Соотношение социологии международных отношений и социологической науки в целом
Прежде всего, следует отметить, что примерно до середины 60-х годов социология, за небольшими исключениями, не уделяла сколь- либо серьезного внимания международному аспекту. Более того, можно сказать, что такая практика во многом характерна и для ва- ших дней. Рассматривая государство как один из социальных инсти- тутов, анализируя систему структурных элементов основных инсти- тутов общества10, исследуя понятия суверенности, нации, патриотизма11, социологи, как правило, не выходят на изучение таких проблем, как отношения между государствами, анализ суверенитета и патриотизма в международном измерении и т.п. Даже тогда, тогда речь идет о так называемом «эмержентном обществе» - понятии, относящемся к «социологии третьего мира и отражающем переживаемое состояние напряженности между внутренним и внеш- ним»12, о конфликтах, иерархии систем, смене парадигм в развитии общества13, или же о мировом развитии как социальном изменении о социологии модернизации14 , - картина остается по существу все той же.
Причины такого положения заключаются, по мнению Р.Энджелла, во-первых, в долговременном преобладании эмпиризма в социологической науке, ее ориентации на исследование так называемых социальных фактов, что было неосуществимо вне националъно-государственных рамок. Во-вторых, эти же рамки определяли и анализ «внутренних» социальных систем, детерминированность которых механизмами именно национально-государствен- ного характера просматривается достаточно четко15. С позиций подобного подхода к социологии сложность функцонирования международных отношений оставляла мало надежды на нахождение устойчивых тенденций и закономерностей, на формулирование достаточно операциональных обобщений.
Положение начинает меняться по мере того, как исследования международных отношений второй половины XX века приводят к выводу, что международные отношения не сводятся к взаимо- действию государств и межгосударственных организаций. Парал- лельно в таких исследованиях все в большей мере используются теоретические и эмпирические методы социологической науки, а также создаются специальные методики анализа международных феноменов, ситуаций и процессов. С другой стороны, изменения происходят и в предмете самой социологии, которая предстает сегодня как наука о социальных общностях - многообразных разновидностях взаимодействующих социальных образований, чле- ны которых связаны совместным интересом, - а также о социальных организациях и социальных процессах как модусах их сущест- вования16.
Переход от трактовки международных отношений как государственных к их пониманию как взаимодействия гораздо более широкого круга участников, которые могут рассматриваться как субъекты и объекты международных отношений, и означал по су- ществу один из решающих шагов к формированию социологии международных отношений. В отличие от государств как субъектов международной политики в правовой науке, межгосударственных событий как основного объекта истории дипломатии, социологию международных отношений интересуют не только государства, но любые социальные общности, взаимодействующие на мировой аре- не. Как социологическая дисциплина она исходит прежде всего из макросоциологической парадигмы: рассмотрения общества в его целостности, выделения главных аспектов предметной области - со- циальной структуры, социальных институтов, социальных процессов и изменений, социальных систем, а также социальных взаимо- действий и взаимосвязей. Вместе с тем ей нисколько не чужда и микросоциологическая парадигма: именно на ней основаны ис- следования американских «модернистов» и их европейских после- дователей, некоторые из которых обосновывают свое понимание социологии международных отношений как вида поведенческой либо событийной социологии17. Такая дихотомия парадигм отра- жает положение, издавна существующее в социологической науке в целом (см. прим.6, с.5). И этот факт сам по себе тоже является свидетельством, пусть и своеобразным, все большей социализации науки о международных отношениях, - или, вернее, все более заметного становления социологии международных отношений как относительно самостоятельной области научного знания.
Подведем итоги. Социология международных отношений является частносоциологической дисциплиной, составляя, наряду с социологией труда, социологией образования, социологией семьи и т.п., одну из отраслей социологической науки. Наиболее близко она примыкает к политической социологии: эти две отрасли взаимо- проникают и взаимодополняют друг друга. Международно-поли- тическая теория как составная часть политологии, изучающая процесс взаимодействия различных государств и их союзов на мировой арене на основе анализа их потребностей и интересов, социально-экономической, политической и идеологической природы, немыслима без правильного понимания среды, «внешнего климата» этого взаимодействия, то есть без международных отно- шений, исследованием которых занимается социология международ- ных отношений. Последняя, в свою очередь, исходя из тезиса между- народно-политической теории о международных отношениях как равнодействующей, результате взаимодействия социальных общностей за пределами их территориальных образований, не может обойтись без получаемых в рамках указанной теории данных о состоянии и изменениях международной политики в глобальном, региональном и субрегиональном масштабах. Вместе с тем стоит еще раз подчеркнуть то обстоятельство, что указанное разделение носит весьма условный, «учебный» характер. Реальные исследования международных отношений, даже в тех случаях, когда они выделяют в качестве исходного принципа их анализа тот или иной (например, социологический) аспект, вовсе не имеют целью установить некие непроходимые границы между различными дисциплинами. Кроме того, современное состояние социологии международных отношений не позволяет говорить о том, что данная дисциплина полностью принадлежит либо к социологическим, либо к политическим наукам.