Понятие и функции современного государства

Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосо­хранение и адаптация, является государство. Понятие «государство» (Staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX века распространяется в Европе. Ранее для обозначения дан­ного властного устройства использовались другие понятия: polis, res publica, civitas regnum, imperium, reich и др. Понятие «государство» обозначает политическую систему власти, установленную на опреде­ленной территории.

Государство - это институт, организующий политическими, административными и иными методами совместную жизнь населения на определенной территории, обеспечивающий там должный социаль­ный порядок посредством создания и поддержания соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Государство является центральным, интегрирующим общество поли­тическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство нельзя социологически определить исходя только из содержания его деятельности. Как утверждал М. Вебер, социологическое определение современного государства возможно дать только исходя из специфически применяемого им физического насилия. «Государство, - писал он, - есть человеческое сообщест­во, которое внутри определенной области - "область" включается в признак - претендует и с успехом на монополию легитимного физического насилия».

Продолжая традицию, заложенную М.Вебером французский социолог П.Бурдье определяет государство как «завершение процесса концентрации различных видов капитала, физического принуждения или средств насилия – армия, полиция, экономического, культурного или точнее информационного символического – концентрации, которая сама по себе делает из государства владельца определенного рода метакапитала, дающего власть над другими видами капитала и над их владельцами».

Все современные государства являются национальными. Они обладают правительственным аппаратом, имеют определенную территорию формальные своды законов и осуществляют контроль над вооруженными силами.

Образование современного национального государства укрепило его физическую силу в двух различных контекстах: с внешней стороны - по отношению к другим государствам; с внутренней стороны - по отношению к оспаривающим власть друг друга князьям и сопротивляющимся подчиненным классам. Вооруженные силы все более разделяются, с одной стороны, на армию, чьей задачей является межгосударственное соперничество, и с другой стороны, на полицию, предназначенную для поддержания внутреннего порядка.

Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других институтов и организаций партий движений и др.

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата чиновников, судей, армии и др. Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется посредством выборов.

2. Наличие территории. Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровного родства или религиозным принципам.

3. Суверенитет. Это такое свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), который предполагает свободу государства от контроля извне.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для вы­полнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы, полиция и т. д.), а так же органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.

5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для мате­риального обеспечения государственной политики.

6. Организация общественной жизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно управлять обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. В любом современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и т. п.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.

7. Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необ­ходимыми средствами.

Место и роль государства в политической системе общества рас­крывается в его функциях. Традиционно их делят на внутренние и внешние.

К внутренним относятся следующие:

Ø экономическая - защита существующего способа производ­ства, регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста, регулирование «естественных монополий». Вопрос о пределах государствен­ного вмешательства в экономическую сферу является одним из сложнейших вопросов современной теории и практики. С од­ной стороны, полную несостоятельность показала практика прямого директивного вмешательства государства в эконо­мику (СССР). С другой — полностью свободный рынок несет к себе момент стихийности. Современное государство должно использовать экономические рычаги (налоги, льготы, креди­ты) для регулирования экономических процессов;

Ø социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление социаль­ных гарантий социально незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.). Государство через эту функцию корректирует негативные социальные последствия реформ, связанных с переходом к рынку;

Ø правовая - обеспечение законности и правопорядка;

Ø политическая - обеспечение политической стабильности, вы­работка политического курса, отвечающего потребностям мак­симально широких слоев населения, либо потребностям под­держания политического господства класса-собственника;

Ø образовательная и культурно-воспитательная - эти функции направлены на формирование условий для получения общедо­ступного общего и среднего профессионального образования, а также условий для удовлетворения культурных потребнос­тей населения;

Ø экологическая - охрана природной среды.

К внешним функциям относят следующие:

Ø защита интересов госу­дарства на международной арене,

Ø обеспечение обороны страны,

Ø раз­витие сотрудничества и интеграции с другими странами.

Для осущест­вления указанных функций государство использует определенные средства (ресурсы государственной власти) и опирается на комплекс специальных органов, составляющих в совокупности структуру госу­дарства.

Наши рекомендации