Принципы и виды правового статуса личности
Принципы правового статуса - наиболее общие, основополагающие положения, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина.
Эти принципы наиболее универсальны, на них должны опираться все без исключения отрасли права, которые могут в дополнение к данным принципам вырабатывать свои собственные. Число принципов правового статуса человека и гражданина, рассматривающихся различными авторами, не одинаково. Это связано как с тем, что их точного перечня нет в Конституции РФ, так и с тем, что данные принципы развиваются и дополняются в текущем законодательстве. Вместе с тем, по замечанию Л.Д. Воеводина, "принципы правового статуса - идеологические категории".[462] В силу этого, их перечень, содержание и значение могут меняться, даже если не изменяется закрепившая их Конституция РФ. Поэтому принципы правового статуса, во-первых, составляют его основу, на которую опирается все правовое регулирование правового статуса человека и гражданина, а во-вторых, имеют достаточно гибкое содержание, развивающееся вместе с развитием государства.
По нашему мнению, к конституционным принципам правового статуса человека и гражданина можно отнести следующие (см. схему 49).
1. Принцип гуманизма правового статуса человека и гражданина.
Этот принцип находит свое выражение в норме ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Особое значение этой нормы подчеркивается ее расположением в структуре Конституции РФ: она относится к главе 1 - "Основы конституционного строя" и расположена в ней на втором месте.
Данный принцип определяет как деятельность государства, так и содержание нормативно-правовых актов, и содержание иных прав человека и гражданина. Так, например, выдвижение на первое место личности человека обусловливает помещение в Конституции РФ на первое место личных прав и свобод, придает иное значение принципу социального государства и т. д.
2. Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина(ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
Основные права не октроированы (дарованы) государством, сам факт рождения человека наделяет его правами. Принцип неотчуждаемости имеет два значения:
- государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы;
- человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права.
3. Принцип самостоятельного осуществления человеком принадлежащих ему прав и свобод.
Смысл этого принципа заключается в отказе государства и общества от детальной регламентации в законе того, что может делать человек, какие позитивные действия он вправе содержать. Конституция РФ, напротив, устанавливает ограничения свободы действий человека, закрепляя перечень тех действий, которые он не должен совершать.
Основным критерием определения пределов этого ограничения выступают требования "необходимости защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Во всем остальном человек свободен в своих действиях, если при этом он не нарушает законных прав и интересов других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).
4. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.
Одно лишь провозглашение прав и свобод человека и гражданина еще не означает фактического наделения ими субъектов правоотношений. Необходимы реальные гарантии того, что этих прав и свобод человек не может быть лишен без законных оснований.
Говоря о принципе гарантированности, мы в большей мере уделяем внимание гарантиям со стороны государства как субъекта, обеспечивающего реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, и как субъекта, имеющего наибольшие возможности умалить или ограничить права и свободы. В иных случаях основная тяжесть реализации прав и свобод ложится на субъект права, а государство при этом в основном контролирует соблюдение законодательства в отношении всех конфликтующих сторон, вмешиваясь в случае его нарушения. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина реализуется в деятельности всех органов государственной власти, при этом для некоторых из них он носит основополагающий характер, как, например, для Президента РФ, который по Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), и для Уполномоченного по правам человека РФ, для которого это основная деятельность. Кроме того, ч. 2 ст. 45 Конституции РФ наделила каждого правом защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 17 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Такая гарантия зафиксирована также в ч. 2 ст.55 Конституции РФ, которая гласит, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина", а также в цитировавшейся выше ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В то же время в условиях чрезвычайной ситуации права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться государством. Часть 1 ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Вместе с тем ни при каких условиях не могут быть ограничены право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести и свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на жилище, на судебную защиту прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, права человека при уголовном преследовании (ст. 46 - 54 Конституции РФ).
Наряду с общим конституционным принципом гарантированности каждое субъективное право, как правило, сопровождается собственной системой гарантий, что создает систему защиты правового статуса человека и гражданина.
5. Принцип равноправия.
В тексте Конституции РФ понятия "равенство" и "равноправие" встречаются неоднократно, устанавливая важные принципы отношений как между людьми, так и между народами и субъектами РФ.
Термин "равноправие" является юридически более точным, поскольку в нем заложены сразу два начала: "равенство" и "право". Поэтому он указывает не на фактическое равенство, а лишь на равенство прав, равенство перед правом. Поэтому в двух ключевых с точки зрения установления равноправия нормах - в ст. 5, говорящей о равноправии субъектов РФ и ст. 19, закрепляющей равенство прав человека и гражданина вне зависимости от перечисленных в ней обстоятельств - говорится не о фактическом, а о юридическом равенстве.
Содержание этого принципа сводится не к фактическому равенству людей, чего практически достигнуть невозможно, да и не нужно, а к равенству всех в правовом смысле. Равенство правового статуса человека и гражданина нельзя смешивать с их социальным равенством. Юридическое равноправие означает, что субъекты обладают одинаковым набором прав, свобод, обязанностей и ответственности. Это - равенство возможностей. В этом плане юридическое равенство выступает как один из аспектов социального равенства, наряду с экономическим, культурным, политическим и др. Но оно совмещается с фактическим социальным неравенством людей, что связано с их психолого-физиологическими особенностями, социальными условиями и массой иных факторов.
Принцип юридического равенства означает, что государство должно помогать тем, кто, в силу различных психофизиологических факторов, не может использовать свои возможности на равных условиях с иными людьми (престарелым, инвалидам, детям). Поэтому законодательство устанавливает изъятия из принципа равноправия - привилегии и льготы. Льготы - это преимущества компенсационного характера в пользу тех или иных групп населения, которые по объективным социальным причинам не могут в полном объеме реализовать свои права в рамках общего правового статуса. Привилегии носят адресный характер и предусматривают возможность предоставления преимуществ конкретным лицам, при этом они могут быть и не направлены на защиту тех, кто объективно в ней нуждается, что воспринимается как негативный фактор общественного развития. В то же время привилегии могут быть социально обусловленными. Так, например, ряд привилегий предусматривается для судей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, что вызвано необходимостью поднять престиж определенных профессий, привлечь квалифицированные кадры, создать систему защиты от коррупции.
Статья 19 Конституции РФ провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Содержание принципа равноправия включает в себя и еще один аспект - равенство всех перед законом и судом (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Смысл этого положения заключается в том, что закон в одинаковой мере распространяется на всех граждан, предоставляя им одинаковые права и порождая одинаковые обязанности. В равной мере это относится и к суду, в котором все физические лица имеют одинаковые права и обязанности, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (недееспособные, ограниченно дееспособные, лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, и др.).
6. Принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Этот принцип действует в конституционном праве в нескольких аспектах. Первый - это взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений. Если одна сторона правоотношения (физическое лицо или государство) обладает закрепленными законом правами, то другая выполняет по отношению к ней определенные обязанности, и наоборот.
Второй аспект взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина состоит в следующем. Невозможно жить в обществе и быть свободным от этого общества: для нормального его развития требуется совершение определенных действий, направленных на поддержание благосостояния и защиту этого общества от неправомерных посягательств отдельных лиц. Таким образом, каждый человек несет обязанности, выполнение которых необходимо для нормального развития общества. Перечень этих обязанностей закреплен как самой Конституцией РФ, так и текущим законодательством.
Схема 49
Кроме принципов правового статуса личности необходимо рассмотреть виды правового статуса. Выделяют (см. схему 50):
а) общий, или конституционный, статус гражданина;
б) специальный, или родовой, статус определенных категорий
граждан;
в) индивидуальный статус;
г) статус физических и юридических лиц;
д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;
е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;
ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;
з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).
Схема 50
Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.
Общий (конституционный) правовой статус- статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют, главным образом, те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией РФ. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.
Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных.
Специальный, или родовой, правовой статусотражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.
Индивидуальный правовой статусфиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Рассмотренные три вида статуса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.
Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому первичному, исходному.
В структуру этого понятия входят следующие элементы:
а) основные права и обязанности;
б) законные интересы;
в) правосубъектность;
г) гражданство;
д) юридическая ответственность;
е) правовые принципы;
ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус;
з) правоотношения общего (статусного) типа.
Правовой статус человека и гражданина в системе прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует на создание устойчивых, сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений человека, общества и государства.
В правовой статус личности включается все многообразие прав, охватывающих самые различные стороны его деятельности. В соответствии со сферами деятельности человека можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура включает гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.
Гражданские права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства (право частной собственности, право на охрану семьи и т.д.).
Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти (право на свободу мысли, право на мирные собрания и т.д.).
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на образование и т.д.