РАЗДЕЛ ХI. Общество и социальные институты

1. «Опыт таких древних цивилизаций, как Вавилон, Персия, Китай, Египет, Греция, отчетливо показывает, что по мере увеличения богатства страны теряют активность, концентрируют внимание на сохранении уже завоеванных позиций. Это создает предпосылки для поражения» (Грейсон Д., О' Делл К. Американский менеджмент в ХХI. в М.: Экономика, 1991. С. 100).

Какой критерий жизнеспособности социальных систем применяется в этом умозаключении?

2. Исторический опыт наглядно свидетельствует о появлении у стран-победителей после крупных побед или длительного периода господства своего рода «комплекса непобедимости» (Грейсон Д., О' Делл К. Американский менеджмент в ХХI в М.: Экономика, 1991. С. 100).

Влияет ли этот комплекс на жизнеспособность социальных систем?

3. В Пруссии обязательное начальное образование введено в 1763 г. В Англии в 1860 г. – только половина детей обучалось в школе.

Элитарная и классическая системы образования существуют и в настоящее время.

В США – 1-й закон об обязательности образования принят в штате Масачусетс в 1852 г., а в 1918 г. – по всей стране.

В 1925 г. – 99,4 % японских детей посещали школу, а к 1927 г.- 93 % всех японцев умели читать.

Существует ли зависимость жизнедеятельности социальных систем от развития образования? Какие критерии жизнеспособности здесь имеются ввиду?

4. По переписи 1926 г. в СССР зарегистрировано около 200 наций, народностей и этнических групп; по переписи 1939 г. – 140, по переписи 1959 г. – 126, по переписи 1979 г. –119.

Куда подевались этносы? Чем, на Ваш взгляд, вызваны изменения в этнической структуре социальных систем?

5. Представьте, что в России объявлен конкурс на лучший проект национально-территориального устройства и вы примите в нем участие.

Назовите Ваш вариант:

а) сохранение территориального обособления этнических общностей;

б) создание административных единиц на территории республики;

в) конфедеративный союз национальных и территориальных объединений;

г)…

Приведите аргументы в защиту проекта.

6. Ниже перечислены несколько фамилий:

И. Бахофен, М. Ковалевский, А. Коллонтай, Ф. Энгельс. Что объединяет этих людей?

7. В какой книге и кем опубликована крылатая фраза «Измена мужа – это то пятно, которое все мужчины носят с удовольствием»:

1) О. Бальзак; 2) В. Гюго; 3) И. Ильф и Е. Петров; 4) М. Жванецкий;

5) Ф. Энгельс.

8. Какова, на Ваш взгляд, главная причина сокращения рождаемости в РФ:

1) неблагоприятное соотношение полов на брачном рынке;

2) снижение уровня жизни большинства россиян в конце XX века;

3) увеличение числа бесплодных браков;

4) сформировавшийся в общественном сознании малодетный социокультурный комплекс;

5) рост числа лиц, ведущий холостяцко-одиночный образ жизни;

6) высокий уровень разводимости.

Ответ: сформировавшийся в общественном сознании малодетный социокультурный комплекс.

9. Укажите специфические особенности рождаемости, встречающиеся только в России.

1) региональные различия в уровне рождаемости;

2) превышение смертности населения над рождаемостью;

3) численное превосходство лиц женского пола среди новорожденных;

4) волнообразный характер рождаемости;

5) рост числа внебрачных рождений;

6) рост численности пробирочных младенцев.

Ответ: волнообразный характер рождаемости.

10. Какие типы семей и брака в большей степени распространены в России:

1) эндогамные;

2) экзогамные;

3) матриархальные;

4) патриархальные;

5) эгалитарные;

6) матрилокальные;

7) патрилокальные;

8) неолокальные.

Ответ: на усмотрение студентов и преподавателя.

11. Полиандрия распространена:

1) в Афганистане; 2) Пакистане; 3) Южной Индии; 4) Ираке; 5) Шри-Ланке.

Ответ: в Южной Индии.

12. Промискуитет – это:

1) религиозный запрет на добровольную бездетность;

2) обет безбрачия;

3) неупорядоченные половые отношения в эпоху родового строя;

4) половая связь между ближайшими родственниками;

5) общественное движение за уравнение в правах женщин с мужчинами;

Ответ: неупорядоченные половые отношения в эпоху родового строя.

13. Впишите недостающее. Структура религии представляет систему, состоящую из следующих компонентов:

1) религиозного сознания, 3) религиозных отношений,

2) … 4) …

14. Религия выполняет в обществе ряд определенных социальных функций, охарактеризуйте следующие функции:

1) иллюзорно-компенсаторная функция; 2) мировоззренческая функция; 3) регулятивная функция, 4) коммуникативная функция, 5) интегративная функция, 6) культуротранслирующая функция.

15. Можно ли рассматривать связь между религией и обществом как взаимодействие двух самостоятельных величин? Аргументируйте своё мнение.

16. В социологических теориях религия рассматривается как фактор, способствующий поддержанию стабильности общества и одновременно как фактор, стимулирующий его развитие. Какая из следующих функций религии лежит в основе этих проявлений религиозной активности: 1) иллюзорно-компенсаторная функция; 2) коммуникативная функция; 3) смыслополагание.

17. Э. Дюркгейм установил, что религия поддерживает моральное единство общества. Религия имеет социальный характер — общество одновременно выступает как автор и объект религии, оно создает религию и одновременно выступает богом и верующим. Как вы оцениваете это утверждение?

18. Какая из следующих функций религии, по мнению Э. Дюркгейма, способствует консолидации общества: 1) дисциплинарная, 2) цементирующая, 3) репродуктивная, 4) эйфорическая.

19. Согласны ли вы с М. Вебером, что «мировые религии» те, которые оказывают наибольшее воздействие на ход истории и имеют большое число последователей? Обоснуйте свой ответ.

20. Проводя сравнительно-исторический анализ мировых религий, М.Вебер выделил три общих типа как три различных способа отношения к «миру». Как называются эти типы? Приведите примеры различных религий на каждый тип?

21. П. Бергер оценивает секуляризацию как утрату «священного» и угрозу социальному порядку. С точки зрения Бергера секуляризация влечет за собой много важных последствий для жизни отдельного человека и общества в целом: 1) ведет к представлению о том, что нет ничего «святого», 2) абсолютные ценности становятся относительными, 3) наступает кризис утрата смысла, аномия, дезориентация человека. Как вы думаете, верна ли точка зрения П. Бергера? Аргументируйте свой ответ.

22. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Что будет являться результатами культовой деятельности из следующего:

а) удовлетворение религиозных потребностей;

б) удовлетворение нерелигиозных потребностей (художественных, потребностей в общении и т.д.)

в) динамика психических состояний верующих (переход к состоянию гармонии, радости, умиротворенности и т.д.);

г) сплочение религиозной группы;

д) все из вышеперечисленного.

23. В марксистской теории общественно-экономическая формация подразделяется:

а) на базис и надстройку;

б) классы эксплуататоров и эксплуатируемых;

в) производительные силы и производственные отношения;

г) нет правильных ответов.

24. Согласно П.А. Сорокину, в современном обществе существует набор основных признаков, от которых зависит принадлежность конкретного индивида или группы в целом к той или иной страте. Используя литературу, назовите эти признаки и определите взаимосвязь между ними.

Библиографический список

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс. Универс, 1993. 608 с.

Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1.

Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 805 с.

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал. УРСС, 1999. 703 с.

Добреньков В.И. Социология: краткий курс. М.: ИНФРА - М, 2002. 232 с.

Зуй М.И. Социология-мифология-философия (типы сознания) // Социс. 1996.

№ 12.

Комаров М.С. Размышление о предмете и перспективах социологии // Социс. 1990. № 11.

Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.

Кравченко А.И. Социология: Учеб. для студентов вузов. М.: Академия Проект: Фонд Мир, 2005. 507 с.

Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса // Социс. 1991. № 7.

Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 520 с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542 с.

Социология: методические указания для вузов / Под. ред. А.Г. Геринга. Омск: ОмГУ, 1999. 32 с.

Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2000. 344 с.

Редактор Т. А. Жирнова

ИД 06039 от 12.10.2001

Свод. темплан 2005 г.

Подписано к печати . Бумага офсетная. Формат 60х84 1/16.

Отпечатано на дупликаторе. Усл. печ. л.2,5 Уч.–изд. л. 2,5.

Тираж . экз. . Заказ .

___________________________________________________________

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Типография ОмГТУ

Наши рекомендации