Задачи социальной политики
Главной целью общественной (социальной) политической деятельности считается повышение благополучия населения страны, обеспечение наивысшего уровня и качества жизни своих граждан, характеризующихся следующими признаками: заработная плата как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилище, воспитание, культура, экология, различные социальные выплаты. Поэтому социальная политического деятельность связана с распределением доходов, товаров и услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения. Она нацелена на лимитирование масштабности абсолютной бедности и неравенства, снабжение материальных источников существования тем, кто по независимым от них факторов ими не обладает, предоставление медицинских и образовательных услуг, расширение сети и усовершенствование качества автотранспортных услуг, оздоровление окружающей среды. Социальная политическая деятельность исходит из того, что незаменимым условием поддержания благополучия, то есть благосостояния каждого человека должно быть его посильное участие в этом.
Общество законодательным путем гарантирует минимальное количество разнообразных благ, нужных для жизни человека, семьи. Оно определяется особенностями страны, таких как: климат, территория, величина населения, характер общественной системы, идеология и фактическая активность правящих групп, политическая обстановка, степень финансового развития, национальная специфика, образовавшиеся культурные стандарты поведения.
Социальная политическая деятельность оказывает значительное воздействие на денежные доходы населения, а также на создание удобств и услуг в достаточном количестве, адекватном спросу, размеру и структуре необходимых для населения. Главными ее направлениями считаются: регулирование заработной платы, доходов, занятости, улучшение трудовых качеств работников, поддержание здоровья (в частности на работах с повышенной опасностью), культурного и образовательного уровня, формирование общественной инфраструктуры, социального снабжение.
Денежные доходы трудоспособных граждан регулируются посредством политической деятельности заработной платы путем установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) либо основных параметров оплаты труда на муниципальных предприятиях. Приобретая необходимые блага и услуги на товарном рынке, социальная политическая деятельность косвенно (для частных компаний) и напрямую (для муниципальных) принимает участие в первичном распределении вновь созданной цены.
Денежные доходы нетрудоспособных групп населения напрямую ориентируются общественной политикой. И как раз , тут главный смысл получает ее роль во вторичном перераспределении первичных доходов.
Механизм перераспределения содержится в изымание государством части первичных доходов в виде различных семейных налогов, также принудительных страховых вкладов и финансировании социальных программ. Налогообложение и социальные выплаты осуществляются дифференцированно, то есть с помощью различных операций, в зависимости от величины изначального дохода. При этом в основе налогообложения лежит принцип прогрессивности, это означает, что чем выше величина дохода, тем больше размер налогов. В основе социальных выплат — существует обратная зависимость.
В центре общественного механизма помощи денежных доходов нетрудоспособных граждан находится система социального обеспечения. Она состоит из двух подсистем:
1) это социальное страхование;
2) социальная поддержка.
Данные подсистемы отличаются между собой по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования.
Обязательное социальное страхование необходимо для возмещения материальных потерь, вызванных временной либо постоянной остановкой работы в связи с возрастом, заболеванием, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.д.). Основу социального страхования образуют специально предназначенные для данной цели взносы. Они выплачиваются работодателями и самими работниками и представляют собой часть заработанных средств, выделенных для социального страхования. Данная операция называется самопомощью.
Система государственного вспомоществования предусматривает под собой постоянные денежные выплаты(пособия), различную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами считаются экономически неактивное население и соучастники общественного производства, никак не имеющие достаточного с точки зрения общепризнанного стандарта дохода, то есть бедные. Основой базой финансирования общественного вспомоществования составляют поступления из муниципального бюджета.
Государственное вспомоществование выплачивается целиком из средств государственного бюджета. Оно достается не всем рабочим, лишившимся заработка из-за отсутствия работы либо нетрудоспособности, а только тем, кто после проверки доходов всех членов семьи официально признается не имеющим средств к существованию.
Эти подсистемы работают на основе принципа солидарности, сущность которого заключается в перераспределении доходов одних общественно-демографических групп остальным. Финансовым источником общественного обеспечения считаются текущие доходы участников общественного производства, изымаемые по каналам налогообложения (подоходный налог, налоги компаний, предприятий и т. п.) и целевых вкладов (взносы компаний и самих застрахованных). Подобные налоги и вклады образуют общественные фонды, так называемую финансовую базу социальных пособий.
Деятельность страны никак не ограничивается лишь перераспределением денежных доходов. Она так же включает в себя еще создание общественных фондов и финансирование различных секторов экономики социальных услуг, удовлетворяющих потребности населения в беспрепятственном получении общего и профессионального образования, поддержании здоровья, в жилье, здоровой окружающей среде, транспорте. Социальная политического деятеля отвечает за доступность минимального количества (на предоставленном этапе становления и развития сообщества) услуг всем слоям населения.
Политическая деятельность занятости содействует устройству на работу всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, достижению наибольшей продуктивности, обеспечиванию любому возможному работнику свободы выбора своей профессии, способности получить особую подготовку необходимой для определенной деятельности, использовать собственные умения и возможности для исполнения того или иного вида труда, к которому он пригоден в большей степени. Политическая деятельность занятости имеет короткосрочные и долговременные задачи. К короткосрочным относится облегчение либо компенсация негативных последствий финансовых спадов или реформ. К долговременным — установление подходящего для общественного становления соотношения категорий рабочих по отраслям, специальностям и квалификации; поддержание уровня использования трудового потенциала; сведение в соотношение с такими потребностями величины и состава рабочей силы; положительное приспособление и освоение занятых к экономическим преобразованиям; опережающее промышленный прогресс, а так же повышение качества рабочей силы.
Социальная политическая деятельность очень тесно связана с финансовой политикой. Поэтому их практически невозможно поделить в комплексе общественного регулирования, хотя они и отличаются по определенным целям, задачам, объектам, способам, средствам, институтам. Финансовая политическая деятельность нацелена на регулирование материально-производственных взаимоотношений общественного развития, решение хозяйственных задач и разрешению проблем. Ее результаты оказывают функциональное влияние на состояние политической, культурно-духовной и общественной сфер жизнедеятельности всего общества. Социальная политика регулирует разнообразные общественные процессы, решает задачи увеличения благосостояния человека, снабжения необходимого уровня и качества жизни. Ее итоги также сказываются на всех сторонах жизни. Они обе представляют собой самостоятельные, равноценные направления общественного регулирования. Однако их независимость условна, так как они находятся в сложных взаимозависимых отношениях. Любая социальная программа запрашивает финансового обоснования, и размер социальных затрат находится в зависимости от экономического состояния общества. Но если посмотреть с другой стороны, то превышение финансовых возможностей реализации социальных мероприятий и пренебрежение финансовой необходимостью при перераспределении доходов имеют все шансы нанести ощутимый ущерб экономике, подорвать материальные базы социального прогресса, привести к ускорению стагнации экономики и значительному обострению экономических проблем страны.
Формула Фишера наглядно свидетельствует о том, что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выражении) товаров и услуг:
М • V = Q • Р , где:
М — объем денежной массы в стране;
V — скорость оборота денежной массы;
Q — объем товаров и услуг (ВВП);
Р—средняя цена товаров и услуг.