Индексы демократии, строящиеся на основании статистических расчетов.

Индекс демократического действия Нейбауэра

Две переменные: электоральное равенство и электоральная конкуренция.

Индикаторы:

процесс взрослого населения, имеющего право глосса. (цензы). Государства попадают на высокие места, если обеспечивают максимальное участие взрослого населения

равенство представительства. Один чел – один голос.

информационное равенство. Плюрализм СМИ и различная собственность на газеты. Число газет разных собственников х средний тираж/население столицы.

конкуренция. Два измерения: процент времени правления доминирующей партии; средний процент голосов, полученных побеждающей партией.

Индекс демократизации Ванахена.

Переменные – политическое участие и политическая конкуренция.

Индикаторы:

уровень конкурентности (К). это доля голосов, полученных маленькими партиями на выборах. Это доля – вычитание процента голосов, полученных правительственной партией, из ста.

уровень электорального участия (У). доля населения, участвовавшая в голосовании. Подсчитывается от всего населения.

ИД = КхУ/100.

Демократические страны – 5. полудемократическе – 2-5.

Индекс политической демократии Боллена.

Связь элиты и не элиты.

PODLEM. Переменные: политические свободы и народный суверенитет.

Индикаторы свобод:

свобода прессы. 9 баллов.

свобода групповой оппозиции. 4 балла. (отсутствие партий, наличие 1 партии, наличие доминирующей партии, много партий).

правительственные санкции. (цензура СМИ, комендантский час, запрещение партий, арест членом оппозиции). Основа на числе таких событий.

Индикаторы суверенитета:

справедливость выборов (есть ли альтернатива, степень зависимости выбором от администрации, честные ли выборы и признают ли их результат все партии) 4 пункта.

выборность исполнительной власти

выборность законодательной. Оценка эффективности органа.

Индекс институциональной демократии Гарра (Polity III)

Индикаторы:

конкурентность политического участия

контроль за политическими участием

конкурентность формирования исполнительной власти

открытость формирования исполнительной власти

ограничение деятельности главы исполнительной власти.

Индексы социального благополучия

Индикаторы социального самочувствия населения включают оценки:

1) удовлетворенности жизнью в целом;

2) материального положения своей семьи;

3) того, как будет жить семья через год;

4) приспособленности к происходящим в стране переменам.

Частные индексы по каждому из рассматриваемых индикаторов рассчитываются как разница суммы положительных и средних оценок и суммы отрицательных оценок:

Jч = S положительных и средних оценок - S отрицательных оценок

Основной мотив построения данной модели состоит в выявлении соотношения позитивных и негативных настроений в обществе. Возможность получения при этом (в случае преобладания негативных настроений над позитивными) отрицательных величин позволяет зафиксировать некие «критические точки» в общественном мнении, а главное – в реальном положении дел. При визуализации полученных результатов приближенность или, напротив, удаленность графических изображений индексов от оси ОХ, фиксирующей состояние паритета позитивных и негативных настроений, как раз и отражает наличие (отсутствие) этих самых «критических точек».

Комплексный индекс социального самочувствия рассчитывается как среднее значение частных индексов удовлетворенности жизнью, материального положения и прогноза своей жизни в годичной перспективе (3 показателя);

Чтобы оценить социальную напряженность в регионах России, для каждой территории определялся соответствующий индекс, формируемый на основе следующих показателей:

уровня протестной активности населения;

уровня митинговой активности населения;

миграционной активности населения;

степени политической поляризации населения;

уровня протестного голосования;

степени этнической гомогенности населения.

По 5-бальной шкале.

Уровень протестной активности населения как отношение количества человеко-дней, затраченных на различные массовые акции протеста (демонстрации, митинги, пикеты, забастовки, голодовки и т. д.), к численности населения региона.

Наши рекомендации