Личность взяткодателя и взяткополучателя

Фактически взяткодатель не имеет никаких специфических характеристик, основным корруптором является организованная преступность.

Коррупционерсерьезно отличается по социально демографическим характеристикам: большое количество женщин (30% женщин, в других видах участвует 15% женщин), преобладают лица старших возрастов (30 и старше), лица с высшим образованием, занимающие высокое соц положение, позволяющее им решать проблемы коррупторов, отличаются социальной адаптированностью, практически нет рецидивистов, высокая доля семейных лиц.

Криминологические исследования показали, что на 1 месте- работники органов исполнительной власти (41%), 2- сотрудники правоохранительных органов (26%), 3- сотрудники контролирующих органов (9%), далее- таможня (3%), депутаты (1%).

Причины коррупции

1 блок- причины исторические

1. Многовековые традиции мздаимства (подарки, взятки чиновникам за выполнение того что они и так должны делать) и лихоимства (взятки за нарушения и злоупотребления по службе) на Руси

2. Слабое гражданское общество, неспособное вмешаться в дела государства (от сюда всесилие чиновничества)

3. Психология населения (о чем свидетельствую старинные поговорки из серии "не подмажешь- не поедешь")

2 блок- социально-экономические причины

1. Общие причины (экономические, социальные и тд). Особенно жульническая приватизация

2. Общая криминализация экономических отношений

3. Развивались коррупционные отношения чиновников с новыми собственниками, скупавшими целые научно-производственные комплексы по очень маленьким ценам

4. Ценообразование

5. Финансовая нестабильность

3 блок- организационно-управленческие

1. Возросла численность управленческих структур, 'кормящихся' выдачей всяческих разрешений, лицензий, квот, удостоверений, предписаний и тд

2. Отсутствие прозрачности в деятельности органов власти и управления

3. Появления слоя очень богатых людей, готовые решать свои юридические, бытовые, корпоративные и другие проблемы с помощью взяток и подкупа

4. Низкий уровень оплаты труда государственных служащих и работников правоохранительных органов

4 блок- правовые причины

Очень долго отсутствовало законодательство о коррупции, 25 декабря 2008 года был принят закон о противодействии коррупции и целый пакет документов, но каких-то позитивных сдвигов пока что не наблюдается, из-за

1. недостатки законодательства (пробелы.......)

2. Постоянные изменения нормативно-правового регулирования деятельности аппарата управления

3. Отсутствует антикоррупционная экспертиза законодательством

4. Ведомственный (слабый) характер служб ("сор не выносится из избы"). Выявляются только самые простые случаи взяток, привлекаются только невысокие должности, высокие не затрагиваются должности и сверхкрупные размеры взяток.

5 блок- нравственно-психологические причины

1. Ослабление моральных регуляторов поведения людей

2. Культ наживы (коррупция неизбежна и даже оправдана в условиях рыночных отношений)

3. Насаждение правового нигилизма

Противодействие коррупции

Достаточно слабое звено

Социально-экономические меры:

1. Снижение уровня криминализации экономики, сокращение ее теневого сектора. Проведения закупок товаров, оказание услуг через ОТКРЫТЫЕ конкурсы. Сокращение в экономике разрешительного принципа и замена его на уведомительный.

2. (!) Необходима политическая воля власти противодействию коррупции (государство должно отказаться от услуг людей, которые участвовали в коррупционных скандалах, но до сих пор входящих в политическую элиту)

3. Наладить эффективный парламентский контроль за высшими должностными лицами государства

4. Деятельность гос аппарата на всех уровнях должна быть прямо оговорена в законе, она должна быть открытой и прозрачной для гражданского общества

Организационно-управленческие меры

1. Сокращение аппарата управление

2. Сокращение численности гос служащих в сочетании с улучшением оплаты их труда и усилением их ответственности

3. Описать в законах прямого действия полномочия, компетенцию, права и обязанности должностных лиц с необходимой полнотой и четкостью, чтобы исключить двусмысленное толкование и произвол чиновников

Правовые меры:

1. Совершенствование ведомственного и надведомственного контроля, прокурорского надзора

2. Решение важного вопроса об иммунитетах (чтобы отсутствовали привилегии у чиновников или высших должностных лиц; все должны быть равны в своих правах (пример: нарушение пдд, прокурора отрустят)

3. Совершенствование законодательства о противодействии коррупции

4. Разработать и закрепить антикоррупционные стандарты поведения должностных лиц, определенные гарантии и запреты

5. Предупреждение коррупционных правонарушений допреступного характера и адекватное на них реагирование

6. Совершенствование деятельности служб собственной безопасности

7. Меры правового и идеологического воспитания (критика идей легализации коррупции и ее морального оправдания)

Политическая преступность

Ее определение всегда являлось сложной проблемой, потому что сложно отличить политического преступника от политически несогласного. В законодательства большинства стран политическая преступность не закрепляется, тк это противоречит международным пактам (всеобщей декларации прав человека, пакту о международных и политических правах и другим).

Криминологи пишут, что политическая мотивация не может быть криминализирована, криминализируется деяние, а не мотивы, иначе общество перестает быть демократическим.

Политическая преступность (по Кудрявцеву) - общественно -опасная форма борьбы правящих или оппозиционных элит за власть или ее неправомерное удержание.

Ее надо рассматривать с 3 позиций:

1.Уголовно-правовой

К политическим преступлениям относят насильственные преступления, направленные против основ конституционного строя: посягательство на жизнь госуд или общественного деятеля (ст. 277), насильственный захват власти направленный на изменение конституционного строя (ст.278), вооруженный мятеж (279), публичные призывы к экстремизму (280). Не все преступления в 29 главе УК можно отнести к политическим, например 'шпионаж' может быть совершен просто по корыстным мотивам.

2.Мотивационный подход

Совершение по политическим мотивам разных преступлений: против жизни и здоровья; против свободы, чести и достоинства (незаконное лишение свободы; незаконное насильственное помещение в психиатрический стационар); против конституционных прав и свобод человека (нарушение равноправия; неприкосновенности частной жизни; против общественной безопасности (терроризм, массовые беспорядки)); против мира и безопасности человечества (публичные призывы к войне; наемничество и тд)

3.Оценочный подход

Придание политического значения любому совершенному преступлению как потерпевшим так и государству. Подход позволяет рассматривать любое совершенное деяние, как политическое, если это в интересах правящей власти (характерно для тоталитарных государств).

Кудрявцев разделял политическую преступность на 3 вида:

1.Преступления совершенные по политическим мотивами отдельными лицами или группами лиц против государства, конституционного строя или его законных руководителей.

2.Преступления, совершенные по политическим мотивам отдельными лицами или группами лиц против своих политических конкурентов.

3.Преступления совершенные правящей группировкой тоталитарных режимов в собственных политических целях, против народа, полит партий и конкретных лиц.

Государственная измена: 2008- 6 случаев, 2010- 9 случаев, 2013- 5 случаев

Шпионаж: 2008- 2 случая, 2010 - 4 случая, 2013- 2 случая

Насильственный захват власти или удержание власти (ст 278): 2008-2, 2010- 1, 2013- 9 (можно посмотреть дополнительно эти случаи, почему так сильно увеличилось их количество)

Вооруженный мятеж: 2008-2, 2010-1, 2013-0

Экстремизм (ст 280): 2010- 51, 2012- 61, 2013- 143

В учебнике Эминова, Кудрявцева история развития политических репрессий есть. Посмотреть!

Историю политических репрессий надо связывать с именем Ленина. Сама идея диктатуры пролетариата уже носит агрессивный характер и приводится законодательное закрепление этой политики- инструкция Ленина и революционном трибунале, в которой говорится, что надо руководствоваться не законом, а революционном правосознанием. Постепенно нарастает количество расстрелянных по политическим мотивам. После войны количество расстрелянных по политическим мотивам снижается. Всего от репрессий пострадало более 60 млн человек (по Солженицыну 67, еще по каким-то данным 80 млн человек). К политическим преступлениям относят убийства некоторых журналистов.

Наши рекомендации