Федеральный Закон о политических партиях (2001 г.) и новации в избирательном законодательстве 2004-2009 гг.
Вопрос был освящен при анализе российского парламентаризма и российской политической системы, поэтому выделим только ключевые моменты.
Первые редакции закона «О политических партиях» были составлены еще в 80-90х годах и отражали представления о либеральном, демократическом развитии российского общества и государства той эпохи. В 90х годах имела место широкая дискуссия о роли политических партий и, в результате, в 1995 году был принят федеральный закон «О политических партиях». Закон соответствовал требованиям Конституции РФ и действовавшему законодательству. В основе закона был заявительный, а не разрешительный принцип создания политической партии. Но он был отклонен, и причиной стало то, что в законе отсутствовали положения о запрете создания и деятельности партийный ячеек на предприятиях и в учреждениях.
Процесс укрепления «вертикали власти», начавшийся весной 2000 года подтолкнул к тому, что было необходимо внести изменения и в избирательное законодательство. Новая концепция закона была абсолютно противоположна закону 1995 года. В данном случае государство должно было играть контролирующую роль на всех этапах формирования и деятельности политических партий. Перед разработчиками закона стояла задача получения реального рычага контроля за политическими партиями. Должно было резко сократиться количество политических партий-до 4-5. Этому должно было способствовать то, что значительно усложнился процесс государственной регистрации, установление численности политической партии (10 тысяч членов).
Более того, в законе запрещено создание партий по национальным, религиозным и расовым признакам. Был установлен общенациональный статус политической партии и ликвидированы региональные и межрегиональный политические общественные объединения. За политическими партиями был закреплен статус единственного вида общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности в органах государственной власти.
На этапе обсуждения проекта закона «О политических партиях» говорилось о том, что многие положения противоречили Конституции РФ, но в процессе разработки многие положения были приведены в соответствие с конституционными нормами, хотя некоторые статьи остались спорными. Как уже упоминалось выше, согласно ст. 9, ч. 3 «Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности». Это положение противоречит положению Конституции РФ о запрете «любых формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Ограничение количественного состава партий также противоречит положению конституции о том, что «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».
Закрепление за партиями статуса единственного вида «общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти» ограничивает избирательные права граждан «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ч. 2. ст 32) и также нарушает принцип равенства общественных объединений перед законом «общественные объединения равны перед законом».
Таким образом, федеральный закон «О политических партиях» являлся весьма противоречим изначально, так как многие его положения противоречат Конституции. Позднее в данный закон были внесены поправки, которые еще более углубили противоречия и вызвали множество дискуссий в обществе.
Изменения, внесенные в избирательное законодательство формально должны способствовать созданию более устойчивой партийной системы, способствовать ее прозрачности. Но, с другой стороны, внесенные изменения и инициативы серьезно усложнили деятельность партий. Например:
· изменения, касающиеся численности партии: "в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона". Повышение отсекающего барьера происходило постепенно, начиная с запрета на участие в избирательных объединениях общественных организаций; второго повышения численности партий 2004 года; отказа от одномандатных округов и запрет блоков на выборах в Государственную Думу (2005 год); запрет блоков на региональных выборах.
· введение 7 % барьера на выборах в Государственную Думу.
· повышения требований к сбору подписей избирателей
· отмена графы «против всех». Данная графа была так называемой лакмусовой бумажкой в избирательном процессе и показывала настрой в обществе, так, например, высокий процент «против всех» мог быть указателем негативного настроя граждан по отношению к кандидатам
Все эти изменения ужесточили законодательство, что может привести к тому, уровень доверия населения существенно снизится, что может усугубить разрыв между населением и властью.