Конституция Республики Беларусь: понятие, назначение, структура и идеологическая функция.

Конституция(от лат. constitutio – «установление, устроение, строение») - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. На основе Конституции формируется вся система законодательства государства. В государстве Конституция как законодательный акт обладает высшей юридической силой и является основанием и источником для всех других законодательных актов государства и поэтому имеет другое название - Основной Закон. Конституция закрепляет два основных аспекта: провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина и организацию государственной власти (определение основы конституционного строя и формы государства).

Республика Беларусь как суверенное государство прошла определенное конституционное развитие. 15 марта 1994 Верховный Совет принял Конституцию Республики Беларусь, которая была опубликована и вступила в силу 30 марта 1994 г. Она предполагала президентско-парламентскую форму правления, что привело к конфронтации Президента и Верховного Совета, а затем - к конституционному кризису. В связи с этим 24 ноября 1996 г. на референдуме была принята первая редакция Конституции с дополнениями и изменениями, касающимися полномочий Президента (которые были значительно расширены), структуры и функций парламента (вместо однопалатного парламента учреждался новый двухпалатный парламент под названием Национальное собрание Республики Беларусь), правительства (изменился порядок его формирования и правовой статус), местных органов управления (закреплен новый порядок их формирования). 17 октября 2004 г. на основании результатов референдума была принята вторая редакция, в соответствии с которой часть первая ст. 81 изложена без указания на то, что одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков, оставившая предыдущий вариант Конституции неизменным в основных положениях.

Конституция Республики Беларусь имеет следующую структуру. Она состоит из преамбулы, в которой указанно, что Конституция - Основной Закон Республики Беларусь, и сжато перечислены базовые руководящие начала Конституция, и разделов, где излагаются основы конституционного строя и функционирования различных ветвей власти (Разделы I, IV), контрольных органов (Раздел VI), финансово-кредитной системы (Раздел VII), местного управления и самоуправления (Раздел V) избирательной системы и референдума (Раздел III), изложены права, свободы и обязанности человека и гражданина (Раздел II), а также порядок изменения Конституции (Раздел VIII) и принципы правового развития и государственного строительства (Раздел X). Весь текст Конституции состоит из 146 статей.

Конституция как основной закон государства выполняет целый ряд важных функций, в первую очередь юридическую, политическую и идеологическую, для нас в данном контексте необходимо остановиться на ее идеологической функции. В Конституции идеология государства находит свое концентрированное выражение, поскольку этот документ представляет собой своего рода общественный договор, в соответствии с положениями которого устанавливается общественный порядок, социальная и политическая справедливость, предусматриваются основополагающие принципы демократического правления, правила, регулирующие деятельность государственных органов и политических партий. Демократическое положение о плюрализме идеологий и мнений не лишает Конституцию идеологической функции. Подобно всякой идеологии, Конституция устремлена в будущее: свобода, равенство, справедливость никогда не обеспечиваются полностью, с течением времени эти понятия наполняются новым, все более глубоким содержанием и воплощаются в жизнь. Таким образом, с одной стороны, идеологическая функция Конституции проявляется в том, что она служит основой политического процесса - закрепляет правовое положение политических партий и общественных объединений, определяет принципы и основные приоритеты взаимоотношений государства и личности, а также деятельности государства и его органов, как внутри страны, так и за рубежом, предлагает обществу цели и ориентиры развития. С другой стороны, ряд заложенных в Конституции ценностей (такие как народный суверенитет, права человека и гражданина, правовое социальное государство и др.) имеют идеологическое происхождение, главным образом, либеральное. Однако в современном мире эти принципы приобрели неидеологический характер общечеловеческих ценностей и выражают не интересы классов, а согласие различных социальных, национальных, профессиональных, демографических и других групп. Ст. 4 Конституции Республики Беларусь указывает, что «идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан», это свидетельствует о ее независимости от узкого и частного идеологического наполнения (как это было, например, в Конституции БССР 1978 г.).

Наши рекомендации