Вопрос 1. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка

ТЕМА 12. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ

Лекция– 2 часа.

План лекции:

Введение

1. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

2. Криминологическая характеристика и предупреждение уличной преступности.

3. Характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых при проведении общественно-массовых мероприятий.

4. Терроризм и экстремизм: характеристика и предупреждение.

Заключение

Рекомендуемые источники:

Алехнович С.О. Терроризм и антитерроризм: актуальные ракурсы противодействия // Российский следователь. 2007. № 3.

Бушмин С. Преступления против общественной нравственности: новеллы и изменения в уголовно-правовом регулировании // Уголовное право. 2006. № 5.

Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера: криминологическое и уголовно-правовое исследование. СПб., 2006.

Лавров В.В.Меры уголовно-правового характера в современной системе обеспечения правопорядка (проблемы и перспективы) // Российский следователь. 2007. № 4.

Федеральный закон от 27 июля 2002 г. № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

Шестаков Д.А. Криминология: учебник для вузов. СПб., 2006.

Введение

Возможности правоохранительных органов эффективно реагировать на преступления против общественного безопасности и порядка ограничены недостаточным правовым, информационным и организационным обеспечением. Поэтому первостепенной задачей в настоящее время является определение оптимального круга уголовно-правовых, криминологических и управленческих мер, применение которых наиболее эффективно скажется на состоянии борьбы с преступлениями против общественного порядка.

Вопрос 1. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка

Нормы раздела IX главы 24 УК РФ предусматривают ответственность за посягательства на общественную безопасность и общественный порядок.

В статье 1 Закона РФ «О безопасности» дается понятие безопасности – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Общественная безопасность и порядок – это состояние общества, характеризующееся его спокойствием и стабильностью, неприкосновенностью личности и собственности, нормальным функционированием государственных и общественных институтов.

К основным объектам безопасности федеральный закон относит:

личность – ее права и свободы;

общество – его материальные и духовные ценности;

государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность;

интересы в информационной, экологической сферах.

Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

К внутренним и внешним угрозам общественной безопасности наряду с экономическими, социально-политическими, организационными, демографическими факторами относится:

– криминализация общественных отношений,

– рост организованной преступности,

– увеличение масштабов терроризма и экстремизма.

Понятие преступных посягательств на общественный порядок и безопасность –это общественно опасные, умышленные нарушения правовых правил поведения людей в общественных местах, в сфере общественно полезной деятельности, отдыха и быта, которые причиняют вред или создают угрозу причинения вреда личности, собственности, нормальной деятельности организаций, предприятий и учреждений, порядку управления, общественной безопасности в сфере обращения оружия.

Преступные посягательства на общественную безопасность охватывают значительное количество предусмотренных законодательством уголовно наказуемых деяний, которые могут быть условно объединены в три основные группы:

– преступления, непосредственно посягающие на общественную безопасность (насильственный захват власти; терроризм; бандитизм; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; захват заложника; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем; организация преступного сообщества; массовые беспорядки; вооруженный мятеж; диверсия; вандализм; пиратство и др.).

– преступления, создающие возможность причинения ущерба общественной безопасности в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности (нарушения правил пожарной безопасности, безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных или иных работ, на взрывоопасных объектах; небрежное хранение оружия; ненадлежащее исполнение обязанностей по его охране и т.п.);

– преступления, наносящие ущерб общественной безопасности в результате совершения конкретных деяний, предметом которых являются источники повышенной опасности (незаконное обращение с радиоактивными материалами, их хищение либо вымогательство; незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия, его хищение либо вымогательство; контрабанда оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств; прекращение подачи электроэнергии).

Наряду с существованием общего объекта преступного посягательства указанные деяния обладают некоторыми криминологическими особенностями.

1. Важнейшей среди них является особая общественная опасность данных преступлений, нанесение в результате их совершения прямого или косвенного ущерба общественной безопасности в целом, безопасности личности, собственности, в частности.

2. Хотя общее число преступлений, посягающих на общественную безопасность (ежегодно около 210 тыс.), составляет незначительную часть всего объема преступности в стране (от 7 до 7,5%), последствия их совершения, наносимый при этом моральный и материальный ущерб обществу чрезвычайно велики.

3. Наблюдается некоторый небольшой, но стабильный рост числа рассматриваемых преступлений. За последние годы их количество возросло примерно на 10% при ежегодном приросте, составляющем 2-3%.

4. В структуре преступлений против общественной безопасности преобладают действия, связанные с незаконным оборотом оружия (31,9%); преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (34,5%); заведомо ложные сообщения об акте терроризма (2,5%). В то же время относительно невелико количество таких особо опасных преступлений, как терроризм (0,15%); бандитизм (0,2%); захват заложника (0,01%); организация преступного сообщества (0,05%) либо незаконного вооруженного формирования (0,08%); вандализм (0,28%); нарушения различных правил безопасности (0,3%), хотя именно эти преступления наносят наиболее тяжкий вред общественной безопасности либо создают для нее существенную угрозу.

5. Большинству лиц, совершающих наиболее тяжкие преступления против общественной безопасности, присущи умышленный характер вины, применение насилия как способа совершения общественно опасного деяния, а также использование в качестве оружия преступления либо объекта посягательства предметов, являющихся источником повышенной опасности (оружие, взрывные устройства, взрывчатые материалы, радиоактивные материалы и т.п.).

6. Круг противоправных посягательств против общественной безопасности порядка широк, а, следовательно, и различен круг детерминант деяний в указанной сфере, поэтому их целесообразно рассматривать при изучении отдельных видов преступлений (например, незаконный оборот оружия и наркотиков, экстремистская и террористическая деятельность и т.д.).

Меры противодействия преступлениям против общественной безопасности и порядка.

Для повышения эффективности специально-криминологического предупреждения преступлений против общественного порядка необходимо:

1) предусмотреть в единой комплексной общегосударственной программе борьбы с преступностью специальный раздел, касающийся противодействия преступлениям против общественного порядка, который должен опираться на криминологический прогноз и мониторинг профилактики и представлять собой целостную концепцию защиты общества от этой разновидности преступных деяний;

2) создать региональные целевые программы (подпрограммы) борьбы с преступлениями против общественного порядка на основе изучения и прогнозирования криминологической ситуации в регионе;

3) создать на уровне Российской Федерации и ее субъектов единую межведомственную информационно-аналитическую службу, интегрирующую данные о преступных посягательствах, в том числе против общественного порядка;

4) необходимо обеспечить оснащение стационарных постов мобильных нарядов милиции, различных контрольно-пропускных и диспетчерских пунктов программно-техническими средствами, автоматизированными рабочими местами для оперативного доступа сотрудников к информации основного централизованного учета лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, утраченного и выявленного огнестрельного оружия.

Наши рекомендации