Политическая психология: место в системе наук, предмет и объект политической психологи

Политическая психология: место в системе наук, предмет и объект политической психологи

Наиболее тесные связи прослеживаются между политологией и социальной психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.
Междисциплинарная область на стыке политологии, психологии и социологии. Предметом Пол. Псих. являются психологические компоненты политического поведения человека, исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. Т.е психология политиков и все процессы в политике.В последнее время многие авторы склонны считать предметом Пол. Псих. двусторонний процесс влияния психологических факторов на политическое поведение и политических действий - на психологические состояния (М Дойч). Предмет политической психологии в целом - это политика как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побудительными силами. С нач 1990-х гг появляются политико-психологические исследования рос авторов (Е Шестопал, Г Дилигенский, А Юрьев, Л Гозман, Е Гантман-Егорова и др)П п исследует широкий круг проблем как внешней политики (психология войны и мира, терроризм, принятие политических решений, этнические и межгосударственные конфликты, взаимное восприятие партнеров по переговорам), так и внутриполитической жизни (мотивация политического участия в традиционных институтах и новых движениях, дискриминация меньшинств, психология формирования политических идентичностей и т д.
Конкретные объекты политической психологии лежат в трех основных сферах. Во-первых, это политическая психология внутриполитических отношений. Во-вторых, политическая психология внешней политики и международных отношений. В-третьих, все больше набирающая самостоятельный статус военно-политическая психология. Каждая их перечисленных сфер включает огромное многообразие конкретных объектов - практически все политические явления, институты и процессы, включающие в себя тот или иной психологический аспект.

Ведущие направления современной политической психологии

В центре внимания исследователей и преподавателей стоит предмет политической науки. (см. выше)

Основные направления на пост.советском пространстве: 1.исследование демократии и переходного периода, 2. динамика полит. установок в современной России, 3.компаративные исследования, 4. философия политики. Более широкий список проблем: 1.история полит. учений, 2.история международных отношений, 3.методология, 4. психология политики, 5. методология политики, 6. сравнительная политология, 7.теория политики, 8.философия политики. 9. терроризм 10. проблема установления гражданского общества 11. взаимодействие власти и общества, 12. утрата доверия к власти.

Примечательно, что в настоящее время разработки в области политической психологии идут в двух вариантах – в рамках политологии и в рамках психологии, что нашло отражение в ее институциолизации – в создании соответствующих кафедр и курсов на факультетах политологии и психологии. Политическая наука проявила всемерную заинтересованность прежде всего в разработке таких проблем, которые связаны с субъективной стороной политического процесса: ценности политических культур, настроения, ожидания и установки избирателей, психологические особенности полит. лидерства и элит, особенности нац. характеров, возниконовение и разрешение полит. конфликтов, психология принятия полит. решений, полит. коммуникации, формирование имиджа полит. деятелей и т.д.

Социально – психологические основы политической культуры

Политические идеалы

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ В политической психологии определяется как представление о совершенном политическом строе, совершенный образец чего-либо в политической сфере высшая конечная цель стремлений в политической деятельности. Политический идеал детерминирует стремления и поведение человека, группы, класса в политической сфере. Приверженность тем или иным ценностным ориентациям чаще всего определяет конкретные политические идеалы, т. е. более или менее структурированную систему воззрений на идеальный) (нормативный) тип общественно-политического устройства, справедливость или несправедливость в политике, в соответствии с которыми оценивается деятельность власти и отдельных политических партий и лидеров. Личность, ориентирующаяся на индивидуалистические ценности, обычно формирует свои политические идеалы, исходя из общей концепции естественного права, либеральных воззрений, рассматривая плюралистическую демократию в качестве наиболее рациональной и справедливой формы политического режима. Коллективистские или корпоративные ценностные установки чаще всего предполагают, что идеалом общественного устройства является сильная власть, нередко персонифицированная, олицетворяющая собой коллективную волю той или иной общности людей, устанавливающая рамки личной свободы, но в этих рамках гарантирующая гражданам более или менее равное пользование жизненными благами и правами. Анализ сущностных характеристик политического идеала позволяет выделить ряд его основополагающих составляющих: идеальный образ, совершенство, совершенный образ чего-либо, образ желаемого, образ должного; отражение в сознании различных, полно и ярко развивающихся сторон жизни; идеальные цели и стремления людей; представление о всеобщей норме, образце человеческого поведения, мере; образец, норма, определяющий способ и характер поведения человека; идеальный образ, имеющий нормативный характер поведения, деятельности человека; внутренняя цель (высшая конечная цель на пути постепенного самосовершенствования); высшая конечная цель стремлений, деятельности; наглядно созерцаемый образ цели, такой тип отношений, к которым личность проявляет интерес; компонент идеологии; регулятор отношений внутри общества, отражение тенденций общественного развития: активная (организующая, объединяющая) сила, динамичный процесс; состояние эталонного сознания; возможность того или другого явления; выход за пределы непосредственного опыта, инструмент для осуществления в непосредственном настоящем активного замысла личности.

9 психологические особенности политической активности логия власть активность политический

Политические мотивы, склоняющие людей добиваться власти или участвовать в ее осуществлении, могут быть эгоцентрическими и социоцентрическими.

1) Эгоцентрические– это те мотивы, которые концентрируются на собственной личности индивида, ориентируют его на следование в политической деятельности узколичностным целям.

2) Социоцентрические – мотивы, ориентирующие человека на достижение блага для какой-то более широкой группы людей (нации, класса, жителей определенного региона). Эгоцентрические и социоцентрические мотивы не обязательно должны исключать друг друга: например, кто-то может испытывать сильное желание служить отчизне и одновременно прославиться.

Эти два мотива поведения часто взаимно усиливают друг друга и ведут к одному и тому же типу действий. Чтобы разобраться в происходящем, выявить разные формы политической активности и политического участия во властных отношениях, политическая психология делает определенные обобщения.

Обычно она различает:

1) Позитивные или негативные реакции людей на импульсы, исходящие от политической системы общества, от ее институтов или их представителей, не связанные с необходимостью высокой активности человека. Последний лишь фиксирует их в своем сознании, часто систематизирует появляющиеся в итоге политические представления для того, чтобы просто ориентироваться в социально-политической действительности, но не предпринимает инициативных действий;

2) Активность, связанную с делегированием политических полномочий, т.е. электоральное поведение людей. В этом случае люди испытывают определенные политические пристрастия, являются сторонниками конкретных партий или общественно-политических движений и, доверяя им свои голоса, участвуя в выборах в государственные органы власти, выражают свое отношение к существующей политической системе, поддерживая ее или выступая против нее;

3) Участие в деятельности различных политических и общественных организаций. Эта форма политической активности свойственна людям, которые стремятся реализовать на пракг тике свои политические интересы и привязанности, поддержать своими силами и своей энергией партии и движения, близкие им по духу и идеалам и которые способны, на их взгляд, изменить в лучшую сторону жизнь в государстве;

4) Выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему общества или действующих против нее. Вовлеченные в политическую активность люди, вступившие в конкретные партии или общественные движения, находясь в их рядах, вынуждены (или чаще всего по собственной воле и в соответствии с личными убеждениями) принимать непосредственное и деятельное участие в проводимых этими политическими организациями мероприятиях;

5) Прямую деятельность в составе политических движений или вне их, направленную против существующей политической системы и имеющую своей главной целью коренную ее перестройку. В развитии каждого государства всегда наступают моменты, когда для большинства людей становятся невыносимыми условия их общественной жизни или же обостряется до максимума недовольство политикой социальной группы, находящейся у власти. Тогда это недовольство выливается в прямую политическую активность, направленную на свержение правящего режима или его трансформацию.

Так, из всех форм политической активности в политических системах развитых стран Запада выделяется прежде всего электоральное поведение. При этом в конкретных политических культурах этих стран «вес» электорального поведения среди других видов активности имеет сильный разброс.

Современные исследования ученых свидетельствуют, кроме того, и о том, что, обладая определенными социальными и политическими качествами, один человек может показывать большую готовность к участию в политической борьбе, а другой – будет сторониться ее.

По отношению к политической активности и другим формам борьбы за власть выделяют:

1) Люди, активные во всех областях жизни, в том числе и в политике. Они отличаются большой энергией, высоким мнением о собственных возможностях и сильными личными устремлениями, весьма настойчиво участвуют в разнообразных видах деятельности и часто, хотя и не всегда, проявляют высокую идеологическую и психологическую стойкость.

2) Люди, активные в каких-либо сферах деятельности, но пассивные в политикеи, следовательно, лишенные склонностей, свойственных политикам и необходимых для политической борьбы либо относящиеся индифферентно к проблемам политики ввиду достаточно продуктивного участия в других областях. К этой группе можно отнести людей, которые по тем или иным причинам не одобряют существующую политическую систему и поэтому активно не включаются в ее функционирование. В то же время они не борются за ее ликвидацию.

3) Индивиды, проявляющие слабый интерес к неполитическим областям жизни, но весьма политически активные. Это своеобразная категория людей с определенными интеллектуальными и эмоционально-экспрессивными характеристиками, ориентирующими на достаточно упрощенное понимание политической деятельности.

4) Пассивные как в политике, так и вне ее людив этом случае отсутствие ориентации на политическую активность можно объяснить слабостью и неустойчивостью их жизненной позиции.

– Психологические факторы политической активности или пассивности людей:

а) степень социально-психологической вовлеченности в политику, обусловленная воздействием средств массовой информации и политических процессов на людей, под контролем которых формируются представления о политике, рождается интерес к ней, готовность и способность воспринимать определенные политические и иные ценности;

б) наличие определенных индивидуально- и социально-психологических предпосылок, сформировавшихся в ходе всей предыдущей жизни и истории развития людей или их групп, ориентирующих на конкретное отношение к политическим реалиям, событиям, факторам или определенную идентификацию с той или иной политической партией или институтом, способствующих вовлечению (включению) в политику;

в) чувство социально-психологической причастности групп людей к определенным политическим ценностям, идеям, взглядам (у каждого человека так или иначе формируются конкретные политические ситуативные интересы и пристрастия, которые со временем начинают более активно опосредовать их миросозерцание и характер осмысления действительности, что позволяет не только оценивать события, участниками которых они оказались в силу тех или иных обстоятельств, но и формировать устойчивую мотивацию их поступков и действий);

г) повседневное, сиюминутное восприятие политики, властных отношений людьми (оно может быть адекватным, неадекватным, реалистическим, иллюзорным).

Социологи и психологи классифицируют также людей и по их отношению к власти.

1) Аполитичные люди, которые резко отрицательно относятся к личному участию в борьбе за власть, как правило, последней абсолютно не интересуются и мало что о ней знают. Им свойственна инертность политического мышления, т.е. стойкая неприязнь и нелюбовь к политике, борьбе за власть. Часто они воспринимают политику как чуждое, бессмысленное, а иногда и «грязное» дело.

2) Пассивно относящиеся к власти граждане, как правило, воспринимающие ее отрицательно или нейтраяьно, не интересующиеся политическими проблемами общества. Однако от аполитичных они отличаются тем, что бывают достаточно хорошо социально информированы.

3) Компетентные наблюдатели– интересуются политикой, понимают ее значение, они четко представляют все положительные и отрицательные стороны борьбы за власть, хорошо информированы о них. Но одновременно они не стремятся принимать участие в политической жизни, борьбе. Как правило, это люди, увлеченные делом, не имеющим отношения к политике.

3) Противниками борьбы за власть, резко негативно относится к политике вообще и к борьбе за власть в частности. Они хорошо информированы о политических процессах именно потому, что занимают по отношению к ним отрицательную позицию, поскольку считают власть средством подавления личности, сдерживания ее свободы, а политику рассматривают как способ маскировки мотивов господства над другими людьми, обмана народа.

4) Активных в политическом отношении людей, которые занимают позицию постоянного поиска власти. Они считают последнюю важной ценностью, имеющей для них большую привлекательность, соответственно стремятся добиться ее для себя или для группы, членами которой являются. В результате они чрезвычайно активно интересуются политическими проблемами и стремятся всегда в полной мере быть информированными о них.

Психологически поведение и действия активистов, согласно исследованиям зарубежных и отечественных ученых, объясняются наличием у них целого ряда личностных черт:

• силы индивидуальности, проявляющейся в ярко выраженной уверенности в себе;

• повышенной мотивации на внешний мир и обостренного чувства собственного достоинства;

• личной увлеченности, заставляющей индивида принимать порой излишне инициативное участие в различных жизненных ситуациях, сознательно окунаться в политическую деятельность, подчинять своей воле других людей;

• склонности к расширенному и многозначному восприятию окружающего мира, выражающейся в значительном интересе к событиям, которые в нем происходят, и переходе к политической деятельности, являющемся для них закономерным следствием этого интереса;

• экстравертивных наклонностей, характерных для людей, постоянно ищущих контактов с другими людьми, хорошо себя чувствующими именно в таких обстоятельствах, что в окончательном виде способствуют приходу в политику.

Таким образом, на политическую активность людей оказывают влияние как социальные, так и психологические факторы, лежащие в основе политической деятельности.

Психолого-политические качества людей проявляются в политической активности, политическом поведении, политической работе и политической деятельности.

Политическая активность является отражением целесообразности политики. Если реактивность – вынужденная реакция человека на действия политической власти, то активность – это психолого-политическое самодвижение гражданина, возбуждаемое запаздывающими действиями власти.

Вся психология политической пропаганды, избирательных кампаний ориентирована на управление политической активностью населения. Деятельность правительственных органов, армии и т.п. полностью подчинена достижению политических результатов.

Политический шантаж

Современный политический шантаж предполагает психологическое воздействие через вымогательство или запугивание, заключающееся в угрозе разоблачения или разглашения позорящих (подлинных или вымышленных) сведений в целях достижения политической выгоды. Само это явление связано с такими "чёрными" методиками как "манипуляция сознанием", хотя это и разные вещи. Приведу наиболее "горячие" примеры из практики политического шантажа. К примеру, так называемая "утечка информации" в России 1990-х активно использовалась при президенте Б. Ельцине при отставках целых четырёх премьер-министров: В. Черномырдина, С. Кириенко, Е. Примакова, С. Степашина. В этот же период в России практиковались технологии создания целых структур типа НТВ, нацеленных на точечный шантаж конкретных политиков, использовался приём компромата. В США были такие же компромат-шантажи - "уотэргейтский скандал", "иран-контрас", наконец, знаменитый "моникагейт".

Отдельной разновидностью таких чудовищных техник политического шантажа вскоре стали видеокассеты (видеоэлектронные носители CD, DVD). К примеру, широко известны видеокассеты с записями "разоблачений" как орудие шантажа против президента Республики Беларусь А. Лукашенко. Есть так называемый "сезонный" шантаж. Так, политический шантаж в современной России широко используется во время избирательных компаний - элементарный рэкет и давление на кандидатов и электорат со стороны пресловутого "административного ресурса" - угрозы отобрать места в детских садах, принуждение голосовать за "нужных" кандидатов, подтверждая свой выбор видеосъемкой на камеру мобильного телефона в кабинах для голосования, "принудительное голосование" через прессинг на работников лояльных чиновникам работодателей и т.п. Здесь работают имиджмейкеры, ньюсмейкеры и PR-менеджеры.

Встречаются и такие разновидности политического шантажа как угроза геноцидом. Примером такой угрозы может служить случай с Международной конференцией по Холокосту и геноциду в Израиле. В 1982 г. Турция предъявила ультиматум правительству Израиля - либо оно не допустит конференции с участием армян, либо турецкое правительство не гарантирует безопасность еврейского меньшинства в стране. Распространён и такой вид политического шантажа как политический террор, имеющий своей целью посеять ужас в рядах противника.

Следует отметить сравнительно новый тип политического шантажа - представление уголовного преступления как преступления на этнической почве и выдвижение угрозы применения геноцида. К примеру, в 1998 г. в Москве убили молодого торговца-азербайджанца. Посол Азербайджана в России выступил по телевидению с неприкрытой угрозой, заявив, что в Азербайджане проживает несколько сот тысяч русских, безопасность которых при повторении подобных случаев правительство республики не берётся гарантировать. Похожие процессы есть и в США - там преступление против афроамериканца может быть расценено как преступление на расисткой основе. За этим приёмом перевода уголовного преступления на национальную плоскость стоит, как правило, обычное вымогательство.

Самый "свежий" вид политического шантажа - это "хакерские операции". Например, в конце 2000 г. группа хакеров захватила контроль над британским военным спутником, который служит для координации действий наземных, воздушных и морских воинских частей путём передачи приказов и донесений. Хакеры проделали это для того, чтобы получить выкуп от правительства Великобритании. А совсем недавно - в конце 2009 года разработчики Google Earth опубликовали новую карту, где были видны стоящие на приколе подводные лодки Соединённого Королевства. Считать ли это результатом невыполненного условия в ходе неудавшегося шантажа - большой вопрос. Однако такие операции вполне возможны.

Коллеги, было бы интересно узнать о примерах политического шантажа, которые вам известны.

Личностный аспект политики

Проблема личности в политике относится к числу «вечных». Она вызывает неизменный интерес у философов и историков, писателей и моралистов, религиозных мыслителей и психологов. В политической науке, между тем, эта проблема относится к числу наименее исследованных. В профессиональных политологических изданиях число публикаций на эту тему минимальное1. Это связано с претензиями многих политологов на создание «объективной» науки, где действие субъективного фактора сведено к минимуму. Личность они выносят «за скобки» либо потому, что считают ее влияние на политические события незначительным, либо потому, что не владеют качественными методами исследования, позволяющими учитывать уникальные, неповторимые свойства тех, кто делает политику.

В современной политической науке ситуация медленно, но изменяется. Большинство политологов сейчас признают необходимость исследования личностного фактора в ходе политического процесса. Одной из причин поворота политологов к изучению этого феномена стала неспособность институционального политического подхода предсказать те кардинальные перемены, которые произошли в мире после начала перестройки в СССР. Многие тогда задавались вопросом: как развивалась бы политика в мире, если бы генеральным секретарем КПСС был избран не М. Горбачев, а А. Громыко или В. Гришин. «Вес» личностных качеств М. Горбачева в происшедших переменах был столь значителен, что во многом заставило пересмотреть традиционные подходы к изучению политики.

Для большинства непрофессионалов в области политической науки, основной интерес к политике сосредоточен именно вокруг личностей тех, кто делает политику. Читающая публика хочет знать биографии тех, кто изменил лицо эпохи. Ее интересуют их стиль и вкусы, семейное окружение и спортивные увлечения. Нам не случайно кажется: поймем политика как человека — и перед нами откроются скрытые пружины его политического поведения.

Чтобы понять, кто прав — профессионалы или любители, попробуем прежде всего проанализировать, что дает нам понимание личности для проникновения в политические механизмы власти.

Политическая социализация

Политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленными в политической культуре. Это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина. В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя. рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, сохраняет преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности. В результате, политическая социализация формирует политическое сознание и поведение личности. В процессе политической социализации происходит становление личности гражданина - члена данной политической системы. Механизмы политической социализации функциопи руют на общесоциальном, социально-психологическом и индивидуальном (внутриличностном) уровнях Политическая социализация включает ряд возрастных этапов и стадий, причем политические структурь личности развиваются на разных стадиях неравномерно. Принято разделять три основные системы политической социализации: 1) прямая целенаправленная социализация, 2) стихийная социализация, 3) самовоспитание и самообразование. Особый случай представляет собой ресоциализация при кризисах политической системы. Возможны три основных варианта политической социализации: политическая активность, политическая пассивность и политическое от чуждение. Достигаемая в ходе политической социализации политическая активность реализуется в политическом участии граждан.

политическая психология: место в системе наук, предмет и объект политической психологи

Наиболее тесные связи прослеживаются между политологией и социальной психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.
Междисциплинарная область на стыке политологии, психологии и социологии. Предметом Пол. Псих. являются психологические компоненты политического поведения человека, исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. Т.е психология политиков и все процессы в политике.В последнее время многие авторы склонны считать предметом Пол. Псих. двусторонний процесс влияния психологических факторов на политическое поведение и политических действий - на психологические состояния (М Дойч). Предмет политической психологии в целом - это политика как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побудительными силами. С нач 1990-х гг появляются политико-психологические исследования рос авторов (Е Шестопал, Г Дилигенский, А Юрьев, Л Гозман, Е Гантман-Егорова и др)П п исследует широкий круг проблем как внешней политики (психология войны и мира, терроризм, принятие политических решений, этнические и межгосударственные конфликты, взаимное восприятие партнеров по переговорам), так и внутриполитической жизни (мотивация политического участия в традиционных институтах и новых движениях, дискриминация меньшинств, психология формирования политических идентичностей и т д.
Конкретные объекты политической психологии лежат в трех основных сферах. Во-первых, это политическая психология внутриполитических отношений. Во-вторых, политическая психология внешней политики и международных отношений. В-третьих, все больше набирающая самостоятельный статус военно-политическая психология. Каждая их перечисленных сфер включает огромное многообразие конкретных объектов - практически все политические явления, институты и процессы, включающие в себя тот или иной психологический аспект.

Наши рекомендации