Предмет правового регулирования

— общественные отношения, регулируемые правом, а также объективно требующие правового регулирования.

— волевые социально значимые общественные отношения, регулируемые правом.

— обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права.

— это подконтрольные государству наиболее важные для развития государства, жизнедеятельности общества и отдельного индивида повторяющиеся волевые действия людей.

— фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. это трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и другие отношения. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Предмет теории государства и права

— изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений.

— явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия государства и права. К ним относятся: государство и право как явления цивилизации и культуры; основные понятия государства и права; основные правовые принципы; основные ценности государства и права; основные закономерности развития государства и права.

Преемственность в праве — заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем.

Презумпция невиновности

— закреплённое в праве предположение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке и не признана приговором суда.

— положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Презумпция

— факт, существование или отсутствие которого предполагается установленным (неустановленным), поскольку доказаны другие, находящиеся с ним в связи факты.

— предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.

Преступление

— виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

— предусмотренное уголовным законом общественно опасное, виновное деяние лица, достигшего возраста уголовной ответственности.

Прецедент — решение компетентного органа государственной власти, используемое как образец для решения других аналогичных дел.

Прецедент правовой

— (судебный или административный)[/h3] — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

— свойство вступившего в силу юрисдикционного решения (приговора суда, решения суда по гражданскому делу), состоящее в обязательности выводов данного решения относительно каких-либо фактов или правоотношений по этому делу для суда, разрешающего другое дело, связанного с первым содержательно и логически.

Признак — своеобразная особенность человека, вещи, явления.

Применение права

— властная организующая деятельность компетентных органов государства по реализации правовых норм в отношении конкретных жизненных случаев.

— государственно-властная деятельность компетентных органов государства или иных уполномоченных организаций, выражающаяся в принятии индивидуально-конкретных, персонифицированных правовых предписаний.

— это властно-организационная формально-обязательная деятельность управомоченных органов по обеспечению реализации норм права.

— властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. Стадии применения права: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т.е. их юридическая квалификация; вынесение решения по юридическому делу.

Применение правовых норм — властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Принуждение — привлечение субъекта помимо его воли к совершению каких-либо действий либо к претерпеванию каких-либо действий в отношении его со стороны других субъектов.

Принцип законности — верховенство закона, равенство перед законом, единство понимания закона.

Принцип разделения властей — рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Принцип — 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности; нормы поведения и деятельности.

Принципы законности — выработанные общественно-политической и юридической практикой требования, обеспечивающие поддержание режима законности в деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.

Принципы права

— исходные нормативно-руководящие начала, которые выражают главное, основное в праве.

— основные, исходные, руководящие идеи, выражающие смысл, содержание и социальное назначение права.

— основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

— это исходные начала, положения, идеи, лежащие в основе формирования и функционирования права.

— руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Основными общеправовыми принципами являются: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, законность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие, добросовестность, разумность, справедливость.

Принципы правотворчества — основные начала осуществления правотворческой деятельности. К наиболее важным принципам относятся: принцип законности, принцип научности, принцип использования правового опыта, принцип демократизма и связи с практикой. Принципы юридической ответственности — основные начала, в соответствии с которыми применяется юридическая ответственность. это принципы законности, гуманизма, ответственности за вину, справедливости, равенства перед законом, целесообразности, недопустимости удвоения наказания, неотвратимости наказания, индивидуализации наказания, оперативности.

Притязание — обеспеченная государством возможность управомоченного субъекта обратиться в компетентные органы за защитой своих субъективных прав в установленных законодательством порядке и форме.

Причины правонарушений — совокупность обстоятельств объективно-субъективного свойства, обуславливающих непосредственно совершение правонарушений.

Пробел — неполнота действующего законодательства, отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.

Пробел в законодательстве — отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Способами преодоления пробелов в законодательстве выступают аналогия закона и аналогия права.

Пробел в праве — отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.

Прокуратура — орган государства, осуществляющий надзор за законностью на подведомственной территории, расследование наиболее сложных правонарушений, а также поддерживающий обвинение в суде от имени государства.

Простейшие нормы морали — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Процедура — установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела (например, судебная процедура).

Процесс — 1) ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; 2) порядок разбирательства судебных и административных дел, а также само такое дело. Разрешительный тип правового регулирования — участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены.

Публичная власть

— аппарат государственных служащих, постоянно и повседневно осуществляющих функции государственной власти и управления на профессиональной платной основе.

— система властных отношений, осуществляемая в социально дифференцированном обществе правящей (политической) элитой, способной в силу экономических, военно-политических, социальных, социально-психологических и иных причин осуществлять принуждение в отношении большинства членов общества.

— социальная власть, субъектом которой выступает меньшая часть населения (правящая элита), способная в силу экономических, социально-психологических, военно-политических и иных причин осуществлять принуждение в отношении большинства членов социально неоднородного общества.

Публичное право

— область правового регулирования, объектом которого выступают отношения власти и подчинения (государственно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и др.).

— часть системы российского права, представляющая собой совокупность правовых отраслей, преимущественно выражающих общегосударственные (публичные) интересы.

Реализация норм права — это деятельность (процесс и результат) по претворению правовых предписаний в объективной действительности, т.е. реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом правомерном поведении субъектов.

Реализация права

— претворение предписаний юридических норм в жизнь, в деятельность субъектов права.

— осуществление субъектами права нормативно-правовых предписаний в форме использования прав, исполнения обязанностей, соблюдения запретов и применения норм права.

— претворение (воплощение) правовых предписаний в поведении участников правоотношений в форме соблюдения ими запретов, исполнения обязанностей, использования субъективных прав и применения компетентными органами и лицами правовых норм.

Реализация права — осуществление требований юридических норм в поведении людей. Основными формами реализации права являются: использование субъективного права, исполнение обязанности, соблюдение запрета.

Реализация — осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т.п.

Регламент — нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо гос. органа и его подразделения (парламента, его палаты, правительства, суда и т.д.).

Регулирование — воздействие на что-либо с целью организации, упорядочивания.

Регулятивные нормы — непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

Результаты толкования — итог уяснения подлинного смысла, закрепленного в письменных правовых актах. Результатами толкования в зависимости от соотношения смысла нормы и ее текстуального выражения являются: буквальное толкование, распространительное толкование и ограничительное толкование.

Религиозные нормы

— правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

— правила поведения, сложившиеся в соответствии с духовными потребностями человека, выполняемые под воздействием веры религиозных чувств.

Религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, “священного”, то есть разновидности сверхъестественного.

Республика

— форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

— форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.

— форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские.

Референдум — всенародное волеизъявление по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой.

Рецепция права — возрождение и использование в организации и осуществлении правового регулирования отечественного и мирового положительного опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-правовой науки прошлого в научных теоретических, отраслевых и прикладных исследованиях, в законодательстве и юридической практике.

Род — исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства (происходящих от одного родителя), а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство.

Романо-германская правовая система (семья) — одна из основных правовых систем современности, отличительным признаком которой является ее формирование на базе римского права.

Санкции — меры и решения, как правило, окончательного характера. В праве имеют четыре основных значения: а) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия; б) структурная часть общей нормы права, указывающая на возможные меры гос. воздействия на нарушителя данной нормы; в) постановление прокурора, разрешающее принудительные меры; г) в международном праве – меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права, свои международные обязательства.

Санкция правовой нормы — структурный элемент нормы права, предусматривающий вид и меру государственного обеспечения правил поведения, содержащихся в правовой норме.

Санкция юридической нормы — элемент юридических нормы, определяющий меры правового воздействия за совершенное правонарушение.

Санкция

— элемент правовой нормы, который закрепляет неблагоприятные или благоприятные последствия, наступающие в случае нарушения или соблюдения диспозиции правовой нормы.

— структурный элемент нормы права, который указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные.

Светское государство — государство, в котором существует режим отделения государства от церкви, разграничиваются сферы их деятельности.

Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность выбора санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения. Историческое развитие общества в целом сопровождается расширением рамок свободы личности.

Свойство — философская категория, выражающая отношение данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие. Свойство нередко рассматривается как внешнее выражение качества.

Сецессия — выход из состава государства какой-либо его части (выход республик из состава югославской федерации, отделение провинции Эритрея от Эфиопии и др.).

Символы государственные — установленные конституцией или специальным законам особые, исторически сложившиеся отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность (флаг государственный, герб, гимн, государственные цвета, штандарт главы государства, государственная печать, девиз государственный).

Система законодательства

— совокупность нормативно-правовых актов, которые являются формой выражения правовых норм, различных по структурным элементам и по своему содержанию.

— совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние и содержательные характеристики права. Она выступает внешним выражением, формой системы права.

Система права

— объективно обусловленное разделение законодательства на части (институты, отрасли), связанные между собой.

— исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

— внутреннее строение, определённый порядок организации расположения составляющих право частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.

— внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые системы (простейшие биологические системы, организмы, популяции, виды, экосистемы); особый класс материальных живых систем — социальные системы (от простейших социальных объединений до социально- экономической структуры общества). Абстрактные системы: понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах, лингвистические (языковые), формализованные, логические системы и др. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, различных специальных теорий систем, в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т.д.

Наши рекомендации