Темы самостоятельной работы
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУВПО «Норильский индустриальный институт»
Кафедра философии, истории и иностранных языков
ИСТОРИЯ
Методические указания
к самостоятельной работе
Норильск 2015
ББК 63я7
История [Текст]: метод указ. к самост. работе [Текст] / составитель Т.А. Смирнов; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2015. – 84 с.
В методических указаниях для самостоятельной работы студентов предложены необходимые положения по программе «История» по наиболее сложным вопросам дисциплины, затрагивающим исторический период второй половины ХIХ в. и до середины ХХ в.
Составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ФГОС–3 для бакалавров и специалистов всех специальностей и форм обучения.
© ФГБОУВПО «Норильский
индустриальный институт», 2015
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «История» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и базовой части учебного плана. Её содержание раскрывает круг вопросов, связанных с созданием у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем и эволюции исторического мировоззрения.
Она формирует базовые знания для изучения социально-экономического, политического, культурного развития общества в прошлом и настоящем, обеспечивает логическую взаимосвязь с изучением других дисциплин данного цикла.
Цель дисциплины – дать научное представление об основных этапах и содержании Отечественной истории, овладеть теоретическими основами и методологией ее изучения, сформировать историческое сознание, привить навыки исторического мышления. Изучение курса предусматривает органическое взаимопроникновение всеобщей и Отечественной истории. Познание общественно-исто-
рических процессов носит историко-аналитический характер, они рассматриваются в проблемно-хронологи-
ческом плане, их изучение основано на фактическом материале Отечественной и мировой истории IХ–ХХI вв.
Задачи дисциплины:
1) выявить актуальные проблемы исторического развития России, ключевые моменты истории, оказавшие существенное влияние на жизнь российского народа;
2) показать на примерах различных исторических эпох и периодов органическую взаимосвязь российской и мировой истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;
3) проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие, уяснить историческое место и выбор пути развития России на современном этапе;
4) сконцентрировать внимание студентов на проблемах изучения, охраны и использования культурного наследия России.
Студент должен
знать:
· основные события Отечественной истории в объеме школьной программы;
· иметь представление об основных этапах развития мировой истории и культуры;
уметь:
· логически и последовательно излагать факты;
· объяснять причинно-следственные связи, используя общие и специальные понятия и термины;
владеть:
· навыками работы с учебной литературой и электронными базами данных.
Дисциплина «История» является предшествующей для дисциплин «Правоведение», «Философия», «Экономика».
В методических указаниях изложены трудные вопросы исторического периода перехода от одной системы с условиями традиционализма к другой, более сложной и менее предсказуемой, с условиями индивидуализма.
Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций, указанных в таблице.
Компетенции, которыми должен обладать выпускник | Владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1) | Понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК–3) | Анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК–4) | Понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защита государственной тайны (ОК–12 | Знать базовые ценности мировой культуры и готовность опираться на них в своём личностном и общекультурном развитии (ОК–1) | Занимать гражданскую позицию (ОК–3) | Уметь анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК–4) | Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–6) |
Направление подготовки (профиль) | 080100.62 – Экономика («Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») | 080200.62 – Менеджмент («Производственный менеджмент (в металлургии)», «Производственный менеджмент (в строительстве)», («Производственный менеджмент (в отрасли горной промышленности)») | ||||||
№ п/п |
Компетенции, которыми должен обладать выпускник | Способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–2) | Способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК–5) | Способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовность приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК–6) | Способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК–8) | Способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК–12) | Способность и готовность понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК–13) | Владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК–1) | Самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК–4) | Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК–5) | Учитывать этические и правовые нормы в межличностном общении (ОК–9) |
Направление подготовки (профиль) | 140400.62 – Электроэнергетика и электротехника («Электроснабжение», «Электропривод и автоматика») | 150400.62 – Металлургия («Технологии переработки минерального сырья», «Металлургия цветных металлов») | ||||||||
№ п/п |
Компетенции, которыми должен обладать выпускник | Владеть целостной системой знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК–1) | Готовность к использованию этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к другим людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнёрских отношений (ОК–3) | Уметь руководствоваться в общении правами и обязанностями гражданина, стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии, умение руководить людьми и подчиняться (ОК–4) | Способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК–5) | Способность на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ОК–6) | Способность к приобретению с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК–7) | Способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценивать свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами (ОК–8) | Обладать достаточными для профессиональной деятельности навыками работы с персональным компьютером (ОК–13) |
Направление подготовки (профиль) | 151000.62 – Технологические машины и оборудование («Металлургические машины и оборудование») | |||||||
№ п/п |
Компетенции, которыми должен обладать выпускник | Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1) | Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–2) | Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–6) | Уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК–7) | Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК–9) | Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК–10) | Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знать принципы и методы организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК–2) | Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК–3) | Осознать значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК–8) |
Направление подготовки (профиль) | 190100.62 – Наземные транспортно-технологические комплексы («Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование») | 230400.62 – Информационные системы и технологии («Информационные системы и технологии в энергетике», «Информационные системы и технологии в строительстве» | |||||||
№ п/п |
Компетенции, которыми должен обладать выпускник | Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1) | Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–2) | Способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК–5) | Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать культурные и социальные различия (ОК–11) | Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владением культурой мышления (OK–1) | Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–2) | Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–6) | Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК–7) | Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК–8) |
Направление подготовки (профиль) | 230700.62 – Прикладная информатика («Прикладная информатика в экономике») | 220700.62 – Автоматизация технологических процессов и производств («Автоматизация технологических процессов и производств в металлургии») | |||||||
№ п/п |
Компетенции, которыми должен обладать выпускник | Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК–9) | Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, правильно воспринимать социальные и культурные различия (ОК–11) | Способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК–12) | Способность осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК–13) | Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознание опасностей и угроз, возникающих в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защита государственной тайны (ОК–16) | Способность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК–17) | Способность использовать один из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК–19) |
Направление подготовки (профиль) | 220700.62 – Автоматизация технологических процессов и производств («Автоматизация технологических процессов и производств в металлургии») | ||||||
№ п/п |
Компетенции, которыми должен обладать выпускник | Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1) | Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–2) | Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–6) | Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК–8) | Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК–9) | Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК– 10) | Готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантность к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений (ОК–11) | Быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности (ОК–18) |
Направление подготовки (профиль) | 230700.62 – Строительство («Промышленное и гражданское строительство», «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Водоснабжение и водоотведение») | |||||||
№ п/п |
Темы самостоятельной работы
1. Зарождение и основные этапы становления российской государственности (IX–XV вв.)
2. Россия в XIX–начало XX вв.
3. Советское государство в 1917–1941 гг.
Планы семинарских занятий
Средневековая Русь
1. Восточные славяне. Образование древнерусского государства – Киевская Русь. Первые киевские князья
(IX–середина X вв.).
2. Расцвет Киевской Руси. Принятие христианства.
3. Русь под властью монголов. Борьба русского народа с монгольскими завоевателями и крестоносцами.
4. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Образование Российского государства.
5. Россия в эпоху Ивана Грозного. Социальный и политический облик Московского государства.
6. Смутное время. Борьба русского народа и церкви против иноземной интервенции и восстановление национальной государственности.
7. Русская культура ХIII–ХVII вв.
Пореформенная Россия (середина XIX–начало XX вв.)
1. Первая русская буржуазно-демократическая революция, ее историческое значение, уроки.
2. Политическая система Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ вв. Предпосылки и особенности формирования политических партий в России.
3. Деятельность Государственных Дум России – практика парламентской деятельности в условиях кризиса абсолютной монархии.
4. Столыпин и его реформаторская деятельность.
5. Общественно-политическая мысль России в 1960–90-х гг. XX в.:
а) либеральное и консервативное течение общественной мысли;
б) этапы развития русского народничества.
ТЕЗАУРУС
(ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ)
Выход крестьянский– право перехода крестьян
в XI–XVII вв. от одного феодала к другому. Начало юридического оформления крепостного права в общегосударственном масштабе положил Судебник 1497 г., установивший единый срок в году для крестьянского выхода (за неделю до и неделю после Юрьева дня – 26 ноября) с обязательной выплатой землевладельцу пожилого. Ухудшение экономического положения в результате Ливонской войны (1558–1583 гг.) заставило правительство Ивана IV (Грозного) ввести «заповедные лета», т.е. запретить на некоторое время крестьянский выход. Соборное уложение 1649 г. полностью отменило выход крестьян.
Геополитика(от греч. – земля, страна и политика) – одно из понятий теории международных отношений, рассматривающее влияние географических факторов на жизнь общества (выход к морю; наличие естественных границ в виде гор, пустынь, болот; речные коммуникации; протяжённость границ; климат; почвы; полезные ископаемые и т.д.). На основе этих показателей делаются выводы об особенностях складывания хозяйственной деятельности в той или иной стране, развитии там производительных сил,культуры, политической и социальной организации. Углублённое изучение этих особенностей привело некоторых учёных к упрощённому пониманию человеческой деятельности, политических идей в обществе с механистических позиций, как непосредственно вытекающих из географических и биологических процессов. В годы Первой мировой войны шведский учёный Р. Челлен предложил термин «геополитика» для описания государства как особого организма, стремящегося к расширению зоны своего обитания и деятельности. Возрастала забота о нейтрализации и компенсации невыгодных моментов пространственного положения за счёт внешнеэкономической и внешнеполитической (в том числе и военной) деятельности, что в свою очередь служило оправданием агрессивной политики (культивировалась в Германии, начиная с Первой мировой войны).
Гости– категория торговых людей, в Древней Руси приезжавших торговать из других стран, позже – местные купцы, торговавшие в других городах или за границей. С середины XVI в. гостями стали называть и русских купцов, получивших привилегированные условия торговли от властей. Зачисление в категорию гостей с XVI в. сопровождалось выдачей царской жалованной грамоты (объединения гостей получали общие жалованные грамоты). В первой четверти XVIII в. произошло изменение положения гостей, которые лишились части привилегий. Указами 1722–1728 гг. гости были включены в состав купеческих гильдий.
Государственные крестьяне– особое сословие в XVIII–начале XIX вв., оформленное указами Петра I из незакрепощённого земледельческого населения. Жили такие крестьяне на казённых землях, несли повинности государству, сохраняли личную свободу. С 1842 г. управление этими крестьянами осуществляло министерство государственных имуществ, а с 1866 г. они были подчинены общей системе сельского управления. Выкупнаделов государственными крестьянами в собственность был признан законом от 12.06.1886 г.
Государство– основной институт политической системы классового общества, обязательными признаками которого являются: наличие специальных органов, осуществляющих функции политической власти; право, закрепляющее систему норм, санкционированных государством; определённая территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. С точки зрения государственного устройства разделяются на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения). Унитарное государственное устройство характеризуется централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. Федерация является формой государственного устройства, при которой несколько государственных объединений образуют единый союз. Каждое из этих образований имеет право принятия собственной конституции. Полномочия между федерацией и входящими в неё штатами, кантонами, республиками разграничиваются единой конституцией. Конфедерация является союзом государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для координации некоторых своих действий (обычно внешнеполитических и военных). Конфедерация, как правило, предшествует созданию федерации.
Гуманизм(от лат. – человечный) – совокупность идей и взглядов, выдвигавших на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему, создания условий для гармоничного развития личности. Гуманизм провозглашает жизнь человека высочайшей ценностью. Христианство своим учением о воплощении бога в человеке высоко подняло человеческое достоинство. В то же время человек в христианстве отягощён первородным грехом и потому нуждается в прощении, он обязан пребывать в смирении и жить надеждой на царство небесное. Развитие светского вольномыслия в противовес духовному господству церкви признавало право человека на свободное проявление своих способностей, оправдывало его существование и его земную деятельность, утверждало, что благо людей является высшей оценкой отношений в обществе.
Дворцовый переворот– смена власти в результате борьбы группировок внутри господствующего класса при опоре на армию (её привилегированную часть). В России периодом дворцовых переворотов стали 1725–1762 гг., когда сменилось шесть правителей: Екатерина I (1725–
1727 гг.), Пётр II (1727–1730 гг.), Анна Ивановна (1730–
1740 гг.), Иван VI (1740–1741 гг.), Елизавета Петровна (1741–1761 гг.), Пётр III (1761–1762 гг.), Екатерина II (1762–1796 гг.). В 1801 г. в результате переворота был убит Павел I (1796–1801 гг.), престол перешёл к Александру I (1801–1825 гг.).
Западничество – постоянное направление русской общественной мысли, ориентированное на европейские ценности, оппозиционное к идее самобытности. В более узком смысле западники – влиятельное идейное течение русской общественной мысли 40–50-х гг. XIX в. Оно было порождено активными поисками передовой русской интеллигенции того времени ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Западники исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленные народами Западной Европы. Центральной фигурой в споре между ними и славянофилами был Пётр Великий. Западники считали его реформы прогрессивными, позволившими сделать огромный шаг по пути прогресса. По их мнению, основной ценностью общества является человек как существо изначально свободное и не желающее «петь в общем хоре». Человек должен быть независим, активен и терпим к инакомыслию. Сторонники западничества высоко оценивали роль науки и техники в обществе, уважали правовые нормы и институты государства. Авторитетами для них были гуманисты эпохи Возрождения, французские просветители, немецкие философы XIX в. Г. Гегель и
Л. Фейербах. Наибольший вклад в осмысление, развитие и пропаганду важнейших идей западничества внесли:
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин. Отстаивая ценности западничества, они тем самым подготавливали назревающий этап буржуазно-демократических преобразований в России (свобода слова, отмена крепостного права и др.). Высокая оценка западниками достижений европейской цивилизации вовсе не означала, что они не были патриотами России. Напротив, их мировоззренческая позиция определялась единственным мотивом – помочь своей стране скорее выйти на столбовую дорогу общечеловеческого прогресса, не позволить ей замкнуться в узких рамках пресловутой национальной самобытности. Западничеству как течению общественной мысли были присущи свои внутренние противоречия и непоследовательность. В целом же западничество было прогрессивным явлением русской общественной мысли XIX столетия.
Земщина– основная часть территории Русского государства, не включённая Иваном IV (Грозным) в опричнину в 1565–1572 гг. с центром в Москве. Некоторые районы земщины (Костромской уезд, торговая сторона Новгорода и др.) переходили из земщины в опричнину и обратно. В пределах одного уезда была обычно чересполосица опричных и земских земель. В Москве существовали опричные улицы. Новгород делился на земскую и опричную части. На территории земщины из опричных районов принудительно выселялись землевладельцы, которых Иван IV не хотел включать в состав опричного двора. Земщина управлялась Боярской думой и приказами (Рязанский, Тверской, Казанский и др.), имела свои обособленные полки. После реформы 1572 г. разница между земскими и опричными землями начала стираться.
Ислам(от араб. – покорность, предание себя Богу)– мусульманство – одна из трёх мировых религий (наряду с христианством и буддизмом). Возникла в начале VII в. и распространилась в странах Азии и Африки. Основателем ислама считается житель Мекки Мухаммед, который считается «посланцем Аллаха» – единственного бога, создателя неба и земли. Основы вероучения изложены в священной книге – Коране. Согласно догмам ислама, жизнь людей предопределена волею Аллаха, от них требуется покорность и смирение. Согласно традициям ислама, освящаются узы родства, гостеприимство, помощь путникам и нищим, почитание старших и родителей. Запрещаются азартные игры и употребление вина. В исламе существуют два направления – суннизм (90% верующих) и шиизм, нетрадиционно рассматривающий некоторые положения ислама.
Историография – история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвящённых отдельной теме, эпохе. Историографией также называется вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки, накопление исторических знаний, разногласия в истолковании исторических явлений.
История (от греч. – рассказ о прошлом)– временная последовательность мировых событий, запись в форме временного следования одного события за другим, наука, изучающая прошлое и настоящее развития человечества, ставящая перед собой цель выбрать из совокупности исторических событий, дошедших до нас те, которые имеют определяющее значение, вскрыть существующие между этими событиями связи (закономерности исторического развития). Состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов. Подразделяется на историю древнего мира, средних веков, новую и новейшую историю. В России история как наука сложилась в XVIII в.
Иудаизм – религия, распространённая в основном среди евреев, имеет множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все стороны быта верующих. Основы вероучения иудаизма изложены в Ветхом завете и Талмуде (комментарии к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь – синагога.
Католицизм (от греч. – всеобщий, всеохватывающий) – одно из двух главных направлений в христианской религии. Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток (III–IV вв.) не могло не отразиться на церкви. Организационные и догматические разногласия привели к формальному разрыву между Западной и Восточной церквями в 1054 г. Западная церковь стала называться католической, а Восточная – православной. В противоположность другим толкованиям христианства католическая церковь считает необходимым повсюду (отсюда название) распространять (и настаивать на их признании) исходящие от апостолов предания.
Княжеские съезды– встречи князей Киевской Руси с целью принятия совместных решений по тем или иным вопросам. Вышгородский съезд (1072 г.) решал вопросы о перенесении мощей Бориса и Глеба в новую церковь, о принятии Правды Ярославичей. Любечский съезд (1097 г.) должен был положить конец междоусобным войнам. Витичевский съезд (1100 г.) был собран для заключения мира между князьями Владимиром Мономахом, Святополком Ярославовичем, Олегом и Давыдом Святославовичами. Долобский съезд (1103 г.) был посвящён организации похода против половцев.
Либерализм (от лат. – свободный) – течение в политике, политическое мировоззрение, в основе которого лежит признание важнейших естественных прав человека (на жизнь, собственность, безопасность и др.) в качестве фундаментальных и незыблемых основ всей общественной жизни. Принцип свободы индивида является важнейшим в либеральной идеологии. В практической жизни либерализм означает, прежде всего, утверждение основ парламентаризма, буржуазных прав и свобод, демократизацию общества, расширение предпринимательства (незыблемость принципа частной собственности, придание экономике рыночного характера). С точки зрения либерализма, вмешательство государства в экономику должно носить минимальный характер, сводясь преимущественно к роли некоего «ночного сторожа», арбитра в споре конкурентов. Либеральные идеи издавна присутствовали в общественной мысли (Ш. Монтескье, А. Смит, И. Бентам и др.). Они достаточно полно воплотились на практике во многих странах (Англия, США и др.), представлены в идеологии и деятельности многих политических партий. Либеральная струя присутствовала в общественной мысли и политической практике России. Отмена крепостного права в 1861 г. и ряд последовавших затем реформ Александра II также носили по своей сути либеральный характер. Либеральная идеология в России в конце XIX в. активно развивалась такими мыслителями, как М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев, Б.Н. Чичерин и др. Носителями этих идей во второй половине XIX в. выступают земства. Партии либеральной ориентации, отвергавшие революционный путь преобразований, добивавшиеся изменений в государственной жизни России легальными средствами и реформами, были представлены в Государственной думе в период с 1906 по 1917 гг. После Февральский революции 1917 г. они становятся правящими.
Лествичное право (от «лествица» – лестница) – обычай княжеского наследования. Князьяодного рода считались правителями всей Древней Руси. Старший, сидя в Киеве, назначал остальных в зависимости от старшинства в другие города. За братьями следовали дети старшего брата и далее дети следующих братьев, в той же последовательности внуки, правнуки и т.д. Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь и получали уделы на кормление. По мере смены великого князя все прочие переезжали из города в город по старшинству. Лествичное право, с одной стороны, служило формальному сохранению единства страны, с другой – нередко вносило неразбериху из-за частых переездов князей. Князья-племянники из-за несовершенства лествичного права часто оказывались старше своих дядьев, что приводило к кровавым усобицам.
Община крестьянская– территориальное объединение (деревня) отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес. Для крестьянской общины были характерны регулярные переделы земли («по справедливости») с XVI–XVII вв., круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Жизнь общины контролировалась помещиком и государством.
Ополчение– военное формирование в помощь регулярной армии во время войны. В России формировалось из свободных крестьян, горожан, дворян и др. В феврале 1611 г. было сформировано первое на Руси ополчение после воззвания Прокопия Ляпунова ко всем русским людям подняться на борьбу против войска польского короля. В октябре того же года нижегородский земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский встали во главе второго ополчения. Отечественная война 1812 г., Крымская война 1853–1856 гг. и Великая Отечественная война 1941–1945 гг. стали периодами формирования новых ополчений.
Опричнина(от «опричь» – кроме, особо; в XIV–XV вв. так называли особое владение, выделенное членам великокняжеской династии) – название государева удела в 1565–1572 гг. (его территории, войска, учреждения). «Опричниной» также называлась внутренняя политика правительства Ивана IV (Грозного) в те же годы. Учреждение опричнины было подготовлено событиями 60-х гг. XVI в. Иван IV стремился к активному продолжению Ливонской войны (1558–1583 гг.), но натолкнулся на оппозиционные настроения среди своего окружения. «Впав в гнев», он 25 декабря 1564 г. послал из Александровской слободы две грамоты: в одной, обращённой к народу, он заверял его в своих добрых чувствах по отношению к нему; в другой, адресованной митрополиту, обвинил бояр и духовенство в измене и объявил о своём намерении отречься от престола. В январе 1565 г. было осуществлено введение опричнины. По указу Ивана IV было объявлено учреждение «особого» двора с особой территорией, войском (первоначально в
1 тысячу человек), финансами и управлением (опричной думой). Правительство ввело неподсудность опричников общественным органам власти и суда. Остальная часть государства получила название «земщина». Ею по-прежнему управляла Боярская дума, вынужденная по всем важным вопросам испрашивать согласия царя. В результате опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придал ей черты восточного деспотизма. Однако опричнина ослабила государство (террор, разорение крестьянства, постоянные военные действия и пр.) и в 1572 г. царь её отменил, вернув часть конфискованных земель их прежним владельцам. Таким образом, опричнина – форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. Основным средством её проведения стал террор.
Переделы земельные– способ периодического восстановления сельской общиной в России уравнительности землепользования, постоянно нарушаемой изменениями в семейном составе общинников. При крепостном праве переделы производились или контролировались феодалом. С 1861 г. стали исключительно функцией общины и назначались решением 2/3 голосов сельского схода. 8 (20) июня 1896 г. для общих переделов решением властей был установлен срок: раз в 12 лет. Запрещалось частичное перераспределение земель внутри общины.
Приказы – органы центрального управления в России XVI–начала XVIII вв. Их наименование произошло от термина «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям это термин входит в обращение с 60-х гг. XVI в. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определённым кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Но приказная система представляла собой только начальный этап централизации государственного аппарата. Она не имела стройного внутреннего единства и чёткого разграничения функций между отдельными учреждениями. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления с территориальным. Зарождение приказной системы происходит в конце XV–начале XVI вв. Большинство исследователей появление приказов связывают с перестройкой великокняжеского дворцово-вотчинного управления, в результате которого были созданы дворцовые учреждения – Казна и Большой дворец. Основой создания приказов послужили дьяческий штат Казны и временные боярские комиссии, создававшиеся для решения отдельных вопросов. Специализация дворцовых дьяков по отдельным вопросам государственного управления приводила к выделению этих вопросов в отдельные ведомства, а затем в самостоятельные учреждения. Они получили название дьячих изб, а позднее – приказы. Приказное управление постепенно охватило все отрасли государственной системы. Общее число приказов (считая временные) к середине XVII в. достигло 60. В начале 1720-х гг. приказы были заменены коллегиями.
Регламенты Петра I(от. фр. – правило) – законодательные акты, составленные при участии Петра I, по определению деятельности государственных учреждений, организации армии и флота, порядка прохождения службы и т.д. (Генеральный регламент 1720 г., Духовный регламент 1721 г., Регламент Главного магистрата 1721 г. и др.).
Реформа(от лат. – преобразовываю) – изменение существенных сторон жизни общества, не затрагивающее основ действующей социальной структуры. Как правило, носит прогрессивный характер.
Род– коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, общее родовое имя. Родство определялось по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Объединялись в племена, распались при возникновении государства. Пережитки родоплеменного периода сохраняются у многих народов.
Родословные книги – составлялись в России с 40-х гг. XVI в. о происхождении, родстве, службе княжеских и
боярских фамилий. Позже велись записи русского дворянства.
Россия– название страны с конца XV в., наименование употреблялось наряду с Русью, Русской землей, Московским государством, Русским государством. С XVI в. то же, что Российское царство, 1721–1917 гг. – Российская империя. С 1991 г. – Россия, Российская Федерация.
«Русская Правда»– 1. Первый свод древнерусских законов, куда вошли нормы «Закона Русского», Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, установила положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право и др. Имеется три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Списки XIII–XVIII вв. 2. Программа декабристов, составленная П.И. Пестелем в 1821–1823 гг. как основа будущей России. Одобрена Южным и частично Северным обществом. Требования: уничтожение самодержавия и крепостничества, введение республики с равенством и народовластием, безвозмездное наделение крестьян землей и др.
Русская православная церковь– самая крупная из православных церквей. Возникла в X в. Глава – митрополит Киевский, с конца XIIIв. – Владимирский (с 1325 г. жил в Москве). Подчинялась Константинопольскому патриарху, с 1448 г. – автокефальная (самостоятельная). Патриаршество – с 1589 до 1721 гг. и с 1917 гг. Реформа Никона (1653–1656) привела к расколу, старообрядчеству, сектантству. При Петре I по Духовному регламенту (1721) церковь подчинена государству, управлялась Синодом. В 1918 г. отделена от государства. Управляется патриархом с участием Священного синода.
Рядовичи– 1.В Древней Руси лица, нанимавшиеся на работу по ряду (договору), близки к закупам. При невыполнении обязательств могли стать холопами. 2. В XIV–
XVII вв. торговцы однотипным товаром в торговом ряду. 3. Жители рядка – поселения, удобного для торговли и промыслов (XV–XVII вв.).
Самодержавие– монархическая форма правления в России. В XVI–XVII вв. царь правил вместе с Боярской думой, созывал Земские соборы. От сословно-представи-тельной монархии произошел переход к самодержавно-дворянскому правлению, а с начала XVIII в. – к абсолютизму. Свергнуто в 1917 г.
Своды летописные– историко-литературные памятники XI–XVIIIвв. Включают предшествующие своды, летописи, повести, сказания, акты, родословные, предания и пр. Охватывают широкий круг событий.
Северяне– союз восточнославянских племен в
VIII–IX вв., живущих по рекам Десна, Сейм, Сула. Платили дань хазарам. Примерно с 885 г. в составе Руси («Северская земля»).
Шапка Мономаха – золотой головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом среднеазиатской работы XIV в. Символ самодержавной России. В конце XV–начале XVI вв. получила известность легенда о византийском происхождении реликвии, будто присланной императором Константином Мономахом Великому князю киевскому Владимиру Мономаху. Эта легенда использована в создании теории «Москва – третий Рим».
Экстенсивное хозяйство– развитие производства за счет его расширения. Противоположно интенсивному использованию качественно новых методов и технического усовершенствования, что значительно повышает производительность труда.
Эпоха (от греч. – остановка) – промежуток времени в развитии природы, общества, науки, культуры и т.д., имеющий свои характерные особенности.
Эра(от лат. – исходное число) – 1. Крупный исторический период. 2. В хронологии – начальный момент летосчисления, система летосчисления (христианская или новая эра – наша эра, в которой счет годов ведется от принятой в христианстве даты рождения Иисуса Христа).
Этническая общность (этнос)– исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией, группой народов (славянская этническая общность и др.).
Этногенез(от греч. – народ + происхождение) – происхождение народов на начальном этапе возникновения, а также дальнейшее формирование их этнографических, лингвистических, антропологических особенностей.
Юродивые– аскеты, обладавшие, по мнению народа на Руси, даром прорицания. Выдавали себя за безумцев, некоторые страдали умственным расстройством. Обличали царей, вельмож, почитались святыми, некоторые канонизированы Русской православной церковью (в Москве – Василий Блаженный и др.).
Язычество– религия, возникшая на стадии родовых отношений, основанная на многобожии, поклонении силам природы и духам предков; идолопоклонство. Политеизм – многобожие.
Ярлыки(от тюрк. – приказ) – льготные грамоты монголо-татарских ханов Золотой Орды, подвластных светским и духовным феодалам.
Ясак– натуральный налог в XV–начале XX вв., взимаемый с народов Сибири, Севера, Дальнего Востока пушниной, скотом и пр.
Задание для самостоятельной работы
1. Расставить понятия в соответствии с историческими эпохами:
а) Средневековая Русь (не менее 5-ти понятий);
б) Эпоха Петра Великого (не менее 5-ти понятий);
в) Эпоха «дворцовых переворотов» (не менее 5-ти понятий).
2. Расставить исторические даты в соответствии с историческими событиями:
а) Расцвет Киевской Руси (не менее 5-ти);
б) Татаро-монгольское иго (не менее 5-ти);
в) Реформы Ивана Грозного (не менее 5-ти).
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Проблемы русской истории в современной исторической литературе.
2. Образование Древнерусского государства – Киевская Русь.
3. Крещение Руси.
4. Татаро-монгольские нашествие на Русь и его последствия.
5. Образование и укрепление русского централизованного государства. Возвышение Москвы.
6. Россия в эпоху Ивана Грозного.
7. Русь, Запад и Золотая Орда.
8. Политический и социальный кризис начала XVII в. «Смутное время».
9. Россия на рубеже XVI–XVII вв. Борьба против интервенции. Начало династии Романовых.
10. Экономическое, политическое и культурное развитие России в XVII в.
11. Причины «бунташности» XVII в. Крестьянская война (1667–1671 гг.) под предводительством С.Т. Разина.
12. Тоталитарное государство при Петре I.
13. Россия на рубеже XVII–XVIII вв. Предпосылки преобразований и начало правления Петра I.
14. Реформы Петра I (первая четверть XVIII в.).
15. Борьба России за выход к Балтийскому морю. Северная война 1700–1721 гг.
16. Культура петровской России. Общественная мысль петровского и после петровского времени.
17. Дворцовые перевороты. Роль гвардии. Расширение привилегий дворян.
18. «Просвещенный абсолютизм» в России.
19. Крестьянская война 1773–1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева.
20. Международное положение и внешняя политика России во второй половине XVIII века.
21. Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в. – начале IX в.
22. Реформаторская деятельность Александра I.
23. Отечественная война 1812 г., ее историческое значение.
24. Движение декабристов: организации, программы.
25. Восстание декабристов: итоги, значение, последствия.
26. Правление Николая I – «апогей самодержавия» и его глубокий кризис.
27. Общественное движение и идейная борьба в 1830–50 гг. ХIX в.
28. Кризис феодально-крепостнической системы. Крымская война.
29. Русская национальная культура первой половины IX в.
30. Предпосылки реформы 1861 г. Содержание, сущность и ее историческое значение.
31. Буржуазные реформы 1860–70-х гг. ХIX в., предпосылки, цели, содержание, значение.
32. Общественное движение и идейная борьба 1860–90 гг. ХIX в.
33. Распространение социалистических идей в России в конце ХIХ в.
34. Рабочее движение в конце ХIX–начале XX вв.
35. Политика контрреформ Александра III.
36. Рабочее движение и политический сыск в России. Начало XX в.
37. Образование политических партий в России, особенности их формирования.
38. Первая буржуазно-демократическая революция 1905–1907 гг.
39. Парламентаризм в России. Деятельность Государственных Дум.
40. Реформаторская деятельность П.А. Столыпина.
41. Социально-экономическое и политическое развитие России в конце ХIX–начале XX вв.
42. Серебряный век русской культуры.
43. Первая мировая война и обострение общественного кризиса в России.
44. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.
45. Борьба политических партий за лидерство (март-октябрь 1917 г.).
46. Курс большевиков на вооруженное восстание. Октябрьская революция.
47. Экономический и политический кризис конца 1920–1921 гг. Переход к НЭПу, его сущность, значение, трудности и противоречия.
48. Создание и укрепление советской тоталитарной системы.
49. Проблемы социально-экономической модернизации страны (1918–1940 гг.).
50. Противоречия и трудности социально-экономи-
ческого развития страны в послевоенный период (1946–
1990 гг.).
51. Прорыв «блокады». Угроза вооруженного столкновения. Борьба с фашистской опасностью (1922–1939 гг.).
52. Вторая мировая война и борьба народов Отечества за победу над фашизмом (1939–1945 гг.).
53. Послевоенное устройство мира. Советское государство – лидер социалистического блока. Противостояние на международной арене (1945–1985 гг.).
54. Перестройка и ее последствия.
55. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, сущность, итоги.
56. Советское общество 1920–30-х гг. XX в.: тоталитаризм и общественно-политическая жизнь. Усиление репрессивной политики.
57. Общественно-политическая жизнь в послевоенный период (1945–1985 гг.).
58. Распад СССР. Углубление противоречий. Августовский путч 1991 г.
59. Проблемы Международных отношений.
60. Достижения и проблемы современной культуры. Судьба русской интеллигенции.