Феномен власти. Политическая власть и ее структура

Власть является одним из базовых явлений общества и политики. Во всех устойчивых объединениях людей – семье, производственной организации, любом коллективе, обществе в целом – обнаруживается феномен власти.

Власть представляет собой сложное многоаспектное явление. Наиболее значимыми аспектами власти являются следующие:

а) власть есть способность социальной системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию её коллективных целей. Власть понимается как нечто объективно необходимое, без чего неминуем распад социальных систем;

б) власть есть способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Любое общество устроено иерархично: одни управляют, другие исполняют;

в) власть – это свойство определенных статусов, ролей, позволяющее контролировать социальные ресурсы, средства влияния. Власть связана с занятием руководящих должностей, дающих возможность воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания;

г) власть – это особый тип поведения людей, когда одни командуют, а другие подчиняются. Власть обычно персонифицируется.

М. Вебер коротко определил власть следующим образом: власть – это возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других.

Многоаспектное видение власти позволяет нам не останавливаться на её внешнем личностном проявлении.

Так, доцент Н. осуществляет свою власть, потому что это входит в его обязанности (статус). Но эти обязанности (его статус) созданы обществом для осуществления процесса образования как части общего процесса социализации. Власть доцента Н. является необходимым моментом очень важного для общества процесса социализации индивидов.

Власть предполагает двустороннее взаимодействие, где есть субъект и объект власти. Субъект – это активное начало власти, объект –подчиняющаяся сторона. Без объекта не может быть субъекта власти. В феномене власти должен быть обязательно кто-то, кто подчиняется.

Субъект и объект власти руководствуются разными мотивами. Субъект власти стремится к ней потому, что она важна для него сама по себе или он проявляет интерес к ней как к средству достижению других благ. Объект власти подчиняется под давлением страха, по привычке, по убеждению, потому что он воспринимает субъект власти как нечто авторитетное, или он идентифицирует себя с субъектом власти, когда последний воспринимается как свой представитель и защитник.

Влияние субъекта власти на объект власти происходит с использованием различных средств. Их еще называют ресурсами (рычагами) власти. В науке существует их несколько классификаций. Широко используется классификация ресурсов власти, данная американским исследователем А. Этциони:

1.Утилитарные. Это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Например, в качестве блага может выступать более высокая должность.

2.Нормативные. Это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения людей. Средствами воздействиями могут быть средства массовой информации, знания, навыки внушения и т.п.

3.Принудительные (силовые). Это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. Принудительные ресурсы считаются традиционно наиболее эффективным источником власти, поскольку их использование способно лишить индивида имущества, свободы и жизни – высших человеческих ценностей.

Наряду с многообразием ресурсов власти можно говорить и о многообразии видов власти. Существуют следующие виды власти:

а) экономическая – представляет собой контроль над экономическими ресурсами; в спокойные периоды развития общества это главный вид власти;

б) социальная – выражается в распределении позиций на социальной лестнице – статусов, должностей, льгот и привилегий;

в) культурно-информационная– это власть над людьми с помощью информации и средств ее распространения;

г) принудительная –основанная на применении или угрозы применения физической силы;

д) политическая – занимает особое место в обществе.

Отличительными признаками политической власти являются:

1) легальность использования насилия в пределах государства;

2) верховенство, обязательность ее решений для всякой иной власти;

3) публичность, её безличность и всеобщность(она возвышается над населением страны и обращается от имени общества с помощью права ко всем гражданам);

4) моноцентричность –наличие единого центра принятия решений (остальные виды власти полицентричны);

5) многообразие ресурсов.Политическая власть использует и утилитарные, и нормативные, и принудительные ресурсы.

Политическая власть делится на виды в соответствии с субъектом власти. Субъектом политической власти могут быть отдельные личности (прежде всего политические лидеры), политические элиты, социальные общности (нации, классы, социальные слои и т.п.), политические партии и общественные организации, государство, союз государств, мировое сообщество.

Здесь главной является государственная власть,которая в свою очередь делится на:

- законодательную;

- исполнительную;

- судебную власть.

Различают три уровня политической властив обществе:

- высший – уровень общества в целом;

- средний – уровень регионов;

- низший – уровень отдельных политических организаций, небольших групп людей.

Наши рекомендации