Объект, предмет, метод и функции политической науки.
Объект, предмет, метод и функции политической науки.
Объект политологии: а) политическая сфера жизни общества. .Предмет политологии - закономерности политики, политических систем и политических процессов различных государств.
Методы политологии
количественные (эмпирико-аналитические), качественные (делающие акцент на феноменологической природе политических явлений), рациональные (единственный источник поведения человека- рациональные мотивы) и те, что настаивают на доминировании подсознательных мотивов в человеческом поведении;персоналистские (их сторонники рассматривают политику как отношения личности и государства) социально ориентированные (утверждающие социальную природу фактов политики) итехнократически ориентированные (рассматривающие технику как основу создания институтов власти).Основные современные методы изучения политики структурно-функциональный анализ (политик - скоординированное взаимодействие элементов, составляющих ее сложную структуру и обусловливающих выполнение ею определенных функций в рамках единого целого.)Системный подход(политика – саморегулирующаяся социальная целостность, взаимодействующей с внешней средой.) Политико-культурные (политика зависит от субъективных ориентаций элитарных и массовых субъектов на политические объекты) Кибернетические (анализ через призму информационных потоков, построенных на принципе обратной связи) Коммуникативные (анализ политики через изучение складывающихся в политическом пространстве способов общения людей). Социологические (объясняющие политические действия людей с точки зрения параметров их общественного положения). Антропологические (объясняют политические события в качестве разнообразных проявлений человеческой природы).Психологические (политические действия объясняются через эмоции и чувства человека).Институциональные (квалифицирующие организационные структуры как основные звенья политики)
Функции политологии. Методологическая: выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий, изучающих отдельные общественные явления. Теоретико-познавательная: политология формирует знания о политике, её роли в обществе. Мировоззренческая: политология способствует выработке определённого видения политической действительности.
История политических учений
1 этап. Первые формы отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Примерно в середине I тысячелетия, обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений, появлению отдельных систематизированных учений. Так, в цивилизациях Древнего Востока доминировали идеи об устройстве отдельных государств, искусстве управления людьми. В трудах Конфуция (551-479 до н.э.) государство трактовалось как средство перевоплощения идеальных семейных отношений и насаждения таким способом в обществе справедливости, любви к людям, благодарности к старшим. Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) отождествляли восприятие государства и общества; в качестве основного объекта познания рассматривали конкретные государства, формы господства отдельных правителей, наиболее отчетливые проявления публичной власти
Нарастание рационального описания все усложнявшихся политических явлений привело в XIIIв. к повороту в сторону формирования специализированных знаний об этой области жизни. Данная совокупность представлений стала составной частью гуманитарного образования того времени.
2 этап Новое время (XVI-XIX вв.). . Усложнение политической сферы, постепенно выявлявшее зависимость государственной власти от области частной жизни человека, способствовало разделению представлений о политике и обществе (Н. Макиавелли).Ж. Боден поставил вопрос о разработке методических оснований особой политической науки. Громадный вклад в развитие этой отрасли знания внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам, А. Токвиль, К. Маркс и др.
В конце XIX – началеXX в. появилось множество специализированных теорий, посвященных исследованию демократии, систем политического представительства интересов, элит, партий, неформальных, психологических процессов. ( А. Бентли, В. Парето,, М. Вебера и др.). Конечно, в разных странах развитие научного знания о политике шло неравномерно.
Однако и в России труды Б. Н. Чичерина, П. А. Новгородцева, А. И. Строгина, М. М. Ковалевского, М. Я. Острогорского, Г. В. Плеханова и других ученых явились достойным вкладом в процесс формирования политической науки. Мощный теоретический подъем на рубеже веков привел и к конституциализации политической науки в качестве самостоятельной дисциплины в учебных заведениях США (1857), а впоследствии в Германии и Франции. В 1903 г. была создана первая Американская ассоциация политических наук, объединившая в своих рядах ученых, профессионально исследовавших сферу политики. Все это позволяло говорить о становлении политической науки в качестве особой отрасли знания, занявшей свое место в структуре гуманитаристики.Современный этап. Начинается с первой четверти XX в. Мир стал еще более политизированным, а число субдисциплин,
изучающих грани политического, стало неуклонно расти, демонстрируя громадное разнообразие специализированных исследований, методов и приемов анализа политики. Расширение областей, подвергающихся специализированным и систематическим исследованиям, привело Г. Лассуэлла в 1951 г. к мысли о необходимости введения термина «политические науки» .
Основной вклад в развитие современной политической науки внесли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Б. Мур, Э. Даунс, Ч. Линдблом, Г. Алмонд, С. Верба, Э. Кэмпбелл и др. Современная политическая наука – авторитетнейшая академическая дисциплина; соответствующие курсы читаются во всех сколько-нибудь крупных университетах мира. В мире действует Международная ассоциация политологов (IPSA), систематически проводятся научные конференции, симпозиумы. Мнение профессиональных политологов-аналитиков является постоянным компонентом разработки и принятия важнейших решений в национальных государствах и в международных организациях.
Регулятивная: усвоение политических знаний оказывает непосредственное влияние на политическое поведение. Прогностическая: раскрывая тенденции развития политических процессов, политология объективно выполняет функцию прогноза. Аксиологическая: политология даёт оценку политическим институтам, строю, политическому поведению людей, политическим событиям. Дескриптивная функция, предполагает необходимость всестороннего и полного описания внутренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков. Оценочная функция, предполагает вынесение суждений о политических объектах (и их свойствах) с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того или иного общественного субъекта. Сравнительная функция предполагает обязательное сопоставление различных политических явлений, прежде чем будут сформированы выводы и оценки относительно тех или иных явлений, тенденций их развития, типологий, закономерностей и т.д. Преобразовательная функция. Политическая наука в той или иной степени связана с практическими преобразованиями в сфере власти, вплетена в целенаправленные действия разнообразных политических сил. Прогностическая функция выражает потребность в разработке знания, предвосхищающего возможные последствия предпринимаемых действий и пытающегося гипотетически определить изменения, сопутствующие достижению целей. Благодаря реализации данной функции формируется некий первичный облик политики будущего, способный скорректировать действия сил, борющихся за власть. Функциясоциализации направлена на формирование политического сознания у людей, включающихся в сферу властных отношений.
3. Парадигмы политического знания. Парадигма -своеобразнаялогическая модель постановки и решения познавательной проблемы. Фундаментальное значение для политической науки в целом имеют те парадигмы, которые истолковывают ее природу и сущность, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные черты и свойства этой области действительности.
1. Теологическая парадигма. На ранних этапах существования общества источники социальных связей и поведения людей объяснялись по преимуществу в рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни. Отношения «царь» и «народ» полностью зависели от божественного промысла. Роль правителя заключалась лишь в передаче, воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее человека из числа творцов политики (государства) свидетельствовало о неспособности политической мысли того времени дать рациональное истолкование этого вида реальности, выявить его внешние и внутренние связи.
Как можно заметить, в основе такого подхода лежат не присущие научному знанию логические и рациональные подходы, а принципы веры, необъяснимой с точки зрения разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. В современных условиях в основном лишь богословские философы исповедуют подобные постулаты, однако надо признать, что данная парадигма зафиксировала некоторые важные характеристики феномена политики. Ряд ученых полагают, что, не получив сегодня широкого распространения в интеллектуальной среде этот подход сможет проявить себя на следующих ступенях развития научного знания, накопления новых данных о строении мира.
2. Натуралистическая парадигма.Ученые пытаются объяснить природу политики, исходя из доминирующего значения фактороввнесоциального характера. В основе этой группы идей лежат воззрения рационального толка. В своей совокупности они открывают возможности для попыток обоснования приоритетности природных источников политической жизни, выступающих либо в виде физико-географической среды, либо различных свойств живой природы, включая биологические характеристики самого человека.
4.. Политическая власть и механизмы её осуществления. Политическая власть –это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
Основными факторами властных отношений в обществе являются: 1) наличие субъекта и объекта власти, в качестве которых могут выступать отдельные лица, а также «коллективно действующее лицо» (партии, организации, советы и т.д.) 2) воля осуществляющего власть, ориентированная на того, по отношению к кому осуществляется, что сопровождается угрозой применения санкций в случае его невыполнения объектом власти 3) подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение объекта власти воле ее субъекта Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.
Общепризнанным источником власти является сила. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти. К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.
Механизм п. в. – совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти. Механизм осуществления власти имеет сложную, иерархическую структуру, в которой формальным первичным «субъектом» и источником власти выступает народ, передающий властные функции своему официальному представителю, т.е опосредующему их агенту — государству. Государство, в свою очередь, распределяет полномочия среди «носителей» по «горизонтали» (законодательная, исполнительная и судебная отрасли власти) и по «вертикали» (центральные, региональные и местные органы власти) с тем, чтобы управлять населением страны («объект» властвования) от имени всего общества («субъект» властвования). Однако в действительности реальным носителем власти, как правило, являются элита и бюрократия, т.е. чиновники и функционеры могущественной системы исполнительной власти, на разных ее уровнях и в разных стратах, а также различные группировки правящей элиты, между которыми распределяются «сферы» властных функций и полномочий и «зоны» контроля над ресурсами общества. Законодательная власть основывается на конституционном принципе верховенства права. Формируется путем свободных выборов. вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутр. и внеш. политики государства, утве. гос бюджет, принимает законы и контролирует их исполнение. Носителем законодательной власти выступает парламент.
Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Наиболее распространенным является однопалатный парламент. В Российской Федерации законодательную власть осуществляет Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов власти). Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием и работающих на профессиональной постоянной основе. Исполнительную власть осуществляет правительство. Отличительная черта исполнительной власти состоит в том, что она действует преимущественно за «закрытыми» дверями. В силу этого обстоятельства при отсутствии надлежащих сдержек и «противовесов» она неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Ее сдерживание в этом отношении достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.
Парламент имеет право выразить недоверие правительству. Президент вправе как согласиться с этим решением и отправить правительство в отставку, так и распустить сам парламент при условии, что он повторно подтвердит свое нежелание работать с таким правительством. Судебная власть призвана контролировать законодательную и исполнительную власти и воздействовать на них. В Российской Федерации законодательная власть контролируется через Верховный и Конституционные суды
Разделение властей - это принцип и система организации власти в государстве, заключающаяся в параллельном и независимом существовании трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Политический опыт демократических стран показывает, что эти ветви власти не следует объединять в одном органе, целесообразно их разграничить, что обусловлено следующими причинами:
1. Необходимостью предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, тоталитаризма.
2. Необходимостью четкого распределения функций, компетенции и ответственности каждого государственного органа, осуществления взаимного контроля, создания системы сдержек и противовесов, помогающей достигать единства действий через поддержание динамичного равновесия в процессе преодоления политических противоречий.
3. Реализация принципа разделения властей позволяет гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и подчинение, свобода и ответственность, закон и право, государство и гражданское общество.
исходного начала, объясняющего природу политики, рассматриваются врожденные психические свойства человека, его эмоциогенные, инстинктивно-рефлекторные черты и механизмы поведения, составляютпсихологизаторский подход
Учитывая разнообразие подобного рода факторов и предпосылок, действующих в рамках этого широкого круга явлений, можно говорить и о различных ответвлениях внутри натуралистической парадигмы.Так, если в качестве основных детерминант, определяющих формирование и развитие политической жизни, рассматриваются территориальные, экономико-географические, физико-климатические и другие аналогичные явления, то можно признать наличиегеографического подхода. Концепции, авторы которых объясняют природу политического поведения как одну из форм эволюции и адаптации организма к условиям его существования, сложившуюся под влиянием естественного отбора, как результат действия его физиологических механизмов, образуют так называемыйбиополитический подход. Те же концепции, где в качестве
3. Социоцентристская парадигма.Социоцентристская парадигма объединяет самую широкую группу теоретических представлений, авторы которых признают ееобщественное происхождение. В самом широком плане сторонники этих подходов пытаются объяснить природу политикидвумя основными способами.1 способ: определяющее воздействие на политику оказывают внешние факторы (отдельные сферы общественной жизни, ее институты, механизмы, структуры). 2 способ: сущность политики определяется через внутренние, присущие самой политике источники самодвижения и формы саморазвития.
Впоследствии в ряде теорий политику стали объяснять и даже отождествлять с более широким кругом таких явлений, как авторитет (Ж. Мейно), управление (П. Дюкло), влияние (Р. Даль), контроль (Ж. Бержерон), целенаправленные и общественные действия (Т. Парсонс, А. Этциони), борьба за организацию человеческих возможностей (Д. Хелд), классовые отношения (А. Миронов), организация (Ю. Аверьянов) и т.д. В результате политика оценивалась с точки зрения не того, что ее отличает от иных проявлений социального мира, а того, что объединяет ее с ними. Таким образом, она не просто признавалась неотъемлемой частью человеческой жизни, но как бы растворялась в социальном пространстве, приобретая черты универсального общественного явления. В результате политический процесс рассматривался как целиком и полностью совпадающий с историческим процессом.
Объект, предмет, метод и функции политической науки.
Объект политологии: а) политическая сфера жизни общества. .Предмет политологии - закономерности политики, политических систем и политических процессов различных государств.
Методы политологии
количественные (эмпирико-аналитические), качественные (делающие акцент на феноменологической природе политических явлений), рациональные (единственный источник поведения человека- рациональные мотивы) и те, что настаивают на доминировании подсознательных мотивов в человеческом поведении;персоналистские (их сторонники рассматривают политику как отношения личности и государства) социально ориентированные (утверждающие социальную природу фактов политики) итехнократически ориентированные (рассматривающие технику как основу создания институтов власти).Основные современные методы изучения политики структурно-функциональный анализ (политик - скоординированное взаимодействие элементов, составляющих ее сложную структуру и обусловливающих выполнение ею определенных функций в рамках единого целого.)Системный подход(политика – саморегулирующаяся социальная целостность, взаимодействующей с внешней средой.) Политико-культурные (политика зависит от субъективных ориентаций элитарных и массовых субъектов на политические объекты) Кибернетические (анализ через призму информационных потоков, построенных на принципе обратной связи) Коммуникативные (анализ политики через изучение складывающихся в политическом пространстве способов общения людей). Социологические (объясняющие политические действия людей с точки зрения параметров их общественного положения). Антропологические (объясняют политические события в качестве разнообразных проявлений человеческой природы).Психологические (политические действия объясняются через эмоции и чувства человека).Институциональные (квалифицирующие организационные структуры как основные звенья политики)
Функции политологии. Методологическая: выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий, изучающих отдельные общественные явления. Теоретико-познавательная: политология формирует знания о политике, её роли в обществе. Мировоззренческая: политология способствует выработке определённого видения политической действительности.
История политических учений
1 этап. Первые формы отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Примерно в середине I тысячелетия, обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений, появлению отдельных систематизированных учений. Так, в цивилизациях Древнего Востока доминировали идеи об устройстве отдельных государств, искусстве управления людьми. В трудах Конфуция (551-479 до н.э.) государство трактовалось как средство перевоплощения идеальных семейных отношений и насаждения таким способом в обществе справедливости, любви к людям, благодарности к старшим. Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) отождествляли восприятие государства и общества; в качестве основного объекта познания рассматривали конкретные государства, формы господства отдельных правителей, наиболее отчетливые проявления публичной власти
Нарастание рационального описания все усложнявшихся политических явлений привело в XIIIв. к повороту в сторону формирования специализированных знаний об этой области жизни. Данная совокупность представлений стала составной частью гуманитарного образования того времени.
2 этап Новое время (XVI-XIX вв.). . Усложнение политической сферы, постепенно выявлявшее зависимость государственной власти от области частной жизни человека, способствовало разделению представлений о политике и обществе (Н. Макиавелли).Ж. Боден поставил вопрос о разработке методических оснований особой политической науки. Громадный вклад в развитие этой отрасли знания внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам, А. Токвиль, К. Маркс и др.
В конце XIX – началеXX в. появилось множество специализированных теорий, посвященных исследованию демократии, систем политического представительства интересов, элит, партий, неформальных, психологических процессов. ( А. Бентли, В. Парето,, М. Вебера и др.). Конечно, в разных странах развитие научного знания о политике шло неравномерно.
Однако и в России труды Б. Н. Чичерина, П. А. Новгородцева, А. И. Строгина, М. М. Ковалевского, М. Я. Острогорского, Г. В. Плеханова и других ученых явились достойным вкладом в процесс формирования политической науки. Мощный теоретический подъем на рубеже веков привел и к конституциализации политической науки в качестве самостоятельной дисциплины в учебных заведениях США (1857), а впоследствии в Германии и Франции. В 1903 г. была создана первая Американская ассоциация политических наук, объединившая в своих рядах ученых, профессионально исследовавших сферу политики. Все это позволяло говорить о становлении политической науки в качестве особой отрасли знания, занявшей свое место в структуре гуманитаристики.Современный этап. Начинается с первой четверти XX в. Мир стал еще более политизированным, а число субдисциплин,
изучающих грани политического, стало неуклонно расти, демонстрируя громадное разнообразие специализированных исследований, методов и приемов анализа политики. Расширение областей, подвергающихся специализированным и систематическим исследованиям, привело Г. Лассуэлла в 1951 г. к мысли о необходимости введения термина «политические науки» .
Основной вклад в развитие современной политической науки внесли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Б. Мур, Э. Даунс, Ч. Линдблом, Г. Алмонд, С. Верба, Э. Кэмпбелл и др. Современная политическая наука – авторитетнейшая академическая дисциплина; соответствующие курсы читаются во всех сколько-нибудь крупных университетах мира. В мире действует Международная ассоциация политологов (IPSA), систематически проводятся научные конференции, симпозиумы. Мнение профессиональных политологов-аналитиков является постоянным компонентом разработки и принятия важнейших решений в национальных государствах и в международных организациях.
Регулятивная: усвоение политических знаний оказывает непосредственное влияние на политическое поведение. Прогностическая: раскрывая тенденции развития политических процессов, политология объективно выполняет функцию прогноза. Аксиологическая: политология даёт оценку политическим институтам, строю, политическому поведению людей, политическим событиям. Дескриптивная функция, предполагает необходимость всестороннего и полного описания внутренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков. Оценочная функция, предполагает вынесение суждений о политических объектах (и их свойствах) с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того или иного общественного субъекта. Сравнительная функция предполагает обязательное сопоставление различных политических явлений, прежде чем будут сформированы выводы и оценки относительно тех или иных явлений, тенденций их развития, типологий, закономерностей и т.д. Преобразовательная функция. Политическая наука в той или иной степени связана с практическими преобразованиями в сфере власти, вплетена в целенаправленные действия разнообразных политических сил. Прогностическая функция выражает потребность в разработке знания, предвосхищающего возможные последствия предпринимаемых действий и пытающегося гипотетически определить изменения, сопутствующие достижению целей. Благодаря реализации данной функции формируется некий первичный облик политики будущего, способный скорректировать действия сил, борющихся за власть. Функциясоциализации направлена на формирование политического сознания у людей, включающихся в сферу властных отношений.
3. Парадигмы политического знания. Парадигма -своеобразнаялогическая модель постановки и решения познавательной проблемы. Фундаментальное значение для политической науки в целом имеют те парадигмы, которые истолковывают ее природу и сущность, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные черты и свойства этой области действительности.
1. Теологическая парадигма. На ранних этапах существования общества источники социальных связей и поведения людей объяснялись по преимуществу в рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни. Отношения «царь» и «народ» полностью зависели от божественного промысла. Роль правителя заключалась лишь в передаче, воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее человека из числа творцов политики (государства) свидетельствовало о неспособности политической мысли того времени дать рациональное истолкование этого вида реальности, выявить его внешние и внутренние связи.
Как можно заметить, в основе такого подхода лежат не присущие научному знанию логические и рациональные подходы, а принципы веры, необъяснимой с точки зрения разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. В современных условиях в основном лишь богословские философы исповедуют подобные постулаты, однако надо признать, что данная парадигма зафиксировала некоторые важные характеристики феномена политики. Ряд ученых полагают, что, не получив сегодня широкого распространения в интеллектуальной среде этот подход сможет проявить себя на следующих ступенях развития научного знания, накопления новых данных о строении мира.
2. Натуралистическая парадигма.Ученые пытаются объяснить природу политики, исходя из доминирующего значения фактороввнесоциального характера. В основе этой группы идей лежат воззрения рационального толка. В своей совокупности они открывают возможности для попыток обоснования приоритетности природных источников политической жизни, выступающих либо в виде физико-географической среды, либо различных свойств живой природы, включая биологические характеристики самого человека.
4.. Политическая власть и механизмы её осуществления. Политическая власть –это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
Основными факторами властных отношений в обществе являются: 1) наличие субъекта и объекта власти, в качестве которых могут выступать отдельные лица, а также «коллективно действующее лицо» (партии, организации, советы и т.д.) 2) воля осуществляющего власть, ориентированная на того, по отношению к кому осуществляется, что сопровождается угрозой применения санкций в случае его невыполнения объектом власти 3) подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение объекта власти воле ее субъекта Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.
Общепризнанным источником власти является сила. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти. К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.
Механизм п. в. – совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти. Механизм осуществления власти имеет сложную, иерархическую структуру, в которой формальным первичным «субъектом» и источником власти выступает народ, передающий властные функции своему официальному представителю, т.е опосредующему их агенту — государству. Государство, в свою очередь, распределяет полномочия среди «носителей» по «горизонтали» (законодательная, исполнительная и судебная отрасли власти) и по «вертикали» (центральные, региональные и местные органы власти) с тем, чтобы управлять населением страны («объект» властвования) от имени всего общества («субъект» властвования). Однако в действительности реальным носителем власти, как правило, являются элита и бюрократия, т.е. чиновники и функционеры могущественной системы исполнительной власти, на разных ее уровнях и в разных стратах, а также различные группировки правящей элиты, между которыми распределяются «сферы» властных функций и полномочий и «зоны» контроля над ресурсами общества. Законодательная власть основывается на конституционном принципе верховенства права. Формируется путем свободных выборов. вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутр. и внеш. политики государства, утве. гос бюджет, принимает законы и контролирует их исполнение. Носителем законодательной власти выступает парламент.
Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Наиболее распространенным является однопалатный парламент. В Российской Федерации законодательную власть осуществляет Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов власти). Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием и работающих на профессиональной постоянной основе. Исполнительную власть осуществляет правительство. Отличительная черта исполнительной власти состоит в том, что она действует преимущественно за «закрытыми» дверями. В силу этого обстоятельства при отсутствии надлежащих сдержек и «противовесов» она неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Ее сдерживание в этом отношении достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.
Парламент имеет право выразить недоверие правительству. Президент вправе как согласиться с этим решением и отправить правительство в отставку, так и распустить сам парламент при условии, что он повторно подтвердит свое нежелание работать с таким правительством. Судебная власть призвана контролировать законодательную и исполнительную власти и воздействовать на них. В Российской Федерации законодательная власть контролируется через Верховный и Конституционные суды
Разделение властей - это принцип и система организации власти в государстве, заключающаяся в параллельном и независимом существовании трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Политический опыт демократических стран показывает, что эти ветви власти не следует объединять в одном органе, целесообразно их разграничить, что обусловлено следующими причинами:
1. Необходимостью предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, тоталитаризма.
2. Необходимостью четкого распределения функций, компетенции и ответственности каждого государственного органа, осуществления взаимного контроля, создания системы сдержек и противовесов, помогающей достигать единства действий через поддержание