Конститутивная теория признания
признание обладает правообразующим значением; если нет признания – то и нет субъекта международного права.
признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует.
Конститутивная теория была в основном широко распространена до Второй мировой войны.
Декларативная теория признания
признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер.
Признание нового государства не затрагивает прав, приобретённых им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.
Доктрина Тобара
Доктрина Тобара — политическая доктрина международно-правового характера, выдвинутая в 1907 году министром иностранных дел Эквадора Карлосом Р. Тобаром о непризнании новых правительств, пришедших к власти антиконституционным путём (то есть после государственного переворота правительств), пока эти правительства не будут признаны населением своей страны.
Доктрина Эстрада
Доктрина Эстрада — политическая доктрина международно-правового характера, провозглашенная в 1930 году секретарём по внешним связям Мексики Хенаро Эстрадой по вопросу о признании новых правительств. В противоположность доктрине Тобара, по доктрине Эстрады, новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в специальном акте признания со стороны иностранных государств. Таким образом возникновение нового правительства ставит перед участниками международного общения лишь вопрос о том, вступать или не вступать с ним в дипломатические сношения.
24. Правопреемство в международном праве: объекты и теории.
Правопреемство – переход с учетом основных принципов МП и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства к другому.
Отличается кодификацией – Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская Конвенция о правопреемстве гос-в в отношении гос собственности, архивов и долгов 1983 г.
Стороны: гос-во-предшественник и гос-во-правопреемник.
Случаи возникновения правопреемства:
1) Возникновение нового государства
2) Разделение одного государства на несколько новых
3) Объединение нескольких государств в одно
4) Отделение от гос-ва части территории и образование на ней самостоятельного гос-ва.
Правопреемство осуществляется принятием внутреннего акта гос-ва, где указываются основания, виды и особенности, затем заключаются двусторонние акты между государствами, где решаются вопросы в отношении каждого объекта.
Объекты правопреемства:
1. Международные договоры
2. Государственная собственность
3. Гос. долги и активы
4. Гос-е архивы
5. Членство в международных организациях
6. Гражданство физических лиц.
Теории правопреемства:
1) Негативная теория: Связана с институтом признания, отсутствие международной правосубъектности у нового гос-ва, т.е. его непризнание влечет за собой отсутствие прав в качестве государства-преемника.
2)Из этих же позиций исходят сторонники теории чистого листа:
государство-преемник начинает свое существование без любых обязательств, вытекающих не только из международных договоров.
3) Теория универсального правопреемства (теория континуитета) - Согласно этой концепции государство-преемник продолжает международную личность своего предшественника. Все международные права и обязанности старого гос-ва переходят к новому государству.