же относятся специальные интердикты: о наследстве, интердикты quorum bonorum и quod legatorum, а также Сальвиев интердикт, предоставляемый для гарантирования вещных прав2.
А) Интердикты об удержании владения
Пользователю общественных земель (ager publicus) или плательщику ренты за пользование государственной землей претор представляет интердикт об удержании владения в форме «как владеете» (uti possidetis). Формула интердикта такова: «Я запрещаю кому бы то ни было препятствовать силой осуществлять владение указанным домом (или земельным участком); владейте так, как владеете (в настоящее время) данной вещью, если это владение не является насильственным, тайным и не полученным прекарно от другого лица»1. Претор, на основании заявления владельца, предписывал лицу, беспокоившему фактического владельца, отказаться от действий такого рода, если только владение последнего не будет признано порочным4.
31 По поводу актов распоряжения идеальными долями существует множество казусов: Виндикационный иск об истребовании доли (rei vindicatio): D. 6.1.3.2, 10.3.8.1; узуфрук1 на долю в общем имуществе: D. 7.6.5.2; ипотека: CI. 8.20.21.
32 Д'Орс (D'Ors. Derecho Privado Romano. § 185) говорит, что утверждение о том, будто Юстиниан передал право принимать решения большинству, не находит подтверждения в источниках. Объективная полезность должна быть установлена в суде, как это происходит, например, в случае с управлением делами третьего лица без поручения (negotiorum gestio). Вместе с тем нельзя считать правильным и утверждение о том, что во всех случая" требовалось единодушное решение всех участников.
Гей. 4.143: «Следующая - классификация интердиктов о приобретении, удержании и восстановлении владения». Как и в других случаях, у Гая речь идет о схоластической классификации, включающей определенные и специальные интердикты, которые не столько защищают владение, сколько способствуют его приобретению.
г*й (4.145—146) относит сюда и интердикт, который некоторые называют поссессорным: °н предоставлялся покупателю, приобретающему имущество по конкурсу (bonorum ^Ptor) или на публичных аукционах.
Ульпиан, 69 ed. D. 43.17.1 рг.; Гай. 4.160; Fest. 233; Lenel. Edictum Perpetuum. § 247. См.: Qapessoni. Appunti sul testo edittale degli interdetti «uti possidetis» e «utrubi» // Studi Alber-
Uo этом интердикте, единственном, формула которого говорит о possidere, см.: D. 43.17; - 8.6.
§114
Интердикты и иски
интердикты
§114
Постепенно, с развитием римского права, этот интердикт распространился на множество подобных случаев. Защита посредством интердиктов предоставлялась и в отношении движимых вещей посредством интердикта «у кого из двух» (utrubi). Формула его была следующей: «Я запрещаю кому бы то ни было применять силу и требую оставить этого спорного раба у того, в чьей власти он находился большую часть года, если только он не захватил раба силой или тайно и не получил его прекарно от другого»*.
Претор предоставлял интердикт об удержании владения в том случае, если в качестве просителей выступали:
-лица, пользующиеся общественной землей (ager publicus), или плательщики ренты за пользование государственной землей;
- собственники, цивильные или бонитарные, даже если впоследствии окажется, что они на самом деле не являются таковыми;
- залоговые кредиторы, для удержания залога;
- секвестрарии, или хранители спорной вещи, которую необходимо вернуть к определенному сроку или при определенных обстоятельствах;
- те, кто по определенным причинам изъяли чужое имущество6. Защита посредством предоставления преторского интердикта не
распространялась на так называемых простых держателей, которые не были настоящими владельцами, потому что, удерживая вещь, они могли сослаться только на отношения с лицом, от которого они эту вещь получили. Таковыми являются:
- депозитарии;
- обычные арендаторы; У
- ссудополучатели; .:
- узуфруктуарии.
Интердикты uti possidetis и utrubi способствуют удержанию владения. Первый предоставлялся прежде всего тем, кто владел недвижимостью на момент судебного разбирательства, а второй - лицам, владевшим движимым имуществом наибольшее время в течение последнего года7. При этом в последнем случае могло быть учтено и то время, в
5 Гай. 4.160; Lend. Edictum Perpetuum. § 264. См. также указанную статью Чиапессони (с. 15 и примеч. 3).
6 При перечислении мы следуем за А. Д'Орсом: D'Ors. Derecho Privado Romano. § 143.
7 Возникает вопрос о том, не следует ли считать интердикт utrubi интердиктом о восстановлении владения вместо его удержания; ведь вещь не находится во владении у того лица, которое ходатайствует о предоставлении интердикта, но оно имеет на нее преимущественное право, поскольку удерживало эту вещь в течение большего времени за последние несколько месяцев. Д'Орс (D'Ors. Derecho Privado Romano. § 144, примеч. 1) считает, что в качестве possessor предстает не тот, кто владеет вещью фактически, но тот, кто выиграл процесс по поводу данной вещи; таким образом, тот, кто одержал победу
чение которого вещь находилась в руках предыдущего хозяина, у ко-орого и была приобретена (accessio possessionis).
В формулах обоих интердиктов присутствует одна и та же клаузула- владение исключается в отношении того, кто приобрел вещь у другого насильственным путем, или тайно, или прекарно (пес vi пес clam пес precario, alter ab altero)». Все вышеперечисленные акты считались порочными, следовательно, и владение, основанное на любом из них, рассматривалось как порочное8. Лишь эта клаузула могла привести к отстранению владельца в пользу лица, способного в свою пользу сослаться на порочность источника происхождения владения. Если же речь шла о каком-либо третьем лице, то порочный характер владения не мешал фактическому владельцу вещи выиграть процесс по интердикту. Этот факт позволяет понять особое положение прекариста, который был защищен интердиктом против третьих лиц, но не против истинного хозяина вещи, переданной на правах прекария. Прекарий - это простейшая форма владения, которое может быть отозвано лицом, его предоставившим9. Зачастую прекарист являлся клиентом своего патрона, кото* рый предоставлял ему определенный участок земли в безвозмездное пользование10. Для восстановления владения, предоставленного прека-ристу, использовался интердикт «о том, что дано в качестве прекария» (quod precario), который, по сути, являлся восстановительным интердиктом, как и характеризуемые ниже.
В) Интердикты о восстановлении владения
Эти интердикты имели целью восстановить во владении лицо, у которого оно было отнято. Интердикт о насилии (unde vi) предоставлялся в том случае, если владелец был насильственно изгнан со своего участка ответчиком или его рабами". Формула данного интердикта такова: «Ты должен восстановить владение истца в отношении того земельного участка, откуда ты или твои рабы его изгнали, а также в отношении всего того, чем он в тот момент владел на данном участке, не
при utrubi, - это владелец, и данный интердикт всегда предоставляется только для удержания вещи.
Понятие «порок» распространяется и в отношении цивильного владения; беспорочное падение квалифицировалось как iusta, а порочное - как iniusta. См.: Suman. lusta et iniusta Possessio // Atti R. Instil. Veneto. 76. 1917. P. 1601 e sgg.