З этап:Переход от классического к современному межд праву (1919-1946).

МПП 2017

1. Понятие, особенности и функции современного МП.

МП – это совокупность юридических норм, создаваемых государствами посредством взаимоприемлемых договоренностей и представляющих собой правовой комплекс, который регулирует международные отношения.

Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:

ª по способу образования норм. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Нормы же международного права создаются самими его субъектами, и прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воли государств или других субъектов международного права;

ª по субъектам. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, субъектами международного права - суверенные государства, борющиеся за создание самостоятельного государства, нации и народы, международные организации и некоторые государственные образования, например Ватикан;

ª по предмету регулирования. Внутригосударственное право призвано регламентировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Предметом регулирования международного права являются межгосударственные отношения в широком смысле слова;

ª по источникам права. Нормы международного и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, постановлений, указов и т. п., международно-правовые - в виде международных договоров, обычаев, решений международных организаций, актов международных конференций и совещаний;

ª по способу реализации норм. Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государства. Обеспечение исполнения международно-правовых норм, в силу того что в международных отношениях отсутствует образование, стоящее над международно-правовыми субъектами, производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Функции международного права:

1) координирующая – в нормах международного права отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

2) регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;

3) обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;

4) охранительная – защита законных прав и интересов государства.

2. Система МП и её основные элементы. Кодификация отраслей МП.

Система МП – это объективно существующая совокупность внутренне взаимосвязанных элементов.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Кодификация отраслей МП –это процесс систематизации действующих норм МП.

Виды кодификаций:

· Официальная К - К, осуществляемая субъектам МП на междунар конференциях и в рамках междунар организаций.

Цели:

1. преобразование обычных междунар-прав норм в договорные

2. разработка новых междунар прав норм

3. пересмотр и уточнение отдельных м-п норм с исключением устаревших норм

4. четкое последовательное изложение норм, исключающих двоякое толкование

5. сближение позиций различных групп государств и различных правовых систем.

· Неофициальная К – К, производимая без участия государств общественными организациями, частными лицами. Главной разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация, осуществляемая учеными или их организациями.

Первая попытка создать кодекс международного права - австрийский юрист А. Домин-Петрушевич, который в 1861 г. опубликовал свой кодекс.

Официальная кодификация началась во второй половине прошлого века и была посвящена законам и обычаям войны. Главную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Лига Наций пыталась осуществить ряд кодификационных проектов, была созвана специальная конференция (без успеха).

Новый этап в истории кодификации - принятие Устава ООН, в котором говорится, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях, в частности, "поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации".

Во исполнение ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея создала механизм для такой кодификации. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права ООН.

Комиссия обеспечивает квалифицированную подготовку проектов кодификации по запланированной тематике. Проекты обсуждаются Шестым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН и передаются правительствам для представления замечаний. После этого Комиссия готовит окончательный проект, который и представляется дипломатической конференции для подготовки на его основе конвенции.

Кодификацией в своих областях занимаются и другие органы ООН. Значительна роль в этой области таких организаций системы ООН, как Международная организация труда (принявшая свыше полутораста конвенций), ЮНЕСКО и др. Уникальным для нашего времени случаем была III Конференция ООН по морскому праву, которая в течение 1973 - 1982 гг. подготовила Конвенцию ООН по морскому праву, похожую скорее не на кодекс, а на свод законов.

3. История развития МП, отличительные черты отдельных периодов.

Периодизация истории межд права:

ª предыстория межд права (с древних веков до конца средних);

ª классическое межд право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);

ª переход от классического к современному межд праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

ª современное межд право - право Устава ООН.

1 этап:

ДРЕВНИЕ ВЕКА

Субъектами межд отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций.

Несмотря на жестокость нравов межд связей, накопленный опыт имел существенное значение для будущего межд права. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры.

Сложились определенные правила, регламентировавшие родоплеменные отношения, которые получили закрепление в обычаях.

С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникает «право народов» - совокупность правил, которые регулировали отношения по поводу ведения войн, основания царств, разделения имущества, установления границ полей, построения зданий, торговли, купли-продажи и др. «Право народов» регулировало как внутригосударственные, так и частично межгосударственные отношения, поскольку на начальном этапе становления межгосударственного права не было четкого различия между внутригосударственным и международным правом.

В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами.

Средние века

Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания межд права, оказалась Европа.

В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений, причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли.

Для данного периода была характерна ожесточенная борьба внутри самого европейского цивилизационного пространства.. Вся международная жизнь этого периода воспринимается в основном как жизнь государственных образований внутри Европы и жизнь самой Европы в мире. Европоцентризм - вот главная особенность средних веков.

2 этап:

Классическое межд право.

Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование “права, кот определяет отношения между народами и правителями”. В практике гос-в он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что “известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством из них”.

Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла доктрина межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное число межд норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация использовалась дипломатией.

Развитие (1789-1919).Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.

Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений. Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.

Способы выражения согласия

Ø подписание

Ø обмен документами (нотами либо письмами)

Ø ратификация

Ø утверждение

Ø принятие

Ø одобрение

Ø присоединение

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года – международный документ закрепляющий основополагающие международно-правовые нормы, относящиеся к заключению, вступлению в силу, применению, расторжению, толкованию и соблюдению межгосударственных договоров.

Конвенция была подготовлена Комиссией международного права ООН и подписана в Вене (Австрия) в 1969 году. Конвенция вступила в силу в 1980 г.

Конвенция применяется к договорам, заключаемым между государствами в письменной форме. В Конвенции определяются условия, в которых государства могут делать оговорки к международным договорам при подписании, ратификации, утверждении или присоединении. Для этого необходимо, чтобы:

· оговорки не запрещались прямо этим договором; или

· входили в число разрешенных договором оговорок; и

· не были несовместимы с объектом и целями договора.

В Конвенции также прописана процедура принятия оговорок и возражений против них, юридические последствия принятия оговорок и возражений против них и снятия оговорок и возражений против них.

договор вступает в силу в порядке и в дату, указанные в договоре или иначе согласованные договаривающимися сторонами. Кроме того, в ней предусматриваются иные условия вступления в силу, в том числе, условия временного применения договора или его отдельных условий.

Поправки и изменения:

Допустимо соглашение об изменении положений многостороннего договора в отношениях между отдельными участниками, если это предусмотрено в договоре или не запрещается им, и если такое изменение не затрагивает прав и обязанностей остальных участников договора и не препятствует осуществлению объекта и целей договора.

Процедура

В случае, если споры между государствами о выходе, прекращении договора, приостановлении его действия не будут урегулированы в общем порядке в течение 12 месяцев с момента возражения, предписывается обращение к процедуре судебного разбирательства в Международном Суде ООН, международного арбитража или к процедуре разрешения споров, указанной в Приложении к Конвенции.

Причины агрессии

Акты агрессии принято разделять на прямые и косвенные:

Прямая агрессия

Вторжение или нападение вооружённых сил государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения; любая аннексия (насильственное присоединение) территории другого государства. К прямой агрессии относятся также бомбардировка или использование оружия против иностранного государства; блокада портов или берегов государства вооружёнными силами другого государства; нападение вооружённых сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы (флоты) другого государства; нарушение установленных международным соглашением условий военного присутствия на территории другого государства.

Косвенная агрессия

Засылка государством вооружённых банд и групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого государства, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Актом соучастия в агрессии считаются действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась последним для совершения акта агрессии против третьего государства.

16. Принцип территориальной целостности, неприкосновенности и нерушимости границ.

Теории и доктрины

Доктрина Тобара

Доктрина Тобара — политическая доктрина международно-правового характера, выдвинутая в 1907 году министром иностранных дел Эквадора Карлосом Р. Тобаром о непризнании новых правительств, пришедших к власти антиконституционным путём (то есть после государственного переворота правительств), пока эти правительства не будут признаны населением своей страны.

Доктрина Эстрада

Доктрина Эстрада — политическая доктрина международно-правового характера, провозглашенная в 1930 году секретарём по внешним связям Мексики Хенаро Эстрадой по вопросу о признании новых правительств. В противоположность доктрине Тобара, по доктрине Эстрады, новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в специальном акте признания со стороны иностранных государств. Таким образом возникновение нового правительства ставит перед участниками международного общения лишь вопрос о том, вступать или не вступать с ним в дипломатические сношения.

24. Правопреемство в международном праве: объекты и теории.

Правопреемство – переход с учетом основных принципов МП и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства к другому.

Отличается кодификацией – Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская Конвенция о правопреемстве гос-в в отношении гос собственности, архивов и долгов 1983 г.

Стороны: гос-во-предшественник и гос-во-правопреемник.

Случаи возникновения правопреемства:

1) Возникновение нового государства

2) Разделение одного государства на несколько новых

3) Объединение нескольких государств в одно

4) Отделение от гос-ва части территории и образование на ней самостоятельного гос-ва.

Правопреемство осуществляется принятием внутреннего акта гос-ва, где указываются основания, виды и особенности, затем заключаются двусторонние акты между государствами, где решаются вопросы в отношении каждого объекта.

Объекты правопреемства:

1. Международные договоры

2. Государственная собственность

3. Гос. долги и активы

4. Гос-е архивы

5. Членство в международных организациях

6. Гражданство физических лиц.

Теории правопреемства:

1) Негативная теория: Связана с институтом признания, отсутствие международной правосубъектности у нового гос-ва, т.е. его непризнание влечет за собой отсутствие прав в качестве государства-преемника.

2)Из этих же позиций исходят сторонники теории чистого листа:

государство-преемник начинает свое существование без любых обязательств, вытекающих не только из международных договоров.

3) Теория универсального правопреемства (теория континуитета) - Согласно этой концепции государство-преемник продолжает международную личность своего предшественника. Все международные права и обязанности старого гос-ва переходят к новому государству.

Установление границ

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом.

Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.

В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.

Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.

Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).

Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом). Географические границы, проведённые по параллелям и меридианам, встречаются в Африке и Америке, где они устанавливались государствами-метрополиями для колоний.

Согласно действующему Закону о государственной границе РФ, прохождение государственной границы РФ обычно устанавливается:

на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

на судоходных реках — посередине главного фарватера или тальвегу реки;

на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки;

на озёрах и иных водоёмах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;

на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоёмах — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до её затопления;

на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озёра и иные водоёмы, — посередине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде (ст. 5 Закона о государственной границе РФ).

Изменение:В соответствии с основопола­гающими принципами международного права — нерушимости государ­ственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государст­вами и заключения договора о новых границах между ними.

способы изменения государственной границы:

· Сделка о продаже территории

· Компенсация за передаваемую территорию.

· Обмен территориями.

· Восстановление исторических прав на территорию.

· Допускается изменение государственных границ и в порядке наказа­ния государства за агрессию.

Охрана государственной границы производится пограничными органами (в Российской Федерации — органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации) в пределах приграничной территории, а также Вооружёнными Силами (в Российской Федерации — войсками ПВО и ВМФ) — в воздушном пространстве и подводной среде.

Цель охраны государственной границы — недопущение противоправного изменения прохождения границы, обеспечение соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

В Российской Федерации понятие приграничной территории включает в себя:

· пограничную зону,

· российскую часть вод пограничных рек, озёр и иных водоёмов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим,

· пункты пропуска через государственную границу, а также

· территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озёр и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. (ст. 3 Закона о государственной границе РФ)

Основания ответственности

В теории международного права выделяют два основания международно-правовой ответственности:

Юридическое (на основании чего?)- совокупность юридически обязательных международных актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение. Данные нормы могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фик­сирующих обязательные для государства правила поведения. Ими являются договоры, обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных органи­заций,, некоторые акты международных конференций и сове­щаний, отдельные односторонние акты государств международ­но-правового характера[11].

Фактическое (за что?)- это фактические действия (или бездействие) государства, которые включают в себя элементы состава правонарушения.

МПП 2017

1. Понятие, особенности и функции современного МП.

МП – это совокупность юридических норм, создаваемых государствами посредством взаимоприемлемых договоренностей и представляющих собой правовой комплекс, который регулирует международные отношения.

Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:

ª по способу образования норм. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Нормы же международного права создаются самими его субъектами, и прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воли государств или других субъектов международного права;

ª по субъектам. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, субъектами международного права - суверенные государства, борющиеся за создание самостоятельного государства, нации и народы, международные организации и некоторые государственные образования, например Ватикан;

ª по предмету регулирования. Внутригосударственное право призвано регламентировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Предметом регулирования международного права являются межгосударственные отношения в широком смысле слова;

ª по источникам права. Нормы международного и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, постановлений, указов и т. п., международно-правовые - в виде международных договоров, обычаев, решений международных организаций, актов международных конференций и совещаний;

ª по способу реализации норм. Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государства. Обеспечение исполнения международно-правовых норм, в силу того что в международных отношениях отсутствует образование, стоящее над международно-правовыми субъектами, производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Функции международного права:

1) координирующая – в нормах международного права отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

2) регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;

3) обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;

4) охранительная – защита законных прав и интересов государства.

2. Система МП и её основные элементы. Кодификация отраслей МП.

Система МП – это объективно существующая совокупность внутренне взаимосвязанных элементов.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Кодификация отраслей МП –это процесс систематизации действующих норм МП.

Виды кодификаций:

· Официальная К - К, осуществляемая субъектам МП на междунар конференциях и в рамках междунар организаций.

Цели:

1. преобразование обычных междунар-прав норм в договорные

2. разработка новых междунар прав норм

3. пересмотр и уточнение отдельных м-п норм с исключением устаревших норм

4. четкое последовательное изложение норм, исключающих двоякое толкование

5. сближение позиций различных групп государств и различных правовых систем.

· Неофициальная К – К, производимая без участия государств общественными организациями, частными лицами. Главной разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация, осуществляемая учеными или их организациями.

Первая попытка создать кодекс международного права - австрийский юрист А. Домин-Петрушевич, который в 1861 г. опубликовал свой кодекс.

Официальная кодификация началась во второй половине прошлого века и была посвящена законам и обычаям войны. Главную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Лига Наций пыталась осуществить ряд кодификационных проектов, была созвана специальная конференция (без успеха).

Новый этап в истории кодификации - принятие Устава ООН, в котором говорится, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях, в частности, "поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации".

Во исполнение ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея создала механизм для такой кодификации. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права ООН.

Комиссия обеспечивает квалифицированную подготовку проектов кодификации по запланированной тематике. Проекты обсуждаются Шестым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН и передаются правительствам для представления замечаний. После этого Комиссия готовит окончательный проект, который и представляется дипломатической конференции для подготовки на его основе конвенции.

Кодификацией в своих областях занимаются и другие органы ООН. Значительна роль в этой области таких организаций системы ООН, как Международная организация труда (принявшая свыше полутораста конвенций), ЮНЕСКО и др. Уникальным для нашего времени случаем была III Конференция ООН по морскому праву, которая в течение 1973 - 1982 гг. подготовила Конвенцию ООН по морскому праву, похожую скорее не на кодекс, а на свод законов.

3. История развития МП, отличительные черты отдельных периодов.

Периодизация истории межд права:

ª предыстория межд права (с древних веков до конца средних);

ª классическое межд право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);

ª переход от классического к современному межд праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

ª современное межд право - право Устава ООН.

1 этап:

ДРЕВНИЕ ВЕКА

Субъектами межд отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций.

Несмотря на жестокость нравов межд связей, накопленный опыт имел существенное значение для будущего межд права. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры.

Сложились определенные правила, регламентировавшие родоплеменные отношения, которые получили закрепление в обычаях.

С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникает «право народов» - совокупность правил, которые регулировали отношения по поводу ведения войн, основания царств, разделения имущества, установления границ полей, построения зданий, торговли, купли-продажи и др. «Право народов» регулировало как внутригосударственные, так и частично межгосударственные отношения, поскольку на начальном этапе становления межгосударственного права не было четкого различия между внутригосударственным и международным правом.

В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами.

Средние века

Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания межд права, оказалась Европа.

В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений, причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли.

Для данного периода была характерна ожесточенная борьба внутри самого европейского цивилизационного пространства.. Вся международная жизнь этого периода воспринимается в основном как жизнь государственных образований внутри Европы и жизнь самой Европы в мире. Европоцентризм - вот главная особенность средних веков.

2 этап:

Классическое межд право.

Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование “права, кот определяет отношения между народами и правителями”. В практике гос-в он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что “известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством из них”.

Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла доктрина межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное число межд норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация использовалась дипломатией.

Развитие (1789-1919).Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.

Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений. Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.

З этап:Переход от классического к современному межд праву (1919-1946).

В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждена первая всеобщая полит. организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии механизма межд-прав регулирования свидет положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все межд-прав споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата межд правосудия - первый постоянный межд суд.

Важным шагом в направлении к современному межд праву было принятие в 1928 г. Парижского пакта об отказе от войны как орудия нац политики.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному межд праву.

Наши рекомендации