Внешняя политика СССР и России во второй половине ХХ и в первое десятилетие XXI вв. «Холодная война» и проблема её завершения.
В отношении Содружества Независимых Государств Россия с конца 1991 г. вела политику определения круга своих и общих интересов. 15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали только 6 из 11 стран: Армения, Казахстан, Россия,
Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан). Позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия.
В мае 1997 г. были урегулированы спорные вопросы между Россией и Украиной путем подписания договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана. Однако военные конфликты,
разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), вынудили руководство России оставить на их территории часть своих войск в качестве миротворческих сил.
2 апреля 1996 г. в Московском Кремле в торжественной обстановке президенты России и Белоруссии Б.Ельцин и Лукашенко подписали "Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России", который предусматривал воссоздание в 1996-1997 гг. единого экономического и финансового пространства.
С избранием президентом В. В. Путина российская дипломатия предприняла новые шаги по преодолению последствий
«холодной войны». Россия в одностороннем порядке ликвидировала военные базы во Вьетнаме и на Кубе,
утратившие для неё былое стратегическое значение.
После атаки террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября
2001 г. США начали долгосрочную кампанию борьбы с международным терроризмом. Как показало нападение экстремистов на здание музыкального центра «Норд-Ост» на Дубровке в Москве, он являетсяугрозой и для безопасности России. Учитывая новые реальности, Российская Федерация, как и другие страны СНГ, поддержала военную операцию США и их союзников против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане.
В то же время Россия стремилась к тому, чтобы действия, предпринимаемые против терроризма,
осуществлялись на основе международно-правовых норм и Устава ООН, а не односторонних силовых акций США, осуществляемых по выбору президента этой страны.
Успешно развивалось двустороннее торгово-экономическое сотрудничество России с Индией, странами исламского мира.
В то же время спектр разногласий между Россией и США постепенно расширялся. Ещё в 2002 г.
Соединённые Штаты в одностороннем порядке вышли из договора по ограничению систем ПРО, затем началась подготовка к развёртыванию противоракетных комплексов на территории Польши и обслуживающего их радара в Чехии. В
августе 2008 г. Грузия начала военную операцию против cамопровозглашённого государства Южная Осетия,
был атакован российский миротворческий контингент. Ответные действия вооружённых сил России,
операция по принуждению Грузии к миру завершилась разгромом основных сил агрессора. Россия признала в качестве независимых государств вышедшие из состава Грузии Абхазию и Южную Осетию.
Российско-грузинский конфликт привел к росту противоречий между Россией и Соединёнными Штатами.
Дальнейшее обострение отношений по линии Россия — США и их союзников предотвратило наступление
глобального финансового кризиса, охватившего осенью 2008 г. большинство стран мира. Возникла необходимость их тесного сотрудничества, для того чтобы согласовать экономическую политику и тем самым предотвратить углубление кризиса. В ноябре 2008 г. в Вашингтоне состояв встреча лидеров 19
крупнейших стран мира и представителей ЕС , в целом контролирующих 90 % производства мирового ВНП, 80 % мировой торговли. В число «двадцатки» вошла и Россия, предложившая комплекс мер по оздоровлению мировой экономики, следующие встречи (апрель и сентябрь 2009 г.) позволили наметить ряд конкретных, согласованных шагов по выходу из кризиса.
С приходом к власти в США новой администрации демократа Б. Обамы (январь 2009 г.), выдвинувшей идею «перезагрузки" отношений с Россией, их освобождения от негативов прошлых лет, уровень напряжённости между Москвой и Вашингтоном несколько снизился. Реализация планов по развёртыванию систем ПРО США в Восточной Европе была отложена. 8 апреля 2010 г. в Праге президентом США Б. Обамой и Президентом России Д.А. Медвед был подписан Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
Расширилось международное сотрудничество в сфере борьбы терроризмом, Россия разрешила транспортировку военных грузов в Афганистан через свою территорию. Российские боевые корабли совместно с силами НАТО, начали операции против морского пиратства. Возобновился диалог по линии Россия — НАТО. Возрастающие масштабы приобретает сотрудничество в мирном освоении космического пространства, борьбе с негативным воздействием загрязнения окружающей среды на жизнедеятельность человека. После Второй мировой войны мир был фактически разделен на сферы влияния между двумя блоками с разными социальными системами. СССР стремился к расширению «социалистического лагеря», руководимого из единого центра по образцу советской командно-административной системы. США, в свою очередь, стремились к такому переустройству мира,
при котором будут созданы благоприятные условия для деятельности частных корпораций и усиления влияния в мире. Но примерное равенство сил между блоками, а затем и угроза ракетно-ядерного уничтожения мира в случае войны между СССР и США удерживали правителей сверхдержав от прямого столкновения. Таким образом возникло явление «холодная война», которая так и не вылилась в мировую войну, хотя постоянно приводила к войнам в отдельных странах и регионах (локальным войнам).
5 марта 1946, выступая в присутствии президента США Трумэна в Фултоне, У.Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира». Черчилль призвал «англосаксонский мир», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР. Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «холодной войны».
В 1946–1947 СССР усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море, что могло быть прелюдией к захвату страны. В этих условиях Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание»
СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма. «Холодная война» началась.
В 1947 государственный секретарь США Джордж Маршалл заявил, что США готовы предоставить странам Европы материальную помощь для
восстановления экономики. Первоначально даже СССР включился в переговоры о предоставлении помощи,
но вскоре выяснилось, что американская помощь не будет предоставлена странам, в которых правят коммунисты. США требовали политические уступки: европейцы должны были сохранить капиталистические отношения и вывести коммунистов из своих правительств. Под давлением США коммунистов исключили из
правительств Франции и Италии, и в апреле 1948 года 16 стран подписали план Маршалла о
предоставлении им помощи в 17 миллиардов долларов в 1948–1952. В январе 1949 большинство стран
Восточной Европы объединилось в экономический союз – Совет экономической взаимопомощи.
Эти события закрепили раскол Европы. В апреле
1949 США, Канада и большинство стран Западной Европы создали военный союз – Североатлантический
блок (НАТО). СССР и страны Восточной Европы только в 1955 ответили на это созданием своего военного
союза – Организации Варшавского договора.
Особенно тяжело раздел Европы сказался на судьбе Германии – линия раскола проходила по территории страны. Восток Германии была оккупирован СССР, запад – США, Великобританией и Францией. В мае 1949 земли, находившиеся в западной зоне оккупации, объединились в Федеративную Республику Германия (ФРГ). Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом, связанным с ФРГ. В октябре 1949 в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).
Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками. Противники стремились достичь превосходства именно в области атомного, а затем ядерного оружия, а также в средствах его доставки. Вскоре таким средствами помимо бомбардировщиков стали ракеты. Началась «гонка» ракетно-ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики обоих блоков. Для обеспечения нужд обороны создавались мощные объединения государственных, промышленных и военных структур – военно-промышленные комплексы (ВПК). В 1949 г. СССР испытал собственную атомную бомбу.
Первое столкновением двух систем произошло в Китае – крупнейшей по населению стране мира. После Второй мировой войны северо-восток Китая, занятый советской армией, был передан Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подчинявшейся Коммунистической партии Китая (КПК). НОАК получила захваченное советскими войсками японское оружие. Остальная часть страны подчинялась признанному во всем мире правительству партии Гоминьдан во главе с Чан Кайши. Первоначально планировалось проведение общенациональных выборов в Китае, которые должны были решить, кто будет править страной. Но обе стороны не были уверены в победе, и вместо выборов в Китае разразилась гражданская война 1946–1949. В ней победила КПК во главе с Мао Цзэдуном.
Второе крупное столкновение двух систем в Азии произошло в Корее. После Второй мировой войны эта страна оказалась расколотой на две зоны оккупации – советскую и американскую. В июне 1950 началась война в Корее, в которую были вовлечены США, Китай и небольшие подразделения других стран.
марте 1953 умер Сталин, и новое советское руководство во главе с Никитой Хрущевым стало искать пути улучшения отношений с Западом.
1953–1954 были прекращены войны в Корее и Вьетнаме. В 1955 СССР установил равноправные отношения с Югославией и ФРГ. Великие державы договорились также предоставить нейтральный статус оккупированной ими Австрии и вывести из страны свои войска.
1956 ситуация в мире снова ухудшилась в связи с волнениями в социалистических странах и попытками Великобритании, Франции и Израиля захватить Суэцкий канал в Египте. Но на этот раз обе «сверхдержавы»
– СССР и США – приложили усилия к тому, чтобы конфликты не разрастались.
1960 отношения между СССР и США снова ухудшились. Американцы отправили в полет над территорией
СССР разведывательный самолет У-2. Он летел на высотах, недоступных для истребителей, но был сбит ракетой. Разразился скандал. Хрущев ждал извинений от Эйзенхауэра на предстоявшей встрече в верхах. Не получив их, Хрущев резко прервал встречу с президентом.
Не успел Кеннеди оправиться от этого поражения, как его настиг новый кризис. На первой же встрече с новым американским президентом в апреле 1961 Хрущев потребовал изменить статус Западного Берлина. Берлин использовался для работы западных разведок, через его территорию шел неконтролируемый коммунистами культурный обмен. Люди могли почти беспрепятственно переходить через границу между
«двумя мирами». Это приводило к «утечке мозгов» – получившие дешевое образование в ГДР специалисты затем бежали в Западный Берлин, где их работа лучше оплачивалась.
Кеннеди отказался пойти на уступки СССР и ГДР, что привело к Берлинскому кризису. Хрущев не решился на военное столкновение. Власти ГДР в августе 1961 просто окружили Западный Берлин стеной. Эта стена стала символом раздела Европы и Германии на две враждебные части, символом «холодной войны».
Советский Союз был со всех сторон окружен американскими военными базами, на которых находилось ядерное оружие. Пользуясь тем, что кубинские лидеры неоднократно просили СССР защитить их от возможного нападения США, советское руководство приняло решение установить на Кубе ядерные ракеты среднего радиуса действия. В октябре 1962 это привело к Карибскомукризису.
В результате кризиса, который ближе всего подвел мир к грани ракетно-ядерной катастрофы, был достигнут компромисс: СССР убирает ракеты с Кубы, а США гарантируют Кубу от военного вмешательства и выводят свои ракеты из Турции.
Карибский кризис многому научил как советское, так и американское руководство. Лидеры сверхдержав осознали, что они могут привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, «холодная война» пошла на спад. СССР и США впервые договорились об ограничении гонки вооружений. 15 августа 1963 был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и в воде.
Заключение договора 1963 не означало окончания «холодной войны». Уже в следующем году, после гибели президента Кеннеди, соперничество двух блоков обострилось. Но теперь оно было вытеснено подальше от границ СССР и США – в Юго-восточную Азию, где в 60-первой половине 70-х гг. развернулась война в Индокитае.
60-е международная обстановка коренным образом изменилась. Обе сверхдержавы столкнулись с большими трудностями: США увязли в Индокитае, а СССР втянулся в конфликт с Китаем. В результате обе сверхдержавы предпочли перейти от «холодной войны» к политике постепенной разрядки международной напряженности («разрядке»).
период «разрядки» были заключены важные договоренности по ограничению гонки вооружений, в том числе договоры по ограничению противоракетной обороны (ПРО) и стратегических ядерных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2). Однако договоры ОСВ имели существенный недостаток. Ограничив общие объемы ядерного оружия и ракетной техники, он почти не касался размещения ядерного оружия. Между тем противники могли сосредоточить большое количество ядерных ракет в наиболее опасных точках мира, даже не нарушая согласованные общие объемы ядерных вооружений.
Окончательно разрядку похоронило вторжение советских войск в Афганистан в 1979. «Холодная война» возобновилась. В 1980–1982 США вели против СССР серию экономических санкций. В 1983 президент США Рейган назвал СССР «империей зла». Началась установка новых американских ракет в Европе. В ответ на это генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов прекратил все переговоры с США.
Внутренние факторы гораздо существеннее подтачивали основы системы «реального социализма», чем действия США во время «холодной войны». В то же время кризис, в котором оказался СССР, ставил на повестку дня вопрос об «экономии на внешней политике». Несмотря на то, что возможности такой экономии преувеличивались, начавшиеся в СССР реформы привели к завершению «холодной войны» в
1987–1990.
В ноябре 1985 Горбачев встретился с Рейганом в Женеве и предложил значительно сократить ядерные вооружения в Европе. Решить проблему было еще нельзя, потому что Горбачев требовал отмены СОИ, а Рейган не уступал.
Однако после встречи в Женеве отношения между СССР и США вновь обострились. СССР поддержал Ливию в ее конфликте с США. США отказались соблюдать договоренности по ОСВ, которые выполнялись даже в годы конфронтации 1980–1984. Это был последний всплеск «холодной войны». После неудачной встречи в Рейкьявике в 1986 два президента наконец пришли к соглашению в Вашингтоне в декабре 1987– американские и советские ракеты среднего радиуса действия выводились из Европы.
декабре 1988 Горбачев заявил в ООН об одностороннем сокращении армии. В феврале 1989 советские войска были выведены из Афганистана, где продолжилась война между моджахедами и просоветским правительством Наджибуллы.
декабре 1989 у берегов Мальты Горбачев и новый президент США Джордж Буш смогли обсудить ситуацию фактического прекращения «холодной войны». Буш обещал предпринять усилия в направлении распространения на СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле США, что было бы невозможно, если бы «холодная война» продолжалась. Новые правительства стран Восточной Европы требовали скорейшего вывода советских войск со своей территории. У СССР не было ни возможностей, ни желания сохранять свое военное присутствие. В 1990 начался вывод войск, в июле 1991 были распущены Варшавский договор и СЭВ. Единственной мощной военной силой в Европе осталась НАТО. СССР не надолго пережил свой военный блок. В августе 1991 в результате неудачной попытки руководителей СССР
установить авторитарный режим (так называемый ГКЧП) реальная власть перешла от Горбачева к руководителям республик СССР. Прибалтика вышла из Союза. В декабре 1991, чтобы закрепить свой успех в борьбе за власть, руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской пуще соглашение о роспуске СССР и создании Содружества независимых государств. Завершение «холодной войны» и распад
СССР имеют общую причину – кризис государственного социализма в СССР.