Теория неправопреемственности.
Правопреемство включает в себя:
Ø Фактическое правопреемство представляет собой смену суверенитета государства-предшественника над определённой территорией суверенитетом государства-преемника. Возникновение фактического правопреемства возможно в силу появления определенных юридических фактов, называемых фактическими ситуациями.
К фактическим ситуациям, являющимся основанием для юридического правопреемства, относятся:
1) передача (получение) одним государством определенной части своей территории другому независимому государству;
2) отделение определенной части государственной территории;
3) объединение одного государства с другим (возникновение федерации, инкорпорация государства);
4) появление нового независимого государства путем:
а) приобретения суверенитета на ранее зависимой территории;
б) распада государства на два и более субъекта международного права;
в) образование независимого государства на части государственной территории, отделившейся от государства-предшественника (например, при отделении субъекта федерации).
Ø Юридическим правопреемством является переход определенного комплекса международных прав и (или) обязанностей от предшественника к преемнику, реализующийся в процессе разграничении объектов правопреемства.
25. Правопреемство государств в отношении МД.
Правила правопреемства в отношении МД:
1.При разделении государства на несколько новых – если остается государство-предшественник, то его договорные отношения не изменяются; все остальные государства самостоятельно определяют для себя участие в конкретном международном соглашении.
2.При объединении все договоры сохраняют силу, но применяются в той части территории объединенного гос-ва, в отношении которого эти договоры находились в силе в момент правопреемства.
3.Если создается абсолютно новое государство, то оно не несет обязательств по договорам государства-предшественника.
Государство-правопреемник должно выразить согласие на участие в международном договоре государства-предшественника. Происходит официальное уведомление государства-преемника о намерении участвовать в международном договоре.
Еще одна точка зрения:
1) В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabularasa («чистой доски»): новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями.
Новое независимое государство не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории — объекта правопреемства.
Новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства государство-предшественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора).
2) Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории:
- договоры государства-предшественника утрачивают силу;
- договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями.
Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории — объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения.
3) При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.
4) При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.
О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и/или его участникам.
26. Правопреемство государств в отношении гос-ной соб-ти, гос-ных архивов и гос-ных долгов.
Согласно Конвенции государственная собственность (предшественника) — это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.
Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые принадлежат ему и хранятся им согласно его внутреннему праву.
Под государственным долгомпонимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.
Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государством-предшественником и государством-преемником.
Переход гос-й собственности осуществляется без компенсации, если стороны не договорились об ином. Вся гос-я собственность делится на движимое и недвижимое имущество. В отношении движимого имущества действует территориальный принцип: если такое имущество использовалось определенной территорией, либо было зарегистрировано на данной территории, то такое имущество отходит тому гос-ву, на территории которого оно использовалось или было зарегистрировано.
Недвижимое имущество делится на имущество, находящееся внутри территории и находящееся за рубежом.
Имущество внутри территории – применяется территориальный принцип, производится юридическое переоформление.
Имущество за рубежом – гос-ва заключают соглашение о разделе такой собственности в соответствии с правилами квотирования (квоты д.б. справедливыми – площадь территории гос-ва и кол-во населения).
При отсутствии соглашений действуют следующие правила:
1. При передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:
Ø все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;
Ø часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;
Ø государственный долг (в справедливой доле)
2. При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику переходят:
Ø находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественнику и находящаяся за границей К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;
Ø архивы, принадлежащие его территории, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления.
Ø Государственные долги к правопреемнику не переходят.
3. При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги.
4. При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:
Ø находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справедливой доле);
Ø относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;
Ø государственный долг (в справедливой доле).
5. При разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:
Ø находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;
Ø относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней;
Ø государственный долг (в справедливой доле).
Переход архивов не может сопровождаться компенсацией, закрепляется принцип сохранения целостности гос. архивных фондов государства-предшественника.
Часть архивов государства-предшественника, которая должна находится на территории государства-преемника в интересах нормального управления его территории переходит к этому преемнику.
Переходит часть архивов, имеющая непосредственное отношение к территории преемника.
Предшественник обязан предоставить преемнику сведения, касающиеся его права на территории, определяющие его границы, а также те, которые необходимы для уяснения смысла документов из переданных архивов.
27. Прекращение Союза ССР и вопросы правопреемства.
В процессе распада РСФСР начинает урегулирование отношений правопреемства. Алмаатинская декларация фиксирует сам факт ликвидации. Исходя из содержания декларации все члены СНГ рассматриваются как правопреемники. По молчаливому согласию, РФ рассматривалась как основной правопреемник - государство-продолжатель (учитывалось при определении в ООН и на м\ународной арене). Относительно неполитических объектов правопреемства, вопросы решались по м\ународным конвенциям и СНГ констатировали гарантию исполнения обязательств СССР. Меморандум СНГ о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров СССР, представляющих взаимный интерес.Общие правила:
A. по многосторонним договорам в каждом случае государство решало вопрос участия самостоятельно;
B. по двусторонним соглашениям Россия оставалась правопреемником, кроме случаев, связанных с территорией иного преемника;
C. особый порядок применялся в отношении договоров по ограничению вооружений - по договору об обычны вооружениях в Европе 1990 государства-участники СНГ подписали соглашение о принципах и порядке выполнения этого договора, подтвердив тем самым свое участие. По договору о нераспространении ядерного оружия 1968 основным правопреемником стала РФ, как государство обладающее ядерным оружием, остальные присоединились как безъядерные государства.
D.по правопреемству гос.собственности за рубежом - 1991 соглашение СНГ о праве каждого государства на справедливую долю, 1992 соглашение СНГ о распределении собственности за рубежом, где раздел соответствовал шкале распределения долей. В соответствии с договором о правопреемстве гос. долга и активов СССР 1991 бывшие союзные республики приняли на себя обязательства соразмерно участвовать в погашении и нести обязательства, связанные с погашением долга (доля России 61,34%).
E. правопреемство в отношении архивов было отражено в соглашении СНГ о правопреемстве в отношении гос.архивов бывшего СССР 1992 - каждое государство обладает теми архивами, что находятся на его территории - раздел по территориальному принципу
F. о гражданстве ФЛ - каждое государство решало самостоятельно.